Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур 4 страница



Религиозные принципы в Сатъя-югу стояли на четырех ногах, в Трета-югу — на трех, вДвапара-югу — на двух, а в Кали-югу они стоят только на одной ноге. Брахманы, хранители этих религиозных принципов, деградируют соответственно, поэтому попытка приписать величие брахманов Сатъя-юги брахманам Кали-юги — не более, чем искажение истины. Если человек выказывает брахману больше почтения, чем тот заслуживает, его слава возрастает, а брахман, которому он выказывает уважение, начинает лучше относиться к нему. Но если брахман, которому выказывают уважение, из гордости забывает о своем истинном положении, ему стоит напомнить нижеследующее утверждение из «Вишну-ямалы». Когда брахманы, знающие, о чем идет речь в «Вишну-ямале», слышат восхваления в свой адрес, им лучше помалкивать, чтобы не потерять сон, как о том ранее уже говорил Ману. «Ямала» утверждает:

ашуддхах шудра-калпа хи брахманах кали-самбхавах

«Брахманы, рожденные в Кали-югу, нечисты и ничем не лучше шудр». В Кали-югу — век вражды — принцип наследственности утрачивает свою чистоту, и поэтому те, кто рождаются как брахманы, равны шудрам и отличаются от них только названием. Таких брахманов невозможно очистить ведическими ритуалами. Им скорее поможет следование тантрам.

Разве не отвергли подобные люди «Хари-бхакти-вила-су», царицу смрити, за то лишь, что в начале ее пятой ви-ласы процитирован вышеупомянутый стих из «Вишну-ямалы»? Ведь это Кали-юга, так что все возможно! «Шримад-Бхагаватам» (11.7.5) подтверждает:

джано 'бхадра-ручир бхадра бхавишьяти калау юге

«О благородный, в Кали-югу люди будут предаваться всем видам греха».

Таким образом, мы рассмотрели вопросы наследственности относительно личности и времени. Теперь мы приведем слова Ману касательно места. «Ману-самхита» (2.17-24) говорит:

сарасвати-дришадватйор дева-надйор яд антарам тат дева-нирмитам дешам брахмавартам прачакшате

тасмин деше я ачарах парампарья-крамагатах варнанам сантараланам са сад-ачара учьяте

курукшетрам ча матсьяш ча панчалах шурасенаках эша брахмарши-дешо ваи брахмавартад анантарах

этад-деша-прасутасья сакашад агра-джанманах свам свам чаритрам шикшеран притхивьям сарва-манавах

пратьяг ева праягач ча мадхья-дешах пракиртитах

а-самудрат ту ваи пурват а-самудрат ту пашчимат тайор эвантарам гирйор арьявартам видур будхах

кришна-сарас ту чарати мриго ятра свабхаватах са гьейо ягьийо дешо млеччха-дешас татах парах

этан двиджатьяя дешан самшраеран праятнатах шудрас ту ясмин касмин ва нивасед вритти-каршитах

«Страна, основанная богами меж небесных рек Сарасвати и Дришадвати, именуется Брахмавартой.

Традиционное поведение людей этой страны, относящихся к чистым и смешанным кастам, называется сад-ачара, или надлежащее поведение.

Курукшетра, Матсья, Панчала и Шурасена или Матху-ра — эти четыре священные земли, лежащие к югу от Брах-маварты, называются Брахмарши-деша.

Людям этого мира следует стремиться во всем походить на брахманов, которые с незапамятных времен заселили эти земли.

Страна к западу от Праяги называется Мадхья-деша.

Мудрые дали стране, что лежит меж гор Хималая и Виндхья, простираясь от восточного океана до западного, имя Арьяварта.

Для жертвоприношений пригодно место, где обитают пятнистые олени. Все остальные места — это млеччха-де-ши, земли дикарей.

Дваждырожденным следует искать пристанища на вышеперечисленных святых землях. Однако шудрам не возбраняется селиться везде, где они смогут заработать себе на жизнь».

Надо понимать, что брахманы, живущие не в тех местах, где возможно совершение жертвоприношений, являются жителями млеччха-деш и ведут себя неподобающим образом. «Шримад-Бхагаватам» (11.21.8), однако, высказывает мнение, в каком-то смысле противоположное тому, что было выражено в вышеприведенных стихах:

акришна-саро дешанам абрахманйо 'сучир бхавет кришна-саро 'пй асаувира- киката самскритеринам

«Среди земель те, в которых не водятся пятнистые антилопы; в которых нет преданности брахманам или в которых водятся пятнистые антилопы, но нет достойных людей; районы, подобные царству Киката; земли, где пренебрегают чистотой и очистительными ритуалами; где живут в основном мясоеды или почва бесплодна, считаются оскверненными».

