Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур 7 страница



шри-вишнор намнимантре сакала-

калуша-хе шабда-саманья-буддхир

вишнау сарвешвареше тад-итара-

сама-дхир ясья ва нараки сах

«Кто считает Божество в храме деревянным или каменным; кто видит в духовном учителе, принадлежащем ученической преемственности, обыкновенного человека; кто думает, что вайшнав из Ачьюта-готры относится к какой-то касте или вероисповеданию; кто считает воду Ганги или чаранамриту обыкновенной водой; кто полагает, что Харе Кришна маха-мантра — это материальный звук, тот считается обитателем ада». Разница между преданными и непреданными научно и философски обозначена в приведенных только что шести пунктах.

Непреданные, такие как карми, гъяни и просто неразумные люди, считают себя верными последователями смрити-шастр, однако при этом они ничего общего не имеют с преданными, чье сознание превосходит пределы этого мира. Те, кто занят преданным служением, очищают свое сознание, обретают положение вайшнавов и, благодаря поклонению непостижимому Господу, перестают стремиться к материальному наслаждению. Домохозяева-материалисты, не являющиеся вайшнавами, движимы гордостью и желанием отправиться в ад, а потому как раз туда и направляются, поскольку в их природе нет преданности Господу, и, следовательно, они подлежат наказанию Ямараджи. Вот почему всегда существуют различия между преданными и непреданными.

Несчастные демонические люди, чье сознание затуманено качествами материальной природы, забывают о своей духовной сущности и своих духовных обязанностях. Материальная жадность овладевает ими и возводит на высоты мирской славы, и тогда они заявляют, что в мире нет преданности Хари, нет преданных, что за все четыре юги пришло лишь двенадцать преданных Хари — несть числа подобным глупейшим выдумкам, занимающим умы этих людей. Царство материи становится их достижением и путем их блужданий. Когда так называемые аскеты и материалисты, следующие по стопам Хираньякашипу, то есть привязанные к женщинам, золоту и дому, начинают обманывать всех вокруг, демонстрируя свою гордость и упиваясь славой, которая мало чем отличается от свиного навоза, их материализм легко разбить словами Прахлады Махараджа. Ради блага материалистов мы расскажем здесь о простом пути, которым шел и который прославил Прахлада Махараджа. Следуя этим путем, пракрити-джаны смогут стать хари-джанами. В «Шримад-Бхагаватам» (7.5.30-32) сказано: матир на Кришне паратах свато ва митхо 'бхипадьета гриха-вратанам аданта-гобхир вишатам тамисрам пунах пунаш чарвита-чарвананам

«Неуправляемые чувства загоняют людей, чересчур привязанных к материальной жизни, в ад, заставляя их снова и снова пережевывать жеваное. Ни наставления окружающих, ни собственные усилия, ни то и другое вместе взятое не пробуждают в таких людях стремления к Кришне».

на те видух свартха-гатим хи вишнум дурашая йе бахир-артха-манинах андха ятхандхаир упанияманас те 'пиша-тантрьямуру-дамни баддхах

«Люди, по уши увязшие сознанием в наслаждении материальной жизнью и избравшие вследствие этого своим вождем или гуру подобного им самим слепца, привязанного к внешним объектам чувств, не способны понять, что цель жизни заключается в том, чтобы вернуться домой, к Богу, и посвятить себя служению Господу Вишну. Как слепец, ведомый слепцом, сбивается с пути и падает в канаву, так и материалист, ведомый другим материалистом, остается связанным по рукам и ногам прочнейшими веревками корыстного труда, и оба они продолжают вновь и вновь рождаться для обыденной жизни и тройственных страданий».

наишамматис тавад урукрамангхрим спришатй анартхапагами яд-артхах махиясам пада-раджо-'бхишеках нишкинчананам на вринита яват

«Не покрыв своего тела пылью со стоп вайшнавов, свободных от осквернения материей, люди, склонные к мирской жизни, не почувствуют влечения к лотосам стоп Господа, прославляемого за Свои необычайные деяния. Только став сознающим Кришну и укрывшись под сенью стоп Господа, сможет человек избавиться от скверны материи».

