Джаганандана Пандит – Према виварта 41 страница



Мы не станем возражать, если читатель не поверит в явленные Им чудеса, ведь сами по себе чудеса никогда не служат доказательством Божественности. Такие демоны, как Равана и прочие, также совершали чудеса, которые не доказывают, что они были богами. Безграничная према и ее непреодолимое влияние на людей — это то, что не может быть проявлено в ком-либо другом, кроме самого Бога.

Благородные читатели! Извините за то, что чтение этой книги отняло ваше время. Но наш долг слуг Шри Чайтаньи — распространять Его высочайшее учение. Исполняя свой долг, мы вправе рассчитывать, что вы простите нам причиненное вам беспокойство. Мы — жители Бенгалии, и могли ошибиться, излагая наши мысли на чужом для нас языке. Будьте добры извинить нас за это.

Позвольте нам сказать в заключение, что мы будем рады ответить на любые вопросы по этим важным темам, какие хотели бы задать нам наши братья. Мы ощущаем огромную потребность постараться помочь нашим друзьям в поисках на пути к духовной любви.

 

«Шикшаштака» Господа

(1)

чето-дарпан?а-ма?рджанам? бхава-маха?-да?ва?гни-нирва?пан?ам?

ш?рейах?-каирава-чандрика?-витаран?ам? видйа?-вадху-дж?ванам?

а?нанда?мбудхи-варддханам? прати-падам? п?рн?а?мр?та?сва?данам?

сарва?тма-снапанам? парам? виджайате ш?р?-кр?ш?н?а-сан?к?рттанам

 

Слава воспеванию Святого Имени Шри Кришны, которое сметает всю грязь с зеркал наших сердец, гасит великий пожар страдания, порожденный круговоротом рождений и смертей, проливает лунный свет вечного блага на лилию души воспевающего, является самой жизнью невесты Абсолютной Истины, увеличивает океан упоительного блаженства, при каждом Его произнесении дарует богатый вкус чистого нектара, и, наконец, омывает, то есть очищает и обновляет всю личность [воспевающего], включая тело, ум и душу, в божественном блаженстве.

 

(2)

на?мна?м ака?ри бахудха? ниджа-сарва-ш?актис

татра?рпита? нийамитах? смаран?е на ка?лах?

эта?др?ш?и тава кр?па? бхагаван мама?пи

дурдайвам ?др?ш?ам иха?джани на?нура?гах?

 

О всемогущий Всевышний, Ты, обладающий безграничной милостью, даровал миру множество Своих имен, наделив каждое из них всем Своим могуществом, и не сделал никаких ограничений, будь то время, место и прочее, для их повторения и памятования. Но, увы! Мое невезение в том, что у Меня нет любви к воспеванию Твоих имен.

 

(3)

тр?на?д апи сун?чена,

тарор ива сахиш?н?уна?

ама?нина? ма?надена,

к?рттан?йах? сада? харих?

 

Тот, кто смиреннее травинки, более терпелив, чем дерево, и почитает других, но не желает какого-либо почтения к себе, всегда достоин воспевать Святое Имя.

 

(4)

на дханам? на джанам? на сундар?м?

кавита?м? ва? джагад-?ш?а ка?майе

мама джанмани джанман?ш?варе

бхавата?д бхактир ахаитук? твайи

Ни о богатстве, ни о друзьях или родственниках, ни о прекрасных музах молю Тебя Я, но о том, чтобы Мое сердце из самозабвенной преданности и любви всегда оставалось верным Тебе, о Всевышний, когда и где бы Я ни родился.

 

(5)

айи нанда-тануджа кин?карам?

патитам? ма?м? виш?аме бхава?мбудхау

кр?пайа? тава па?да-пан?каджа

стхита-дх?л?-садр?ш?ам? вичинтайа

 

О сын Нанды! Будь милостив, считай Меня Своим слугой, подобным пылинке с Твоих лотосоподобных стоп, ибо Я тону в ужасной пучине этого мира.

 

(6)

найанам? галад-аш?ру-дха?райа?

ваданам? гадгада-руддхайа? гира?

пулакаир ничитам? вапух? када?

тава на?ма грахан?е бхавиш?йати

 

О Господь, когда же при воспевании Твоего Имени Мои глаза наполнятся струящимися слезами, Мой голос начнет прерываться, а волосы на Моем теле поднимутся от восторга?

 

(7)

йуга?йитам? нимеш?ен?а

чакш?уш?а? пра?вр?ш?а?йитам?

ш??нйа?итам? джагат сарвам?