А теперь давайте отложим в сторону приведенные нами свидетельства шастр относительно наследственных брахманов и обратимся к описанным в шастрах методам, посредством которых человек обретает положение истинного брахмана, а также качества достойного кандидата в брахманы.

В «Муктикопанишаде» приводится список из ста восьми Упанишад, в котором на тридцать шестом месте стоит «Ваджра-сучикопанишада». Говорят, первым творением Шри Шанкарачарьи, принесшим ему славу, стал подробный комментарий к этой Упанишаде. «Ваджра-сучикопанишада» говорит:

ядж гьянад янтимунайо брахманьям парамадбхутам тат траи-пада-брахма-таттватам ахам асмити чинтае

ом апьяянтв ити шантих

чит-сад-ананда-рупая сарва-дхи-вритти-сакшине намо веданта-ведьяя брахмане 'нанта-рупине

ом ваджра-сучим правакшьями шастрам агьяна-бхеданам душанам гьяна-хинанам бхушанам гъяна-чакшушам

брахма-кшатрия-ваишъя-шудра ити чатваро варнас тешам варнанам брахмана эва прадхана ити веда-вача-нанурупам смритибхир апй уктам. татра чодъям асти ко ва брахмано нома, ким дживах ким дехах ким джатих ким гъянам ким карма ким дхармика ити. татра пратха-мо дживо брахмана ити чет тан на. атитанагатанека-деханам дживасъяика-рупатвад экасъяпи карма-вашад анека-деха-самбхават сарва-шариранам джива-сваика-рупатвач ча. тасман на дживо брахмана ити. тархи де-хо брахмана ити чет тан на а-чандалади-паръянтанам манушъянам панча-бхаутикатвена дехасъяика-рупат-вадж джара-марана-дхармадхармади-самъя-даршанад брахманах швета-варнах кшатрийо ракта-варно вайшьях пита-варнах шудрах кришна-варна ити ниямабха-ват. питради-шарира-дахане путрадинам брахма-хатъ-яди-доша-самбхавач ча тасман на дехо брахмана ити. тархи джатир брахмана ити чет тан на. татра джатй-антара-джантушу анека-джати-самбхава ма-харшайо бахавах санти. ришъяшринго мригах. каушиках кушат. джамбуко джамбукат. валмико валмикат. въясах каиварта-канъяям. шаша-приштхат гаутамах. ва-шиштхах урвашъям. агастъях каласе джата ити шру-татват. этешам джатъя винапй агре гъяна-пратипади-та ришайо бахавах санти. тасман на джатих брахмана ити. тархи гъяно брахмана ити чет тан на. кшатрия-дайо 'пи парамартха-даршино 'бхикшабахавах санти. тасман на гъянам брахмана ити. тархи карма брахмана ити чет тан на. сарвешам пранинам прарабдха-санчи-тагами-карма-садхармъя-даршанат кармабхипреритах сайтах джанах криях курвантити. тасман на карма брахмана ити. тархи дхармико брахмана ити чет тан на. кшатриядайо хиранъя-датаро бахавах санти. тасман на дхармико брахмана ити. тархи ко ва брахмано нома, ях кашчид атманам адвитиям джати-гуна-крия-хинам шад-урми-шад-бхавети-ади-сарва-доша-рахитам сатъя-гъянанандананта-сварупам сваям нирвикалпам ашеша-калпадхарам ашеша-бхутантар-ямитвена вар-таманам антар бахиш чакаша-вад анусъютам акханда-нанда-свабхавам апремеям анубхаваика-ведъям апарок-шатая бхасаманам кара-таламалака-ват сакшад апарокши-критъя критъяртхатая кама-рагади-доша-рахитах шама-дамади-сампанно бхава-матсаръя-триш-наша-мохади-рахито дамбхаханкарадибхир асамспришта-чета вартате. эвам укта-лакшано ях са эва брахмана ити шрути-смрити-пуранетихасанам абхипраях. анъятха хи брахманатва-сиддхир насти эва. сач-чид-анандам адвитиям брахма бхаваед атманам сач-чид-анандам итй упанишат.

ом апьяянтв ити шантих

«Я размышляю о трехчленном высшем знании сач-чид-ананды, с помощью которого мудрецы восходят на удивительный уровень брахманической культуры.

