Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур 6 страница



Этот отрывок из «Шримад-Бхагаватам» описывает брахманскую династию Гритсамада от Витахавьи не совсем в том виде, как она приводится в «Махабхарате». В «Шримад-Бхагаватам» Витахавью называют также Шау-накой Риши.

Кшатрии Каруша пошли от Каруши, сына Ману, а от сына Ману по имени Дхришта пошла каста кшатриев Дхаршта, члены которой возвысились в этом мире до положения брахманов. Это подтверждается в «Шримад-Бхагаватам» (92.16-17):

карушан манавад асан карушах кшатра-джатаях

дхриштад дхарштам абхут кшатрам брахма-бхуям гатам кшитау

«От Каруши, другого сына Ману, произошла династия Каруша, кшатрийский род. От сына Ману Дхришты пошла кшатрийская каста Дхаршта, члены которой обрели положение брахманов». Комментируя этот стих, Шридхара Свами писал, что слово брахма-бхуям означает «положение брахманов».

Девадатта был в десятом поколении потомком Нари-шьянты, сына Ману. Сыном кшатрия Девадатты был Агни-вешьяяна, ставший махарши-брахманом и основателем брахманской династии.

«Шримад-Бхагаватам» (9-2.19-22):

читрасено наришьянтад рикшас тасья суто 'бхават тасья мадхвамс татах пурна индрасенас ту тат-сутах

витихотрас те индрасенат тасья сатьяшрава абхут урушравах сутас тасья девадаттас тато 'бхават

тато 'гнивешйо бхагаван агних сваям абхут сутах канина ити викхьято джатукарнйо махан риших

тато брахма-кулам джатам агнивешьяянам нрипа.

«1) Наришьянта, 2) Читрасена, 3) Рикша, 4) Мидхван, 5) Пурна, 6) Индрасена, 7) Витихотра, 8) Сатьяшрава, 9) Урушрава, 10) Девадатта, 11) Агнивешья. В облике Агниве-шьи, сына Девадатты, лично явился бог огня Агни. Агнивешья был прославленным мудрецом, носившим также имена Канина и Джатукарнья. О царь, от Агнивешьи пошла брахманская династия Агнивешьяяна».

Джахну Муни родился у Хотры в династии Чандра. Его родословная приводится в «Шримад-Бхагаватам» (9.15.1-4):

аиласья чорваши-гарбхат шад асанн атмаджа нрипа аюх шрутаюх сатьяю райо 'тха виджайо джаях

шрутайор васуман путрах сатьяйош ча шрутанджаях раясья сута экаш ча джаясья танайо 'митах

бхимас ту виджаясьятха канчано хотракас татах тасья джанух суто гангам гандуши-критья йо 'пибат

джанос ту пурус тасьятха балакаш чатмаджо 'джаках татх кушах кушасьяпи кушамбус танайо васух кушанабхаш ча чатваро гадхир асит кушамбхуджах

«1) Чандра, 2) Будха, 3) Пурурава, 4) Аю, Шрутаю, Сатьяю, Рая, Виджая и Джая, 5) сын Виджаи Бхима, 6) Канчана, 7) Хотрака, 8) Джахну, 9) Пуру, 10) Балака, 11) Аджака, 12) Куша, 13) Кушамбху или Каушика, 14) Гадхи».

Кшатравриддха был сыном Аюраджи из династии Чандра. Сыном Аюраджи был Сухотра, а его сыном — Гритса-мада. От Гритсамады произошел Шунака, а от него — Шаунака, великий мудрец, знавший «Риг-веду» лучше кого-либо другого. Это подтверждается в «Шримад-Бхагаватам» (9-17.3) следующим образом:

кашьях кушо гритсамада ити гритсамадад абхут шунаках шаунако ясья бахврича-праваро муних

«[У Сухотры было три сына:] Кашья, Куша и Гритсамада. От Гритсамады произошел Шунака, а от него — Шаунака, великий мудрец, лучший среди знающих «Риг-веду»». У Махараджи Яяти из династии Чандра был сын Пуру, среди потомков которого числится Канва Риши. Сына этого последнего звали Медхатитхи, и от него пошла брахманская династия Прасканна. Это подтверждается в «Шримад-Бхагаватам» (920.1-7):

пурор вамшам правакшьями ятра джато 'си бхарата ятра раджаршайо вамшья брахма-вамшьяш ча джагьире

джанамеджайо хй абхут пурох прачинвамс тат-сутас татах правиро 'тхаманусьюр ваи тасмач чару nado 'бхават