говинда-вирахен?а ме

 

Разлука с Моим возлюбленным Говиндой делает мгновение, необходимое для моргания век, кажущимся вечностью для Меня. Мои глаза обратились самим сезоном дождей, а весь мир предстал передо Мной опустошенным.

 

(8)

а?ш?лиш?йа ва? па?да-рата?м? пинаш?т?у ма?м

адарш?ана?н марма-хата?м? кароту ва?

йатха? татха? ва? видатха?ту лампат?о

мат-пра?н?а-на?тхас ту са эва напа?рах?

 

Сожмет ли Меня Кришна, Мой возлюбленный, в Своих сладостных объятиях или растопчет Меня Своими стопами, или же будет терзать Меня, держась от Меня на расстоянии, при этом радуя Своих возлюбленных, как Он сам того пожелает, все равно лишь Он и никто другой — Господь Моей жизни.

 

Глоссарий

 

А

Аватара — проявление Господа в материальном мире в каком-либо образе, наделенном той или иной степенью могущества, теми или иными полномочиями.

Авидья — невежество, незнание, склонность к заблуждению; иллюзия, возникающая вследствие чувственного восприятия личности.

Адвайта Ачарья — один из ближайших спутников Шри Чайтаньи Махапрабху. Входит в состав Панча-таттвы. Почитается гаудия-вайшнавами как воплощение Маха-Вишну.

Акарма — пренебрежение мирским и религиозным долгом.

Аламбана — основа взаимоотношений между душой и Господом. Говорится, что ашрая (преданная Господу душа) и вишая (Господь как объект преданности души), между которыми возникает привязанность (рати), образуют основу взаимоотношений (аламбану).

Анубхава (санскр. — «восприятие», «переживание», «опыт») — личные переживания, не исходящие из памяти; непосредственное переживание чего-либо.

Анурага — 1) привязанность в общем смысле; 2) духовная привязанность; 3) определенная стадия развития премы. Рага (спонтанная любовь), когда объект любви предстает в новом свете каждое мгновение, сама обновляется каждый миг и становится анурагой. Основные черты, присущие этой стадии, — взаимная зависимость и сильное желание сопровождать любимого повсюду.

Аханкара (санскр. — «то, что создает “я”») — ложное эго, заставляющее обусловленное живое существо отождествлять себя со своим грубым (физическим) и тонким (чувствами, умом, разумом) материальными телами.

Ачарья — духовный наставник; тот, кто учит своим примером.

 

Б

Бахирваса — отрез ткани, используемый как верхняя одежда для подвижника.

Брахмaн (брахмаджьоти) — безличный, безграничный, лишенный качеств аспект Бхагавана; Абсолют.

Брaхман — священнослужитель, жрец, наставник в религиозных вопросах, представитель высшего сословия в ведическом обществе, следующем варнашрама-дхарме.

Буддхи — разум; то, что дает оценку идеям и мыслям; часть человеческого сознания, которая способна постичь Бога по Его милости.

Бхава — начальная ступень любви к Богу. Смягчает сердце преданного различными видами духовного вкуса. На видимом уровне бхава характеризуется проявлением различных признаков божественного экстаза.

Бхава-бхакти — преданность Богу (бхакти), исполненная подлинного глубокого сердечного чувства, переживания (бхавы).

Бхагаван — бесконечный, изначальный, нерожденный; высший, личностный аспект Бога, обладающий шестью достояниями: красотой, силой, славой, богатством, знанием и отречением в их абсолютной полноте (согласно «Вишну-пуране», 6.5.47); Тот, кто безраздельно распоряжается всеми видами энергий и повелевает всеми силами мироздания. «Шрила Джива Госвами дал не имеющее аналогов прекрасное определение: Бхагаван означает бхаджани?йа гун?а-виш?ишт?а. Его природа такова, что любой, кто соприкоснется с Ним, не сможет удержаться от служения Ему. Он уже никогда не сможет перестать поклоняться и любить этого Всепривлекающего Господа. Как Господь Кришна, Он покоряет сердце каждого» (из комментария Шрилы Шридхара Махараджа к восьмому стиху десятой главы Бхагавад-гиты).

Бхакти — вечная, бескорыстная, не оскверненная примесями кармы и гьяны, основанная на любви преданность Богу.

Бхукти — мирское наслаждение.

 

В

Вайкунтха (санскр. — «место, где нет тревог») — вечные духовные миры, где Всевышний правит в образе Нараяны, поклонение которому требует строгого соблюдения указаний священных писаний и совершается в настроении благоговейного трепета и почтения.

Вайрагья (санскр. — «бесстрастие») — 1) непривязанность, отрешенность или безразличие к этому миру; 2) отказ от мирских наслаждений для достижения отрешенности от объектов чувств.

