Джаганандана Пандит – Према виварта 42 страница



Прадхана — первичная недифференцированная материя.

Пракрити — материальная и духовная природа как объект наслаждения Пуруши, Всевышнего; включает в себя духовные планеты Вайкунтхи и материальную природу.

Пранайя — непоколебимая любовь (према) к Господу. В пранайе почтительное отношение к Господу Кришне отступает, уступая место дружеским отношениям с Ним.

Прасад (прасадам) — милость Господа; освященная в процессе предложения Господу пища или какое-либо другое подношение.

Према — беспримесная любовь к Господу Шри Кришне.

Према-бхакти — преданность Господу, исполненная беззаветной любви.

Прити — привязанность, любовь (према-бхакти).

Пунья (санскр. — «заслуга», «благо», «добро») — благочестие; заслуги, обретаемые и накапливаемые благодаря совершению добродетельных поступков и переносимые в другие жизни.

Пураны — восемнадцать священных писаний, дополняющих четыре изначальные Веды и наряду с «Махабхаратой» и «Рамаяной» признаваемые традицией «пятой Ведой». Содержат описания земных воплощений Господа Кришны и деяний Его преданных.

 

Р

Равана — повелитель ракшасов и владыка острова Ланка, персонаж эпоса «Рамаяна», противник Господа Рамачандры.

Рага-марга — путь божественной любви; спонтанная преданность Богу, которая превосходит наставления и ограничения священных писаний.

Рагхунатх Дас Госвами (1495—1571) — один из шести Госвами Вриндавана, главных учеников и преемников Шри Чайтаньи Махапрабху. Почитается гаудия-вайшнавами как прайоджана-ачарья — наставник, раскрывающий конечную цель жизни каждого живого существа (любовь к Богу), что само по себе указывает на его исключительное положение в духовной преемственности, идущей от Шри Чайтаньи. В своих молитвах Рагхунатх Дас Госвами раскрыл наивысший уровень чистой преданности Шри Кришне.

Раджа — царь.

Раджас (раджа-гуна) — страсть; одна из трех гун (качеств) материального мира: гуна страсти или гуна деятельности. Раджас противопоставляется с одной стороны более низкому качеству тамаса (тамо-гуне) — качеству бездействия, тьмы, невежества и лени материального мира, а с другой стороны — качеству саттвы (саттва-гуне), характеризующемуся чистотой, благочестием и умиротворенностью, занимая таким образом промежуточное, среднее положение.

Рамананда Рай — один из самых близких преданных и вечных спутников Шри Чайтаньи Махапрабху, бывший, вместе со Сварупой Дамодаром, ближайшим Его слугой в завершающий период деяний Шримана Махапрабху в Джаганнатха Пури.

Рамануджа (Рамануджачарья) — величайший ачарья вайшнавской Шри-сампрадаи, которая по его имени получила название «Рамануджа-сампрадая». Автор многочисленных религиозно-философских работ, в том числе знаменитых комментариев к «Веданта-сутре», Бхагавад-гите, Упанишадам. Его особая заслуга — опровержение монистической философии майявады. В Своем учении Шри Чайтанья Махапрабху использовал два момента философии Рамануджачарьи: 1) шаранагати, безусловное самопредание Господу Кришне; и 2) полное предание Гуру и вайшнавам и безраздельное служение им.

Рамачандра (Господь Рама) — лила-аватара Господа Вишну, идеальный царь. Его деяния описаны в эпосе «Рамаяна».

Раса (санскр. — «вкус») — божественный экстаз; вид духовных взаимоотношений Шри Кришны и души, обретшей чистую любовь к Нему. Раса означает степень близости души к Господу. Различают пять основных рас: умиротворенность (шанта-раса), служение (дасья-раса), дружба (сакхья-раса), родительская забота (ватсалья-раса) и супружеская любовь (мадхура-раса).

Рати — спонтанное влечение к Святому Имени Господа и преданному служению Богу и Его близким слугам.

Риши — святой отшельник, мудрец, духовное знание к которому пришло через откровения.