тасья судьюр абхут путрас тасмад бахугавас татах самьятис тасьяхамьяти раудрашвас тат-сутах смритах

ритеюс тасья какшеюх стхандилеюх критеюках джалеюх саннатеюш ча дхарма-сатья-вратеявах

дашаите 'псарасах путра ванеюш чавамах смритах гхритачьям индриянива мукхьясья джагад-атманах

ритейо рантинаво 'бхут траяс тасьятмаджа нрипа суматир дхруво 'пратиратхах канво 'пратиратхатмаджах

тасья медхатитхис тасмат прасканнадья джвиджатаях путро 'бхут суматеребхир душмантас тат-суто матах

«О Махараджа Парикшит, потомок Махараджи Бхараты, сейчас я опишу династию Пуру из которой ты произошел, в которой явилось множество святых царей и от которой пошло множество брахманских династий: 1) Пуру, 2) Джанамеджая, 3) Прачинван, 4) Правира, 5) Манусью, 6) Чарупада, 7) Судью, 8) Бахугава, 9) Самьяти, 10) Ахамь-яти, 11) Раудрашва, 12) Ритейю, 13) Рантинава, 14) Апра-тиратха, 15) Канва, 16) Медхатитхи, 17) Прасканна и другие брахманы. Сын Рантинавы по имени Сумати был отцом Ребхи. Общеизвестно, что Махараджа Душманта является сыном Ребхи».

У Махараджи Бхараты, сына Душманты, не было потомства, поэтому Маруты принесли ему Бхарадваджу которого Бхарата усыновил. Бхарадваджа был внебрачным сыном Брихаспати от Маматы, жены Утатхьи. Впоследствии в качестве приемного сына Бхараты Бхарадваджа стал известен под именем Витанвы. Сыном Бхарадваджи был Ма-нью, родивший Брихаткшатру, Джаю, Махавирью, Нару и Гаргу. Сыном Нары был Санкрити, а его сыновьями — Гуру и Рантидева. Сыном Гарги был Шини, у которого был сын по имени Гаргья.

Вот еще один пример того, как в семьях кшатриев рождаются брахманы. В «Шримад-Бхагаватам» (9-21.19-21, 30, 31,33) это описано так:

гаргач чхинис тато гаргьях кшатрад брахма хи авартата дуритакшайо махавирьят тасья трайяруних кавих

пушкарарунир итй атра йе брахмана-гатим гатах брихаткшатрасья путро 'бхуд дхасти яд-дхастинапурам

аджамидхо двимидхаш ча пурумидхаш ча хастинах аджамидхасья вамшьях сьюх приямедхадайо двиджах

налиньям аджамидхасья нилах шантис ту тат-сутах

шантех сушантис тат-путрах пуруджо 'ркас тато 'бхават бхармьяшвас танаяс тасья панчасан мудгаладаях

мудгалад брахма-нирвриттам готраммаудгалья-самгьитам

«У Гарги родился сын Шини, а у того — Гаргья. Хотя Гаргья был кшатрием, от него произошли поколения брахманов. У Махавирьи родился сын Дуритакшая, сыновьями которого стали Трайяруни, Кави и Пушкараруни. Хотя эти сыновья Дуритакшаи родились в кшатрийской династии, они тоже стали брахманами. У Брихаткшатры был сын по имени Хасти, основавший город Хастинапур (современный Нью-Дели). У царя Хасти было три сына: Аджамидха, Двимидха и Пурумидха. Все потомки Аджамидхи, во главе с Приямедхой, стали брахманами.

У Аджамидхи был сын Нила от жены Налини, а у Ни-лы — сын по имени Шанти. Сыном Шанти был Сушанти, сыном Сушанти — Пуруджа, а сыном Пуруджи — Арка. От Арки произошел Бхармьяшва, а у Бхармьяшвы родились пять сыновей, старшим из которых был Мудгала. От Мудга-лы произошла брахманическая династия Маудгалья».

У Махараджи Набхи, сына Приявраты, был сын Ришаб-ха. Ришабхадева зачал сто сыновей в лоне Своей жены, которая была дарована Ему царем небес Индрой. Бхарата и следующие за ним девять младших братьев стали царями девяти варш. Девять сыновей, во главе с Кави и Хави, называемые Нава-йогендрами, стали вайшнавами. Остальные сыновья (числом восемьдесят один) стали брахманами.