Вайшнав — тот, кто бескорыстно и без остатка посвятил себя служению Господу Кришне (Вишну).

Вайшнавизм — вечная религия спонтанного служения Верховной Личности Бога, исполненная беззаветной преданности и бескорыстной любви.

Валлабха Бхатта — вайшнавский ачарья, современник Шри Чайтаньи Махапрабху. Согласно самому Шри Чайтанье, Валлабха Бхатта (Валлабхачарья) — воплощение Вишнусвами.

Варнашрама (варнашрама-дхарма) — ведическая общественно-религиозная система деления общества на четыре сословия (варны) и четыре стадии духовного развития (ашрама). К четырем сословиям относятся брахманы (священнослужители), кшатрии (управители, военачальники), вайшьи (торговцы) и шудры (рабочие). Четыре стадии духовного развития следующие: брахмачарья (ученичество), грихастха (семейная жизнь), ванапрастха (отречение, уход от дел) и санньяса (монашество, подвижничество).

Веданта (санскр. — «венец Вед») — совершенные философские заключения, представленные в Упанишадах и в сжатой форме изложенные великим мудрецом Шрилой Вьясадевом в «Веданта-сутре».

«Веданта-сутра» («Брахма-сутры») — трактат, в котором в виде нескольких сот афоризмов (сутр) изложена философия Вед.

Веды — четыре изначальных богооткровенных писания: «Риг-», «Яджур-», «Сама-» и «Атхарва-веда»; также, в более широком смысле, все священные писания ведической традиции.

Вибхава — причина зарождения расы, духовного вкуса, возникающего в любви к Господу; особые признаки духовного экстаза.

Викарма — грех или преступление; отрицательная карма; деятельность, противоречащая ведическим предписаниям; отклонение от воли Всевышнего и, как результат, нанесение другим живым существам какого-либо вреда.

Вишвамбхара («Поддерживающий мир») — имя Шри Чайтаньи Махапрабху, данное Ему родителями при рождении.

Вишнусвами — ачарья-основатель вайшнавской Рудра-сампрадаи — линии ученической преемственности, берущей начало от Господа Шивы, Рудры.

Вриндаван (Вриндавана Дхама) (санскр. — «лес из деревьев туласи (вринда)») — высочайшая обитель Господа в духовном мире (Голока), где Шри Кришна предается самым сокровенным играм со Своими ближайшими спутниками. На Земле Голока проявлена как Гокула в районе Матхуры (в современном штате Уттар-Прадеш, Индия), где прошли детские и юношеские годы Господа Кришны, когда Он более пяти тысяч лет назад нисходил на нашу планету.

Вьясадева (Вьяса, Ведавьяса) — нисшествие Господа Кришны, ведический мудрец, на заре текущей эпохи, Кали-юги, записавший Веды и составивший большинство Пуран, «Веданта-сутру» и «Махабхарату».

 

Г

Гададхар Пандит — частичное воплощение Шримати Радхарани, один из вечных спутников Шри Чайтаньи Махапрабху; одна из ипостасей Панча-таттвы.

Госвами — 1) тот, кто владеет своим умом и чувствами; 2) титул монаха, принявшего санньясу.

Госвами Вриндавана — Шрила Рупа Госвами (1489—1564), Шрила Санатана Госвами (1488—1558), Шрила Рагхунатх Бхатта Госвами, Шрила Рагхунатх Дас Госвами (1495—1571), Шрила Джива Госвами (1513—1598) и Шрила Гопал Бхатта Госвами (1503—1578) — близкие ученики и вечные спутники Шри Чайтаньи Махапрабху. Жили во Вриндаване, где на них была возложена задача отыскать утерянные святые места игр Господа Кришны и составить литературные труды, посвященные сознанию Кришны. Госвами являли собой пример высочайшего духовного уровня и отречения от мирского.

Грихастха — 1) второй уклад жизни в ведическом обществе согласно варнашрама-дхарме; 2) праведный семейный человек, живущий в соответствии с правилами и предписаниями Вед.

Гьяна — знание. Обычно используется в значении «знание о безличном Брахмане» или «знание, дарующее освобождение от страданий материального мира».

Гьяна-марга — путь философского поиска Абсолютной Истины, мудрости и отречения, который способен привести к духовному просветлению и освобождению от пут мира материи, но не способен дать чистую любовь к Богу (бхакти).

 

Д

Джаганнатх — Господь Вселенной, проявление Господа Кришны.