Рупа Госвами (1489—1564) — главный из шести Госвами Вриндавана, вечный спутник Шри Чайтаньи Махапрабху. Был лично избран Шри Чайтаньей в качестве преемника и главы сампрадаи. Вследствие уникального положения, которое Шрила Рупа Госвами занимает среди последователей Махапрабху, их называют рупанугами (последователями Шри Рупы). Гаудия-вайшнавы почитают Шрилу Рупу Госвами как ачарью принципа абхидхея (раскрывающего средства достижения конечной цели), а также как раса-таттвачарью (наставника, дающего науку о расе). Он — автор множества религиозно-философских и поэтических произведений, посвященных науке преданного, исполненного любви служения Господу, главное из которых — «Бхакти-расамрита-синдху», содержащее подробное описание всех аспектов преданного служения Богу. Брат Шрилы Санатаны Госвами.

 

С

Садхана (садхана-бхакти) — служение Господу, регулируемое правилами и указаниями шастр; систематическая практика, имеющая целью достижение вечной любви к Господу Кришне. Включает в себя хари-нама-санкиртану — воспевание Святого Имени, шравану — слушание повествований о деяниях Господа, арчану — поклонение Божеству, и т. д.

Салокья — обитель в духовном царстве Бога, обретаемая душой после освобождения из материального мира.

Самбандха-гьяна (самбандха) — знание о вечных совершенных взаимоотношениях между предавшимися душами (дживами) и Господом Кришной, а также об отношениях между Господом и Его энергиями (шакти). Одно из ключевых понятий в гаудия-вайшнавском богословии. Согласно традиции гаудия-вайшнавизма все души вечно и неразрывно связаны с Господом Кришной, высочайшей целью каждой души. На возвышенных уровнях преданности Богу между Ним и душой складываются исполненные духовного упоения взаимоотношения в одной из следующих рас: служение (дасья), дружба (сакхья), родительская забота (ватсалья) или супружеская любовь (мадхурья).

Самбандха-таттва — санскритский термин, раскрывающий истину о взаимосвязи, истину о взаимоотношениях. Самбандха-таттва включает в себя знание о трех таттвах (истинах) — кришна-таттве, шакти-таттве и джива-таттве — и взаимоотношениях между ними.

Самипья — возможность жить рядом с Господом; один из видов освобождения.

Санатана Госвами (1488—1558) — один из шести Госвами Вриндавана, старший брат и духовный наставник Шрилы Рупы Госвами. Автор многих философских книг, высоко ценимых гаудия-вайшнавами, среди которых — «Хари-бхакти-виласа» (посвященная описаниям ритуальной стороны вайшнавской практики), «Брихад-бхагаватамритам» (отображающая различные уровни восприятия Бога) и «Дашама-типани» (представляющая собой комментарий на десятую песнь «Шримад-Бхагаватам»).

Сандхини — воплощенная в Господе Баладеве энергия, обеспечивающая духовное бытие Бхагавана, Верховной Личности Бога, и Его спутников.

Санкиртана — 1) совместное воспевание святых имен Бога; 2) проповедь. Основной метод духовной самореализации (юга-дхарма) в нашу эпоху деградации, Кали-югу.

Санньяса — отречение от мира; четвертая (высшая) ступень духовного совершенствования в ведическом обществе, придерживающегося правил варнашрама-дхармы.

Санкхья — 1) аналитическое проведение различия между духом (пурушей) и материей (пракрити); 2) путь бхакти, установленный Господом Капилой, в котором анализируются 24 элемента вселенной. Понимание того, что Всевышний управляет всеми этими элементами, приводит человека к служению Ему.

Санчари (санчари-бхава, вьябхичари-бхава) — особое настроение того, кто поглощен восторженной любовью к Шри Шри Радха-Кришне. В «Бхакти-расамрита-синдху» (2.1.5) Шрила Рупа Госвами утверждает следующее: «Санчари-бхава по отношению к расе играет вспомогательную роль. Вибхава, анубхава, саттвика-бхава и вьябхичари-бхава придают стхайи-бхаве особый вкус. Этот вкус и делает стхайи-бхаву расой».

Сарупья — духовный облик, подобный облику самого Бога; один из видов освобождения.

Саршти — энергии, подобные энергиям Бога; достояние, обретаемое душой после освобождения из круговорота рождений и смертей.