Я призываю мир и покой, произнося мантру, начинающуюся со слов «да будешь Ты удовлетворен».

Я в почтении склоняюсь перед Верховным Брахманом, что является в бесчисленных образах, познается с помощью Веданты, обладает формой сач-чид-ананда и является свидетелем поступков каждого разумного живого существа.

Я приступаю к изложению «Ваджра-сучи-шастры». Это знание рассеивает невежество, оно — упрек невеждам и украшение разумных людей, способных видеть.

Есть четыре варны — брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Согласно утверждениям Вед, брахманы являются наивысшим классом. О том же говорят и смрити. Теперь возникает вопрос: что же делает личность брахманом? Душа, тело, каста, знание, поступки или благочестие — что из этих категорий сущность брахмана? Если предположить, что душа, это будет ошибкой. Живое существо остается неизменным в прошлом, настоящем и будущем. Хотя согласно своей карме оно получает различные типы тел, само оно не меняется. Поэтому душа сама по себе не является брахманом. Что ж, может быть, тогда тело и есть брахман?

Нет. Тела всех людей вплоть до чандалы сотворены из одних и тех же пяти первоэлементов. Поэтому рождение и смерть, а также набожность и безбожие равно оказывают влияние на любое из тел, и поскольку нет закона, в соответствии с которым брахманы были бы белыми, кшатрии — красными, вайшьи — желтыми, а шудры — черными, то тело также не делает человека брахманом. Более того, когда сын брахмана сжигает тело своего мертвого отца, он не совершает греха убийства брахмана. Поэтому тело не делает человека брахманом. Может быть, каста определяет брахмана? Это также неверно. Многие великие мудрецы вообще были рождены не от людей. Ришьяшрингу родила олениха, Каушику родила трава куша, Джамбука Риши родился у шакалов, Валмики родился из муравейника, Вьяса-дева родился у дочери рыбака, Гаутама родился из спины кролика, Вашиштху родила апсара Урваши, Агастья появился на свет из кувшина. Кроме того, множество других мудрецов рождались в иных кастах и впоследствии становились святыми. Поэтому каста не определяет брахмана. Так значит, знание делает личность брахманом? Нет, и это тоже неверно. Много других людей, например некоторые кшатрии, отличались ученостью и обладали знанием об Абсолютной Истине. Поэтому знание также не делает брахманом. Возможно, поступки определяют брахмана? Нет, и не они. Каждая душа, подобно всем остальным, вынуждена страдать от созревших плодов своей кармы. Силой своей прошлой кармы живые существа вовлекаются в будущую карму. Поэтому поступки тоже не делают человека брахманом. Является ли брахманом благочестивый религиозный человек? Нет, и он не является. Множество кшатриев щедро раздает милостыню золотом. Поэтому и благочестивый человек не является брахманом. Кто же тогда брахман? Любой, кто познал Сущего как Единого; свободного от мирской касты, качеств и поступков; свободного от осквернения шестью врагами* и шестью волнами**; олицетворяющего Собой надмирное знание и блаженство; возвышающегося над двойственностью и все же лежащего в основе всякой материальной двойственности; как Сверхдушу всех живых существ; всепроникающего, пребывающего внутри и снаружи, подобно необъятному небу; вечно блаженного; неизмеримого; познаваемого лишь с помощью духовного опыта; прямо проявляющего Самого Себя; тот, кто постигает Сущего непосредственно (так же, как он способен увидеть плод амалаки у себя на ладони), кто живет, довольный всем, кто свободен от недостатков, подобных похоти и гневу, кто обладает такими качествами, как умиротворение и сдержанность, кто не страдает завистью, жаждой материальных наслаждений, иллюзией и другими пороками, кого не касаются гордость, ложное эго и тому подобное — действительно брахман. Это подтверждают шрути, смрити, Итихасы, Пураны и другие Писания. Без соблюдения этих условий человек не может стать настоящим брахманом. Упанишады учат нас, что Верховная Душа — это сач-чид-ананда, а Абсолютная Истина — единственная, и другой нет».

 

* Кама, кродха, лобха, моха, мада и матсарья — вожделение, гнев, жадность, заблуждение, гордость и зависть.