Возвышенное понимание вайшнавов таково: мирские брахманы, называющие себя гуру, занимающиеся корыстной деятельностью и услаждением чувств, так расхваливают деятельность, далекую от преданности Богу, называя ее духовной, что никогда не достигнут свободы от материального мира — ни становясь учениками или учителями, ни развивая обрядовое мышление смарта, ни с помощью своих друзей-слшрга. Если же, однако, они устремятся к пыли со стоп возвышенного вайшнава-парамахамсы как к высшей цели, они смогут освободиться от пут кармы в форме мирского брахманизма и найти прибежище в преданном служении Господу Вишну, отрекшись от материалистического пути, ведущего в ад. Подобные чистые вайшнавы способны выйти за пределы этого мира и достичь лотосов стоп Господа Хари.

«Шримад-Бхагаватам» (5.12.12) говорит:

рахуганаитат тапаса на яти на чеджьяя нирвапанад грихад ва на ччхандаса наива джалагни-сурьяир вина махат-пада-раджо- 'бхишекам

Когда царь Рахугана направлялся в поисках истины на встречу с Капилой Муни, а великий Бхарата нес его паланкин, царь преклонился перед великим преданным Бхара-той, который в ответ объяснил, как живое существо может обрести высшее благо:

«О царь Рахугана, лишь тот способен постичь Абсолютную Истину, кому выпала удача осыпать свое тело пылью со стоп великих преданных. Чтобы познать Абсолютную Истину, недостаточно просто хранить целибат (брахма-чаръю), тщательно соблюдать правила и предписания семейной жизни, покинуть дом по обету ванапрастхи, принять саннъясу или же предаваться суровой аскезе, зимой погружаясь в воду, а летом сидя под палящим солнцем в окружении горящих костров. Познавать Абсолютную Истину можно и многими другими способами, но она раскрывает себя лишь тем, кто удостоился милости великого преданного».

Это послание наполнено тем же смыслом, что и слова Прахлады Махараджи, обращенные к Хираньякашипу. Наставления, которые смарта-гуру дают опутанным привязанностями домохозяевам, людям, жаждущим материального процветания, неразумным, последователям смрити, тем, кто с закрытыми глазами размышляет о Кали, ученикам, борцам, рыночным торговцам и услаждающим свои чувства, то есть всем тем, кто как раз подходит для подобного рода наставлений, неприемлемы для свободных, духовно развитых вайшнавов-трансценденталистов. Те, кто в предыдущей жизни уже достигли высшей цели заповедей смарты, рождаются вайшнавами в семьях хари-джан. Славить мирских ритуалистов перед лицом таких людей по меньшей мере самонадеянно и является проявлением невежества.

В материальном творении присутствует два вида душ — одни обусловлены тремя гунами материальной природы, а другие поднялись над миром. Обусловленные души, отвратившиеся от Господа Хари, думают о себе: «Я слаб, несовершенен, подчинен похоти, жадности и так далее, вынужден принимать результаты как благочестивых, так и греховных поступков, я иду на поводу у трех гун материальной природы, я могу превратиться в привидение, я отдан на откуп материи, живу в Деви-дхаме, горжусь своим материализмом, я служу богам и обусловлен материей, поэтому я недостоин того, чтобы служить Господу Хари». Вот они и восхваляют основанную на смрити философию непреданности Богу, подходящую лишь глупцам. Однако хари-джаны, сознание которых способно выходить за пределы мира сего, знают своего Господа как всемилостивого, всемогущего и чрезвычайно любящего Своих преданных. Хотя сами они считают себя материалистами, наделе они — вечные слуги Хари, недосягаемые для кармы и трех гун материальной природы, достойные войти в Голоку, свободные от материальных обозначений, живущие вне Деви-дхамы, не принадлежащие этому миру, вечные, неподвластные богам, освобожденные, стоящие выше материального почета, оказываемого брахманам, одаренные чистыми брахманическими качествами, сознающие, что даже солома — и та ценнее мирской славы, свободные от ложной гордости, абсолютно терпимые и готовые оказать уважение даже самым ничтожным людям. И они достигают экстатического состояния, повторяя имена Кришны.

Господь Вишну и вайшнавы находятся за пределами материального творения. В их глазах иллюзорное мирское звание брахмана не особенно важно и даже неуместно. Когда душа считает себя слугой Кришны, майя не может воздействовать на нее. Господь Сам говорит в «Бхагавад-гите» (7.14): даиви хй эша гуна-майи мама майя дуратъяя мам эва йе прападьянте майам этом таранти те

«Победить Мою божественную энергию, состоящую из трех гун материальной природы, практически невозможно. Но предавшиеся Мне с легкостью выходят за ее пределы».