Это подтверждается в «Шримад-Бхагаватам» (54.13) следующим образом: явиямса экашитир джаянтеях питур адеша-кара маха-шсалина маха-шротрия ягья-шилах карма-вишуддха брахмана бабхувух

«Кроме вышеупомянутых девятнадцати, у Ришабхадевы и Джаянти были еще сыновья, числом восемьдесят один. Повинуясь отцу, они стали людьми высокой культуры, добронравными, чистыми в поступках, искушенными в ведическом знании и опытными в исполнении ведических обрядов. Словом, все они стали достойными брахманами».

В «Хари-вамше» («Хари-вамша-парва», 11.9) объясняется:

 

набхагадишта-путрау двау ваишьяу брахманатам гатау

«Набхага и сын Дишты, хотя по рождению и были вайшьями, оба стали брахманами».

Согласно своим индивидуальным качествам, среди сыновей Гритсамады были брахманы, во главе с Шаунакой, и были кшатрии, вайшьи и шудры. Это подтверждается следующими словами «Хари-вамши» («Хари-вамша-парва» 29-7-8):

путро гритсамадасьяпи шунако ясья шаунаках брахманах кшатрияш чаива вайшьях шудрас татхаива ча

Комментируя этот стих, Нилакантха говорит: гритса-мада-сантатау шунакадайо брахмана анъе кшатрияда-яш ча шудрантах путра джатах — «Среди потомков Гритсамады одни, возглавляемые Шунакой, стали брахманами, другие — кшатриями, третьи — вайшьями, а четвертые — шудрами».

У Бали Махараджи кроме пяти сыновей-кшатриев были также сыновья, основавшие брахманские династии. Об этом говорится в «Хари-вамше» («Хари-вамша-парва», 31.33-35):

маха-йоги са ту балир абхута нрипатих пура путран утпадаям аса пача вамша-каран бхуви

ангах пратхамато джагье вангах сухмас татхаива ча пундрах калингаш ча татха балеям кшатрамучьяте

болея брахманаш чаива тасья вамша-кара бхуви

«Бали Махараджа был великим йогом, который в незапамятные времена стал царем. Чтобы увеличить население Земли, он родил пятерых сыновей.

Первого из этих пяти звали Анга, второго — Ванга, третьего — Сухма, четвертого — Пундра, а пятого — Калинга. Эти сыновья стали известны как балея-кшатрии.

В династии Бали были также и балея-брахманы, распространившие свой род по всей земле».

Сыновья великого мудреца Кашьяпы также делились на различные варны, согласно своей природе. В исторических источниках содержится масса подтверждений тому. Неправда, будто бы лишь рожденные в семье брахманов — брахманы, а те, кто стали достойными брахманского звания, получив посвящение и воспитав себя соответствующим образом, брахманами не являются. Все свидетельства, приведенные нами ранее, достаточно подтверждают нашу точку зрения. Даже если истина остается скрытой, в силу незнания шастр и исключительного себялюбия, рано или поздно она все равно выйдет наружу.

Сейчас, в эпоху Кали, правда не в чести среди людей, ослепленных себялюбием, зато недостойные увенчаны славой. Так или иначе, если приведенные нами свидетельства хоть немного укротили чье-то самолюбие, это уже принесет миру благо. Состряпанные обществом недостойных людей аргументы не могут стать серьезным препятствием на пути достойных брахманов.

Утверждение «Брахма-сутр» (1.3.28): ama ева ча нитй-атвам — «поэтому оно так же вечно» — используется как доказательство того, что слова Вед вечны, и ученическая преемственность брахманов, представляющих богов, также вечна. Хотя брахманы и являются «зримыми богами», они все же вечные слуги Господа Вишну. Вечным источником знания для брахманов являются Веды. Изучая Веды, они приходят к пониманию того, что они вечны, и потому обращаются к вечному преданному служению Господу. Многие люди становятся брахманами несмотря на то, что не были рождены в семьях брахманов, посвятивших себя изучению Вед. Чтобы подтвердить эту мысль, Шрила Джа-ятиртхапада (в шестом поколении от Шримад Ананда-тиртхи Мадхвачарьи) ссылается на вришчика-тандули-нъяю, логику «скорпиона и риса». В своем комментарии «Шрута-пракашика» он пишет: брахманад ева брахмана ити ниямасъя квачид анъятхатвопапатте вришчика-тандулиякади-вад ити.

Когда семя одного скорпиона попадает во чрево другого, рождается скорпион — таков естественный закон природы. Все же иногда приходится быть свидетелями того, как скорпионы и другие насекомые рождаются из риса. Хотя в данном случае вложение семени не является очевидным, причиной появления скорпиона становится непостижимое могущество Абсолютной Истины, делающее невозможное возможным. Великие мудрецы, например

Вашиштха, Агастья, Ришаяшринга и Вьясадева, не были брахманами согласно общепринятым сейчас меркам. Но впоследствии их потомки, в совершенстве постигнув запредельное знание, были признаны познавшими себя брахманами и вайшнавами.