** Шока,моха, кшут, пигшса, джара пмритью — горе, заблуждение, голод, жажда, старость и смерть.

 

В «Чхандогья-упанишаде», принадлежащей к «Сама-веде» (4-я прапат-хака, 4-я кханда) рассказывается следующая история:

 

саттъякамоха джабало джабалам матарам аман-трайям чакре брахмачаръям бхавати виватсъями. ким готро 'хам асмити. 2. са хаинам увача. нахам этад веда, mama яд готрас твам аси. бахвахам чаранти паричари-ни яуване твам алабхе. са ахам этан на веда, яд готрас твам аси. джабала ту намахам асми. сатъякамо нома твам аси. са сатъякамо эва джабало брувитха ити. 3- са ха харидруматам гаутамам этъя увача. брахмачаръям бхагавати ватсъямамй упреям бхагавантам ити. 4- там ховача ким готро ну саумъясити. са ховача. нахам этад веда бхо яд готро 'хам асми. априччхам матарам. сама пратъябравид бахв-ахам чаранти паричарини яуване твам алабхе. сахам этан на веда яд готрас твам аси. джабала ту нома ахам асми. сатъякамо нома твам аси-ти. со 'хам сатъякамах джабало 'сми бхо ити. 5- там ховача на этад абрахмано вивактум архати.самидхам сау-мъя ахара упайитва нешъе. на сатъяд ага ити.

«Как-то Сатьякама, сын Джабалы, обратился к своей матери:

— Я хочу стать брахмачари. К какому роду я принадлежу? В ответ Джабала сказала Сатьякаме:

— Сын мой, я не знаю, к какому роду ты принадлежишь. В молодости я была служанкой и жила во многих домах. В одном из них ты и был зачат. Поэтому я не знаю, к какой готре ты принадлежишь. Меня зовут Джабала, а тебя — Сатьякама. Поэтому ты скажи, что ты Сатьякама Джабала.

Сатьякама Джабала отправился к Харидрумате Гаутаме и сказал:

— Я хочу жить у тебя как брахмачари. Гаутама спросил:

— О благородный, скажи, к какой династии ты принадлежишь?

Сатьякама ответил:

— Мне не известно, к какой династии я принадлежу. Я спросил свою мать, и она мне сказала: «Я родила тебя, когда в молодости скиталась и жила в услужении. Поэтому я не знаю, к какому роду ты принадлежишь. Меня зовут Джабала, а тебя — Сатьякама». Поэтому я — Сатьякама Джабала.

Тогда Гаутама сказал ему

— Никто кроме брахмана не был бы способен сказать правду, которую ты только что произнес. Поэтому ты — брахман, и я принимаю тебя. О благородный, собери, пожалуйста, дров для жертвенного огня.

Джабала ответил:

— Я сейчас же отправлюсь и принесу дров. Гаутама сказал:

— Никогда не уклоняйся от правды».

В «Махабхарате» (Шанти-парва, «Мокша-дхарма», гл. 188) содержится наше первое свидетельство:

бхарадваджа увача

джангаманам асанкхъеях стхаваранам ча джатаях тешам вивидха-варнанам куто варна-винишчаях

бхригур увача

на вишешо 'сти варнанам сарва-брахмам идам джагат брахмана пурва-шриштам хи кармабхир варнатам гатам

химсанрита-прия лубдхах сарва-кармопадживинах Кришнах шауча-парибхраштас те двиджах шудратам гатах

«Бхарадваджа сказал:

— Нет числа различным видам движущихся и неподвижных живых существ. Как сможем мы определить их варны?

Бхригу ответил:

— По сути, различий между варнами нет. После того как Брахма сотворил вселенную, она была заселена одними лишь брахманами. Позже, поступая различным образом, люди опустились до уровня остальных варн.

Когда брахманы творят насилие, лгут, впадают в жадность, зарабатывают себе на жизнь чем придется, утрачивают чистоту из-за грехов — они опускаются до уровня шудр».

В Шанти-парве, гл.189, содержится наше второе свидетельство. Оно выглядит следующим образом:

бхарадваджа увача

брахманах кена бхавати кшатрийо ва двиджоттама вайшьях шудраш ча випрарше тад брухи вадатам вара

бхригур увача

джата-кармадибхир яс ту самскараих самскритах шучи ведадхьяяна-сампаннах шатсу кармасв авастхитах

шаучачара-стхитах самьяг вигхасаши гуру-приях нитья-врати сатья-парах са ваи брахманаучьяте

сатья-данам атхадроха анришамсьям трапа гхрина тапаш ча дришьяте ятра са брахмана ити смритах

сарва-бхакша-ратир нитьям сарва-дхарма-каро 'шучих тьякта-ведас те аначарах са ваи шудра ити смритах

шудре чаитад бхавел лакшьям двидже тач ча на видьяте на ваи шудро бхавеч чхудро брахмано брахмано на ча

«Бхарадваджа сказал:

— О лучший среди брахманов, о мудрец среди дважды-рожденных, о первейший среди красноречивых, расскажи, как человек становится брахманом, кшатрием, вайшьей или шудрой.