Пусть слуги правил и предписаний достигают заоблачных высот, и все же они не могут вырваться из царства майи одними лишь собственными усилиями. Только вай-шнавы силой своей преданности способны служить Господу, находящемуся вне майи. Как утверждает «Шримад-Бхагаватам» (2.7.42):

йешам са эша бхагаван даяед анантах сарватманашрита-падо яди нирвьяликам те дустарам атитаранти ча дева-майам наишам мамахам ити дхих шва-шригала-бхакшье

«Каждый, кто получил особую милость Божественной Личности, Всевышнего Господа, безраздельно предавшись служению Ему, способен преодолеть непреодолимый океан иллюзии и понять Бога. Но людям, привязанным к телу, которое рано или поздно станет пищей собак и шакалов, это не под силу». Двуличные люди, мыслящие понятиями «я» и «мое» в рамках материального тела, которое, в конце концов, пожрут собаки и шакалы, становятся вайшнавами лишь для виду, внутренне сохраняя стремление к материальному счастью. Великая удача преданного служения Господу минует таких людей, ибо они корыстны и пребывают в объятиях майи.

Стремящиеся к наслаждению мирские смарты обычно не способны понять возвышенное положение вайшнавов, черпающих удовольствие внутри себя.

«Шримад-Бхагаватам» (1.7.10) утверждает:

атмарамаш ча мунайо ниргрантха апй урукраме

курванти ахаитуким бхактим иттхам-бхута-гуно харих

«Атмарамы (то есть люди, черпающие наслаждение в ат-ме, или духовной сущности) всех типов, особенно те из них, кто утвердился на пути самоосознания, жаждут оказывать чистое преданное служение Божественной Личности, хотя и свободны от всех видов материальных уз. Это означает, что Господь обладает неземными достоинствами и потому привлекает всех, включая освобожденные души». Поэтому единственное богатство освобожденных душ — это преданное служение.

«Шримад-Бхагаватам» (4.24.29) также говорит:

сва-дхарма-ништхах шата-джанмабхих пуман

виринчатам эти татах парам химам

авьякритам бхагавато 'тха ваишнавам

падам ятхахам вибудхах калатьяе

«[Господь Шива сказал:] Человек, сто жизней добросовестно исполнявший свои обязанности, становится достоин занять престол Брахмы, а возвысившись еще более в своих добродетелях, он приблизится к Господу Шиве. Человека же, преданного Самому Господу Кришне, или Вишну, беспримесное служение немедленно возносит на духовные планеты. В то время как Господь Шива же и другие полубоги достигают этих планет только после разрушения материального мира».

«Шримад-Бхагаватам» (3.28.44) утверждает: тасмад имам свам пракритим даивим сад-асад атмикам

дурвибхавьям парабхавья сварупенаватиштхате

«Так йог [или хари-джана] утверждается в самоосознании, вырвавшись из неодолимых чар майи, выдающей себя как за причину, так и за следствие материального проявления, и потому труднопостижимой».

Гордые своей варной материалисты, марионетки майи, восхваляют колесо кармы, пытаясь в то же время действовать независимо. Преданные, однако, знают, что попытки стать властелином майи на самом деле и есть служение ей, причина обусловленности, а потому отказываются от адского наваждения корысти и считают своей естественной обязанностью вечное служение Всевышнему Господу.

Следуя принципам варнашрамы, человек всю свою жизнь накапливает благочестивые деяния. Совершая же в этом мире поступки, не согласующиеся с варнашрамой, человек копит грехи. Благочестие и грех — два неотлучных спутника человека, с гордостью считающего себя пракрити-джаной в этом мире желаний. Но с хари-джа-ной все обстоит иначе.

В «Мундака-упанишаде» (33) говорится:

яда пашьях пашьяте рукма-варнам картарам ишам пурушам брахма-йоним

тада видван пунья-папе видхуя ниранджанах паромам самьямупаити

«Когда человек, обладающий духовным видением, то есть преданный Всевышнего, взирающий на все очами преданности, получает возможность лицезреть Верховную Личность — своего Творца и Господина, златокожего Владыку брахманов, — его осеняет надмирное знание, он обретает освобождение и возвышается над материальным эго. Став совершенно чистым и беспристрастным, он отбрасывает и благочестие, и грех».