Сат-санга (садху-санга) — духовное общение, общение со святыми.

Саттва (саттва-гуна) — благость, одна из трех гун (качеств) материальной природы. Среди трех качеств — саттва-гуны, раджа-гуны и тамо-гуны — саттва считается самым чистым качеством материального мира.

Саттвик (сатвичный) — связанный с режимом мирской деятельности, совершаемой в благости.

Сварупа Дамодар — ближайший вечный спутник и личный секретарь Шри Чайтаньи Махапрабху.

Смарта (смарта-брахман) — ортодоксальный брахман, последователь Шанкарачарьи, строго следующий предписаниям смрити (писаниям, дополняющим шрути), чрезмерно привязанный к внешним ритуалам без понимания лежащих в их основе заключений шастр и духовной сути. Практика смарта-брахманов состоит в равном поклонении пяти богам — Господу Вишну, Господу Шиве, Шакти, Ганеше и Сурье.

Смрити (санскр. — «то, что запомнено») — свод священной ведической литературы, включающий в себя шесть веданг, дхарма-шастры (такие как «Ману-самхита»), Пураны и итихасы. Смрити дополняют изначальные священные писания, шрути.

Снеха — привязанность. Добавление избыточной мягкости сердца к преме оборачивается снехой. Так возникают отношения сына и родителей (ватсалья-раса) между Господом Кришной и Его преданными. На этой стадии также естественным образом появляются обильные слезы по Кришне, ненасытное желание общаться с Ним и стремление знать о Его увлечениях.

Стхайи-бхава — процесс развития духовного чувства души от рати до махабхавы. Стхайи-бхава, дополняющая вибхаву, анубхаву, саттвика-бхаву и санчари-бхаву, становится кришна-према-расой, вечным духовным упоением или блаженством. Стхайи-бхава — один из пяти неотъемлемых компонентов бхакти-расы; непрерывное чувство любви к Бхагавану, Всепривлекающей Личности Бога, в одном из пяти основных взаимоотношений: умиротворенности, служения, дружбы, родительской или супружеской любви.

Стхул — грубая материя, составляющая тело человека.

Сукрити — запас благочестия, накапливаемый благодаря общению со святыми и служению им. Эти заслуги в преданности Господу могут обретаться осознанно (гьята-сукрити) и неосознанно (агьята-сукрити). Сукрити — предварительное условие для обретения шраддхи, веры в Бога.

 

Т

Тамас (тамо-гуна) — материальное качество (гуна) невежества и темноты. Среди трех качеств материальной природы — саттва-гуны, раджа-гуны и тамо-гуны — качество тамаса считается самым низшим. Основные характеристики тамо-гуны: тьма, смерть, разрушение, невежество, лень и безумие.

 

У

Уддипана — то, что стимулирует кришна-прему, например, ножные колокольчики Господа Кришны, павлинье перо на Его голове или Его гирлянда.

Уллас — энтузиазм.

 

Х

Хари — имя Верховной Личности Бога, означающее «Устраняющий все препятствия с духовного пути».

Харидас Тхакур — один из самых близких спутников Шри Чайтаньи Махапрабху. Родился в мусульманской семье, но стал великим вайшнавом, показав своим примером, что преданность не зависит от условий рождения, социального статуса и национальности. Ежедневно воспевал 300 000 святых имен Господа. Шри Чайтанья называл его намачарьей — наставником в воспевании Святого Имени.

Хладини (хладини-шакти) — дарующая блаженство внутренняя энергия Господа, олицетворяемая Личностью Шримати Радхарани.

 

Ч

Чит-джагат — духовный мир, в гаудия-вайшнавской традиции — Вриндаван.

Читта — совокупность ментальной деятельности человека; сознание.

Чит-шакти (сварупа-шакти, пара-шакти) — внутренняя духовная энергия Господа, высшая из трех Его основных энергий. Соединяясь с блаженством и знанием души, создает необходимое для чистой преданности умонастроение (бхакти-сварупа-шакти).