Бхригу ответил:

— Прошедший через очистительные обряды, подобные джата-карме или церемонии наречения именем, чистый, посвятивший себя изучению Вед, искусный в шести видах деятельности, например в поклонении и обучении поклонению, поступающий должным образом, вкушающий остатки трапезы своего духовного учителя и тот, кто дорог духовному учителю, постоянно принимающий обеты и исполняющий их, не сходящий с путей правды — такой человек должен считаться брахманом. Человек правдивый, отзывчивый, застенчивый, не испытывающий ненависти, аскетичный, не склонный мстить и далекий от жестокости является брахманом. Тот же, кто ест что придется и делает что вздумается, нечист, отклоняется от принципов ведической культуры и дурно ведет себя, — шудра. Если шудра проявляет признаки брахмана, а брахман — признаки шудры, то первого не следует называть шудрой, а второго — брахманом».

Наше третье свидетельство приводится в Вана-парве, гл. 211, в следующем виде:

 

шудра-йонау хи джатасья сад-гунанупатиштхатах ваишьятвам лабхате брахман кшатриятвам татхаива ча

арджаве вартаманасья брахманьям абхиджаяте

«О брахман, человек, рожденный шудрой, но обладающий хорошими качествами, становится вайшьей или кшатрием. А если он прямодушен, то он — брахман».

Наше четвертое свидетельство приводится в Вана-парве, гл. 215:

брахмано вьядхая

сампратам чаматоме 'си брахмано натра самшаях брахманах патаниешу вартамано викармасу

дамбхико душкритах прагьях шудрена садришо бхавет яс ту шудро даме сатье дарме ча сататоттхитах там брахманам ахамманье вриттена хи бхавед двиджах

«Брахман сказал благочестивому охотнику: "С моей точки зрения, ты все равно брахман. Это не подлежит сомнению. В конце концов, брахман, охваченный гордыней и совершающий греховные поступки, из-за которых он начинает опускаться, оскверняясь нечистой кармой, — все равно что шудра. Но я считаю, что шудра самообузданный, правдивый, с радостью исполняющий религиозный долг — это брахман. Единственное, что делает человека брахманом, — его возвышенные качества"».

Наше пятое свидетельство приводится в Шанти-парве, гл. 318, в следующем виде:

capee варна брахмана брахмаджаш ча брахмасьято брахманах сампрасутах бахубхьям ваи кшатриях сампрасутах набхьям вайшьях падаташ чапи шудрах capee варна наньятха ведитавьях

тат-стхо брахма тастхивамш чапаро яс тасмаи нитьяммокшам ахур нарендра

«Люди всех варн суть брахманы, так как они все произошли от Господа Брахмы. Брахманы рождены изо рта Брахмы, кшатрии — из рук, вайшьи — из пупка, а шудры — из ног. Не следует рассматривать варны как-то иначе. Любой, утвердившийся в знании, — брахман. Поэтому, о царь, эта мокша-шастра была поведана ради блага тех брахманов и кшатриев, что обрели знание. Таково мнение древних ученых».

В своем комментарии к вышеприведенным стихам Шри Нилакантха говорит: тат-стхо гьяна-ништхо ях са ева брахма брахманах, апаро кшатриядир апи таст-хау тастхиван — «Люди, произошедшие от Брахмы и утвердившиеся в знании, называются брахманами. Остальные касты, например кшатрии, тоже родились от Брахмы».

Наше шестое свидетельство находится в Вана-парве, гл. 180:

сарпа увача

брахманах ко бхавед раджан ведьям ким ча юдхиштхира бравихй ати-матим твам хи вакьяир анумимимахе

юдхиштхира увача

сатьям данам кшама-шилам анришамсьям mano гхрина дришьянте ятра нагендра са брахмана ити смритах

сарпа увача

шудрешв апи ча сатьям ча данам акродха эва ча анришамсьям ахимса ча гхрина чаива юдхиштхира

юдхиштхира увача

шудре ту яд бхавел лакшма двидже тач ча на видьяте на ваи шудро бхавеч чхудро брахмано на ча брахманах


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 360; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!