Если человек хоть в какой-то степени наследует выраженные в нижеследующих стихах чувства Ачарьи Шрилы Прабодхананды Сарасвати, превосходнейшего среди три-данди и последователя Шри Махапрабху он сможет определить, кто есть хари-джана, а кто — непреданный, занимающийся преданным служением, смешанным с кармой.

каивальям наркаяте тридаша-

пур акаша-пушпаяте дурдантендрия-кала-сарпа-патали

проткхата-дамштраяте вишвам пурна-сукхаяте видхи-

махендрадиш ча китаяте ят карнунья-катакша-ваибхававатам

там гаурам эва стумах

«Для преданного, получившего милостивый взгляд Шри Чайтаньи Махапрабху, кайвалъя, погружение в бытие Брахмана, кажется сущим адом, а райские планеты — фантасмагорией, чувства для него становятся подобны змеям, лишенным своих ядовитых зубов, весь мир превращается в Вайкунтху, а положение богов, подобных Брахме и Шиве, он видит равным положению крошечных насекомых. Мы молимся Ему — Господу Шри Гаурасундаре».

упасатам ва гуру-варья-котир

адхиятам ва шрути-шастра-котих

чаитанья-карунья-катакша-бхаджам

бхавет парам садья рахасья-лабхах

«К чему ведет почтительное слушание миллионов превосходнейших, но, увы, заблудших учителей кармы и гъяны или изучение миллионов ведических книг — нам нет до этого дела. Но, вступив в общение с преданными, на которых упал мимолетный взгляд милостивого Шри Чайтань-ядевы, можно тут же познать великую тайну чистой любви к Кришне. Не будучи чистым преданным, человек, привязанный к варнашраме, может идти к миллионам гуру или изучить миллионы ведических книг, но все это будет лишь пустой тратой времени».

криясактан дхиг дхиг виката-тапасо дхик ча яминах дхиг асту брахмахам вадана-парипхуллан джада-матин ким этан шочамо вишая-раса-маттан нара-пашун на кешанчил-лешо 'пй ахахамилито гаура-мадхунах

«Горе тем, кто увлекся ведическими ритуалами ради достижения материальных благ! Горе тем, кто, стремясь к самообузданию, привязался к суровому подвижничеству! Горе тем, кто, будучи материалистами, тем не менее провозглашают: «Я есмь Брахман!» Доколе скорбеть мне о карми, гъяни и тапасви, что погружены в чувственные удовольствия и подобны двуногим животным? Увы! Им не привелось отведать даже капли нектара киртаны Господа Гауры».

калах калир балина индрия-ваири-варгах шри-бхакти-марга иха кантака-коти-руддхах

ха ха ква ями викалах ким ахам кароми чаитанья-чандра яди надья крипом кароши

«Сейчас эпоха Кали. Мои враги, возглавляемые чувствами, очень сильны. Прекрасный путь бхакти, ведущий ко Всевышнему Господу, усеян бесчисленными шипами кармы, гъяны и беспорядочного чувственного наслаждения. О Господь Чайтаньячандра, я в отчаянии, и если Ты сегодня не одаришь меня Своей милостью, куда мне идти и что делать?»

душкарма-коти-ниратасья дуранта-гхора-дурвасана-нигада-шринкхалитасья гадхам клишьян-матехкумати-коти-кадартхитасья гаурам винадьямама ко бхавитена бандхух

«Блуждая путями кармы, я совершил миллионы грехов. Я накрепко закован в кандалы неуправляемых материальных чувств. Мой разум сбит с толку дурными советами карми, гъяни и грешников. Кто, кроме Господа Гауры, друг мне в этом мире?»

ха ханта ханта парамошара-читта-бхумау въяртхи-бхавантимама садхана-котайо 'пи сарватмана тад ахам адбхута-бхакти-биджам шри-гаурачандра-чаранам шаранам кароми

«Увы! Семена миллионов обрядов кармы и гъяны не дали всходов на пересохшем поле моего сердца. Поэтому я стремлюсь укрыться под сенью лотосов стоп Господа Га-урачандры: Он — семя чудесного преданного служения».