 

Ш

Шалаграм-шила — в вайшнавской традиции Мурти (Божество) в форме сферического камня (чаще всего черного цвета). Шалаграм-шилы почитаются неотличными от Господа Вишну. Часто эти Мурти называют просто шилами. Слово «шила» переводится как «камень», а Шалаграм — одно из имен Господа Вишну, происходящее из деревни в Непале, где Господь Вишну известен как Шалаграман. Другая разновидность шил — это говардхана-шилы — камни со священного холма Говардхан, места божественных деяний Господа Кришны во Вриндаване.

Шанкара (Шанкарачарья) — великий духовный учитель, проповедовавший философию монизма (адвайта-ваду) — учение о том, что Господь не имеет определенного облика. Считается проявлением Господа Шивы.

Шастры — священные писания.

«Шат-сандарбха» — философский труд гаудия-вайшнавского богослова Шрилы Дживы Госвами в шести частях. Самый ранний и наиболее фундаментальный труд на санскрите, в котором в систематическом виде представлено богословие гаудия-вайшнавизма. Каждая сандарбха содержит изложение одного из важнейших разделов учения на основе подборки цитат, главным образом из «Бхагавата-пураны» («Шримад-Бхагаватам»). Так, например, «Таттва-сандарбха» посвящена теории познания, «Бхагавата-сандарбха» — природе Абсолютной Реальности, «Параматма-сандарбха» — природе живого существа и майи, и т. д. Согласно самому Дживе Госвами, автор этого произведения — Шрила Гопала Бхатта Госвами. Джива Госвами завершил незаконченную работу Гопалы Бхатты, разделив ее на шесть книг. Также Джива Госвами составил к ним объемный комментарий, озаглавленный им «Сарва-самвадини» и раскрывающий философские идеи Шри Чайтаньи Махапрабху.

Шравана (шраванам) — слушание с преданностью о славе Господа; первый из девяти видов чистого преданного служения. В «Шримад-Бхагаватам» (7.5.23) Прахлада Махарадж перечисляет девять основных видов преданного служения Кришне: слушание (шраванам), прославление (киртанам), памятование (смаранам), служение лотосоподобным стопам Господа (пада-севанам), поклонение Божеству (арчанам), вознесение молитв (ванданам), личное служение (дасьям), дружеские отношения (сакхьям) и полное самопредание души Богу (атма-ниведанам).

Шраддха — вера; особая духовная энергия, побуждающая живое существо к беспримесному преданному служению Господу; первая ступень развития бхакти.

Шривас Пандит — вайшнавский святой, в гаудия-вайшнавизме почитается как одна из ипостасей Панча-таттвы, олицетворяющей преданного Господа.

Шридхар Свами — великий вайшнав средневековой Индии, знаменитый своими комментариями к «Шримад-Бхагаватам» и Бхагавад-гите. Жил в Бенаресе и был санньяси-майявади школы Шанкары, но, несмотря на это, учил вайшнавской философии. Его труды высоко ценил Шри Чайтанья Махапрабху — особенно «Бхавартха-дипику» (комментарий к «Шримад-Бхагаватам»). Махапрабху говорил, что каждый, кто составляет комментарий к «Бхагаватам», должен согласовывать его с комментарием Шридхара Свами.

«Шримад-Бхагаватам» («Бхагавата-пурана») — великое вайшнавское писание, собственный комментарий Шрилы Вьясадевы к «Веданта-сутре». В этой «безупречной Пуране», состоящей из восемнадцати тысяч стихов, описывается высшее положение Господа Кришны, Его деяния и служение Ему, основанное на преданности, исполненной любви.

Шрути (санскр. — «услышанное») — непогрешимое знание, которое через откровения был передано самим Господом мудрецам на заре творения; изначальные ведические священные писания (четыре Веды и Упанишады), которые передавались изустно и лишь впоследствии были записаны.

Шудра — слуга, рабочий; представитель низшего сословия в системе варнашрама-дхармы. Шудра — человек, принадлежащий к касте, считающейся ногами вират-рупы, вселенской формы Бога, а также «ногами тела» человеческого общества.