Многочисленные выражения почтения брахманам и описания их достоинств, которыми изобилуют Писания, относятся в равной мере к потомственным брахманам и к тем, кто вошел в число брахманов благодаря посвящению. Подобные места Писаний, посвященных карме, гъяне и бхакти, относятся не только к потомственным брахманам. Эти Писания ни в коем случае не проявляют неуважения к брахманам, получившим брахманский статус в результате посвящения. Хотя по мнению некоторых Писаний невозможно стать посвященным брахманом, не являясь при этом потомственным брахманом, подобное ограничение вызвано лишь общественными предрассудками. Когда благодаря глубоким исследованиям и высокому образованию общества эти предрассудки будут отброшены, весь мир осветится славой вечной арийской культуры. Тогда мы все поймем, насколько жалки попытки лягушек наполнить вселенную звуками своего кваканья.

 

Часть 2

Хари-джана-канда

 

О ПРЕДАННЫХ ХАРИ

В предыдущей главе мы обсудили воззрения мирян. В этой главе мы будем говорить о преданных Господа Хари. В древние времена между хари-джанами и пракрити-джанами произошел один спор — из-за Аджамилы. По самой своей природе пракрити-джаны склонны считать, что хари-джаны ничем не отличаются от них самих. Но в тот раз, услышав слова своего повелителя, пракрити-джаны наконец поняли, что хари-джаны неподвластны законам кармы. Сейчас мы рассмотрим несколько ключевых моментов этой истории (изложенной в «Шримад-Бха-гаватам» (6.325-28)), которые позволят нам понять различие между пракрити-джанами и хари-джанами.

прайена веда тад идам намахаджано 'ям девья вимохита-матир бата майаялам трайям джади-крита-матир мадху-пушпитаям ваитанике махати кармани юджьяманах

«Ягьявалкья, Джаимини и другие авторы религиозных трактатов не ведают о сокровенной религии двенадцати махаджан (или хари-джан), ибо введены в заблуждение иллюзорной энергией Господа. Они не понимают, какое великое духовное благо несет преданное служение и повторение мантры Харе Кришна. Их больше привлекают обряды «Яджур-веды», «Сама-веды» и «Риг-веды», и потому разум их притуплён. Они непрестанно заняты приготовлениями к жертвоприношениям, которые помогут им вознестись на Сваргалоку или обрести другие бренные блага, и их не привлекает движение санкиртаны. Их влекут дхарма, артха, кома и мокша».

эвам вимришья судхийо бхагаватй ананте сарватмана видадхате кхалу бхава-йогам теме на дандам архантй атха ядй амишам сьят патакам тад апи ханти уругая-вадах

«Зная обо всем этом, разумные люди приходят к выводу, что избавиться от всех бед можно, преданно служа Верховной Божественной Личности. Они начинают неустанно повторять святое имя Господа, который пребывает в сердце каждого и являет Собой кладезь всех добродетелей. Я не вправе осуждать таких людей: в целом они не совершают грехов. Даже если им и случится согрешить — по ошибке или по недоразумению,— они не понесут наказания, ибо с их уст не сходит мантра Харе Кришна».

те дева-сиддха-паригита-павитра-гатха йе садхавах самадришо бхагават-прапаннах тан нопасидата харер гадаябхигуптан наишам ваям на ча ваях прабхавама данде

«О слуги мои, не смейте трогать таких преданных, ибо они нашли прибежище у лотосов-стоп Верховной Личности Бога. Они беспристрастны, их воспевают боги и обитатели Сиддхалоки. Даже не приближайтесь к ним, ибо их неизменно защищает палица Всевышнего, и ни Господь Брахма, ни я, ни даже само время не властны наказывать их».

тан анаядхавам acamo вимукхан мукунда-падаравинда-макаранда-расад аджасрам нишкинчанаих парамахамса-кулаир асангаир джуштад грихе нирая-вармани баддха-тришнан

«Парамахамсы — это возвышенные души, утратившие всякий интерес к материальным наслаждениям и пьющие мед с лотосов стоп Всевышнего. Слуги мои, ведите ко мне на суд только тех, кому претит вкус этого меда, кто сторонится парамахамс и кто привязан к семейной жизни и мирским наслаждениям, толкающим в ад». В «Шри-нрисимха-пуране» написано:

ахам амара-ганарчитена дхатра яма ити лока-хитахите ниюктах хар-гуру-вимукхан прашасми мартьян хари-чарана-пранатан намас кароми

«Ямараджа сказал: "Господь Брахма, которому поклоняются боги, поставил меня судить добрые и злые дела людей. Я жестоко наказываю мирских корыстолюбцев, не приемлющих духовного учителя и Господа Хари, и склоняюсь перед вайшнавами, которые предались лотосам стоп Господа Хари".