мригъяпи са шива-шукоддхава-нарададъяир ашчаръя-бхакти-падави на давияси нах

дурбодха-ваибхава-патемайи памаре 'пи чаитанья-чандра яди те каруна-катакшах

«О Господь Чайтаньячандра, о Ты, просвещающий невежд! Если Ты удостоишь меня Своего сострадательного взгляда, то даже я, человек жалкий, смогу приблизиться к чудесному пути чистого преданного служения, которого весьма редко достигают даже такие великие души, как Шива, Шу-кадева, Уддхава и Нарада. Карми, по недостатку знания, считают себя ни на что не способными и потому отворачиваются от преданного служения, но с преданными все совсем иначе. Служение Кришне никак не похоже на обыденную деятельность».

ништхам прапта вьявахрити-тати-лаукики ваидики йя

йя ва ладжджа прахасана-самудгана-натйотсавешу

йе вабхуванн сахаджа-прана-дехартха-дхарма

гаураш чаурах сакалам ахарат ко 'пиме тивра-вирьях

«Я верил в ведические и обычные обязанности, я стыдился петь, танцевать и смеяться, я был естественно склонен к погружению в материальную деятельность ради поддержания жизни в теле — все это силой отнял у меня златоко-жий вор Гаурахари. Когда человек становится вайшнавом, все незначительное отступает само собой».

патанти яди сиддхаях кара-тале сваям дурлабхах сваям ча яди севаки-бхавитум агатах сьюх сурах ким аньяд идам эва ва яди чатур-бхуджам сьяд вапус татхапимама номанак чалати гаура-чандран манах

«Если бы труднодостижимые мистические совершенства — анима и прочие — сами шли мне в руки, а проводящие жизнь в наслаждениях, о которых можно только мечтать, небожители по своей воле явились бы ко мне, предлагая райские удовольствия, более того, даже если бы мне дали четырехрукое тело Нараяны вместо моего теперешнего материального тела, мой разум все равно ни на йоту не отклонился бы от служения Гаурахари, Всевышнему в одеждах преданного».

Слава и величие преданного служения ни в коем случае не зависят от кармы, гъяны или спонтанных чувственных удовольствий. Преданные твердо уверены в том, что они не падут жертвой даже малейшего намека на жадность. Но те, кто из-за своей двуличности не понимает истинных достоинств преданного служения, и чье корыстное сознание заставляет их считать преданное служение разновидностью карма-канды, оскорбляет стопы преданных и падает в царство греха. В результате совершенных оскорблений на их пути тут же вырастают препятствия — это, прежде всего, кастовое сознание (считают себя брахманами), привязанность к определенной деятельности (раздают и принимают милостыню) и, наконец, их собственная зависть. Таких корыстных тружеников, завидующих преданным, поглощает ложное эго, и они начинают считать Говардхана-шилу, средоточие жизни парамахамс, обыкновенным камнем, а вайшнавов — принадлежащими к определенной касте, и перестают верить в воду, которой омыты стопы хари-джан. В противоположность им, преданные не жадны, не глупы и не слабы.

данте нидхая тринакам падайор-нипатья критва ча каку-шатам этад ахам бравими хе садхавах сакалам эва вихая дурад гауранга-чандра-чаране курутанурагам

«Зажав соломинку в зубах, я сотни раз припадаю к вашим стопам и смиренно обращаюсь к вам: о святые мудрецы! Прошу вас, оставьте свой путь развития и его цель, забудьте о следовании принципам варнашрамы, не заботьтесь о религиозности и безбожии, станьте равнодушны к благочестивой и неблагочестивой деятельности и не думайте об обусловленности и освобождении. Просто развивайте влечение к лотосам стоп Шри Кришна Чайтаньи».

Не имея чистой преданности, невозможно получить от духовного учителя посвящение или наставление в преданном служении. Для поверхностно мыслящего человека мантры и способ поклонения Богу, которому он научится посредством слушания, станут источником материальной привязанности. Лишь те, кто оставил двоемыслие и надлежащим образом слушает рассказы о Хари от истинного духовного учителя, а также те, кто способен правильно воспринять такие рассказы, будут способны повторить их. Триданди Прабху Шри Прабодхананда для блага будущих преданных запечатлел в своих стихах милость и наставления, полученные им от Шримана Махапрабху. Те, кто способен разделить настроение Прабодхананды, достойны называться вайшнавами; те же, кто не имеет такой склонности, просто блуждают без цели, ища себе в пишу такие малосъедобные вещи, как стебли банана, кожура бобовых стручков или колотушки для игры на барабане.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 367; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!