 

Э

Экадаши — время, благоприятное для памятования о Кришне и служения Ему, выпадающее на одиннадцатый день (титхи) после новолуния и полнолуния. В этот день вайшнавы соблюдают пост, воздерживаясь от употребления в пищу злаков и бобовых или отказываясь от еды вовсе. Дни экадаши считаются особо благоприятными для совершения аскезы или епитимьи. Считается, что если в экадаши человек с преданностью следует своему обету (врате), чистая преданность Богу (бхакти) постепенно проявляется в его сердце.

Ю

Юга-дхарма — метод духовной самореализации, религия (дхарма), предписанная для определенной эпохи (юги).

 

 

Шаранагати

Его Божественная Милость

Шрила Бхактивинод Тхакур

 

 

 

Шри Чайтанья Сарасват Матх

 

Введение

 

1. ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-чаитанйа прабху джӣве дойа̄ кори'
 свапа̄рш̣ада свӣйа дха̄ма саха аватари

2. антйанта дурлабха према кориба̄ре да̄на
 ш́икха̄йа ш́аран̣а̄гати бхакатера пра̄н̣а

 

Из сострадания к падшим душам, Шри Кришна Чаитанйа пришел в этот мир со Своими личными спутниками и божественной обителью, чтобы научить шаранагати, преданию всемогущему Богу, и бесплатно раздать экстатическую любовь к Богу, которую обычно очень трудно достичь. Эта шаранагати —— сама жизнь истинного преданного

 

3.даинйа, а̄тманиведана, гоптр̣тве варан̣а
 'аваш́йа ракш̣ибе кр̣ш̣н̣а' — виш́ва̄са, па̄лана

 

4.бхакти-анукӯла-ма̄тра ка̄ржера свӣка̄ра
 бхакти-пратикӯла-бха̄ва варджана̄н̇гӣка̄ра

 

Пути шаранагати следующие: смирение, полное вручение себя Господу, принятие Его как единственным господина, вера в то, что Кришна непременно защитит, совершение только тех поступков, которые благоприятны для чистой преданности, и отказ от поступков мешающих чистой преданности.

 

5. шад̣-ан̇га ш́аран̣а̄гати хоибе джа̄̐ха̄ра
 та̄̐ха̄ра пра̄ртхана̄ ш́уне ш́рӣ-нандакума̄ра

 

Юный сын Нанды Махараджи, Шри Кришна, слышит молитвы каждого, кто принимает у Него прибежище следуя этим шести аспектам садханы.

6.рӯпа-сана̄тана-паде данте тр̣н̣а кори'
 бхакативинода под̣е дуи пада дхори'

 

Бхактивинода, зажав во рту соломинку, падает в дандавате перед двумя Госвами, Шри Рупой и Шри Санатаной и обеими руками обнимает их стопы.

 

7.ка̄̐ндйа̄ ка̄̐ндйа̄ бале, а̄ми то' адхама
 ш́икха̄йе ш́аран̣а̄гати корохе уттама

 

«Я несомненно низший из людей,» — говорит он им, безутешно плача, — «но пожалуйста, сделайте меня лучшим из людей, обучив меня шаранагати».

 

 

Даинйа̄

Смирение

(1)

 

1. бхулийā томāре, сам̇сāре āсийā,

пеие нāнā-видха вйатā

томāра каран̣е, āсийāкхи āми,

балиба дух̣кхера катā

 

Я оставил Тебя, О, Господь, и пришел в этот мир боли и печали. Теперь я подношу свою грустную историю Твоим лотосным стопам

 

2. джананӣ-джат̣харе, чхилāма йакхана,

вис̣ама бандхана-пāш́е

эка-бāра прабху! декхā дийā море,

ван̃киле э дӣна дāсе

 

Еще находясь в утробе матери и страдая от невыносимых мук, я увидел Тебя перед собой. Ты явился мне, но лишь на мгновенье, с тем, чтобы оставить Своего бедного слугу.

 

3. такхана бхāвину, джанама пāийā,

кариба бхажана тава

жанама ха-ила, пад̣и’ мāйā-джāле,

нā ха-ила джн̃āна-лава

В этот момент я поклялся поклоняться Тебе после своего рождения. Но пришло рождение, и с ним сеть мирской иллюзии окутала мой разум.

4. āдарера кхеле, сваджанера коле,


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 374; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!