Шримад Прабху Джива Госвами процитировал следующий стих из «Сканда-пураны», приводимый в «Амрита-саре»:

на брахма на шивагниндра нахам нанье диваукасах шактас ту ниграхам картум ваишнаванам махатманам

«Ни господь Брахма, ни господь Шива, ни Агни, ни Индра, ни я сам (Ямараджа), ни остальные боги не имеют права наказывать великодушных вайшнавов».

Нет нужды говорить, что Ямараджа и другие боги могут наказать любое живое существо; вайшнавы же составляют исключение. (Тот, кто поставлен судить добрые и злые дела, выказывает вайшнавам уважение). «Падма-пурана» утверждает:

на карма-бандханам джанма вайшнаванам ча видьяте вишнур анучаратвам хи мокшам ахур манишинах

«Вайшнавов не связывают обыденные деяния, ничто не вынуждает их рождаться вновь, ибо, согласно недвусмысленному выводу ученых, служение Господу Вишну само по себе является освобождением».

В «Брахма-вайварта-пуране» (Кришна-джанма-кханда, гл. 59) говорится:

вахни-сурья-брахманебхьяс теджиян ваишнава сада на вичаро на бхогаш ча вайшнаванам сва-карманам

ликхитам сомни каутхумьям куру прашнам брихаспатим

«Вайшнавы более могущественны, чем Агни, Сурья и брахманы. Вайшнавам не приходится страдать от последствий мирской деятельности или утруждать себя размышлениями о такой деятельности. Так говорится в разделе «Сама-веды», называемом «Каутхуми». Можешь спросить Брихас-пати, он подтвердит мои слова».

Преданные Всевышнего, вайшнавы, отличаются от обыкновенных людей, вынужденных пожинать плоды своей кармы, — этот факт часто упоминается в Писаниях. Вайшнавы — это особый тип воплощения Всевышнего Господа, и потому они не испытывают влияния кармы. Они являются в мир по желанию Господа и только ради блага людей; в этом они подобны воплощениям Всевышнего.

«Ади-пурана» говорит:

ахам эва двиджа-шрештха нитьям праччханна-виграхах бхагавад-бхакта-рупена локанракшами capeada

«О лучшие из брахманов, принимая облик преданного, Я покровительствую людям этого мира».

джагатам гураво бхакта бхактанам гураво ваям сарватра гураво бхакта ваям ча гураво ятха

«Шри Кришна сказал Арджуне:

— Вайшнавы — духовные учителя всего мира, а Я — духовный учитель вайшнавов. И поскольку Я — духовный учитель всех и каждого, преданные также являются духовными учителями всех и каждого».

В целом мире не найти никого, более достойного поклонения, чем вайшнавы. В конце концов, все Писания сходятся во мнении, что вайшнавы — это лучшие из лучших, они — соль земли.

«Сканда-пурана» (Уткала-кханда) говорит:

маха-прасаде говинде нама-брахмани ваишнаве свалпа-пуньяватамраджан вишвасо наива джаяте

«Люди, не возвысившиеся в делах благочестия, не могут поверить ни в остатки пищи (прасадам) Верховной Божественной Личности, ни в Говинду, ни в святое имя Господа, ни в вайшнавов». В силу своего безбожного характера такие люди не способны даже распознать вайшнава.

Чтобы не стать жертвой обмана и получить желаемое, грубым материалистам, карми и гъяни, требуется особое везение, причем даже тогда, когда это желаемое находится у них перед носом. Они так перегружены разнообразными правилами и предписаниями, что им некогда поднять голову, чтобы взглянуть на вышеупомянутые четыре духовные ценности. Связанные предрассудками, эти жалкие души неспособны развиваться в преданном служении. Хотя они знают, сколь редки в этом мире преданные и преданное служение, они не делают ничего, чтобы достичь этого уровня. Вместо этого похваляются собственной деградацией, оскорбляют стопы преданных, тем самым прокладывая себе путь к дальнейшему падению. В «Падма-пуране» говорится:

арчье вишнау шила-дхир гурушу

нара-матир ваишнаве джати-буддхир вишнор ва ваишнаванам кали-мала-

матхане пада-тиртхе 'мбу-буддхих


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 356; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!