Джива Госвами (1513—1598) — один из шести Госвами Вриндавана, последователей Шри Чайтаньи Махапрабху. Автор множества религиозно-философских произведений, в которых он доказывает высочайшую природу Господа Кришны, основываясь на авторитете явленных священных писаний. Самый известный богословский труд Дживы Госвами — «Шат-сандарбха».

Джива-шакти (татастха-шакти, кшетрагья-шакти) — пограничная энергия Господа, пребывающая между духовной, внутренней Его энергией — сварупа-шакти, и материальной, внешней — майя-шакти. К ней относятся дживы, души, мельчайшие частицы Господа.

Дхарма — мирская религиозность; предписанный долг, обязанности человека; универсальный принцип бытия, установленный порядок вещей в мироздании; внутреннее, неотъемлемое свойство каждой вещи, без которого существование последней немыслимо (например, дхарма сахара — быть сладким, дхарма огня — давать тепло).

 

К

Карма — всеобщий закон материального мира, согласно которому каждое живое существо получает воздаяние за свои греховные и праведные поступки; вселенский причинно-следственный закон.

Карма-канди — последователь карма-канды. Карма-канда — раздел Вед, включающий в себя описание обрядовых действий и жертвенных ритуалов, осуществляемых человеком с целью обрести материальные блага при жизни и освобождение из бренного мира материи после смерти.

Карма-марга — 1) духовный путь, в основе которого лежит посвящение всех результатов деятельности Всевышнему; 2) деятельность, совершаемая в соответствии с предписаниями Вед.

Каупина — набедренная повязка йога или аскета.

Кешава Бхарати — санньяси школы майявада, живший в бенгальском городе Катва; санньяса-гуру Шри Чайтаньи Махапрабху.

Киртан (киртанам) — прославление Господа песнями, молитвами или через проповедь.

Кришна — изначальная Верховная Личность Бога, Бхагаван, источник всех проявлений божественного; Абсолют в Своем наиболее прекрасном облике, обладающий неотразимой вечной духовной привлекательностью для всего живого.

Кришнадас Кавирадж Госвами — вайшнавский святой, поэт, младший современник Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Санатаны Госвами; автор «Шри Чайтанья-чаритамриты».

 

Л

Лилы — божественные деяния Господа.

Линга (линга-шарира) — тонкая материя, проявляющаяся в форме ума, разума и ложного эго, вследствие деятельности которых человек ошибочно отождествляет себя со своим физическим телом и различными проявлениями материального мира.

Лингам — не антропоморфный символ Господа Шивы. Другие его названия: линга, линга-мурти, линга-йони, линга-йони-мурти, линга-питха. В большинстве случаев лингам представляет собою поставленный вертикально цилиндр с закругленной или полусферической вершиной. Чаще всего имеет в основании круг (редко — квадрат), символизирующий йони (женское воспринимающее начало). Образ линга-йони-мурти символизирует собою неделимое единство мужского (Шива) и женского (Деви) начал, благодаря соединению которых возникает жизнь.

 

М

Майявада — общее название ряда философских доктрин, в которых Абсолют полагается безличным, а мир, индивидуальные живые существа (дживы) и Личность Бога — порождением иллюзии. Это учение, являясь, по существу, скрытой формой буддизма, противоречит смыслу Вед и несовместимо с принципами бхакти.

Майя-шакти (апара-шакти) — материальная природа; отражение, тень внутренней духовной энергии Господа, внешняя Его энергия. Эта сила воздействует на живые существа, побуждая их ошибочно считать себя независимыми наслаждающимися этим материальным миром.

Мана — чувство, следующее за пранайей, непреклонной любовью к Господу. Если к пранайе добавить идею о том, что Господь Кришна — исключительный и дражайший объект любви преданной Ему души, она обратится в ману. Шри Кришна, со всеми Своими величием и силой, в каком-то смысле покоряется ей.

Мана (манас) — ум.

Махабхава — наивысшее выражение упоительной любви к Господу Кришне, переживаемое Шримати Радхарани.

Маха-прасад (прасад, прасадам) — милость Господа. Обычно термином «маха-прасад» обозначают подношение, которое взято непосредственно с храмового алтаря после предложения его образу Господа, а также остатки пищи Гуру, вещи, бывшие у него в употреблении, или то, что он держал в руках, а затем, благословив, передал своим ученикам.

Мриданга (кхола) — индийский музыкальный инструмент, глиняный барабан, получивший распространение в основном в Южной и Восточной Индии. В гаудия-вайшнавизме почитается священным.

Мукти — освобождение от рабства материи, от круговорота рождений и смертей (колеса самсары).

Мурари Гупта — вайшнавский святой и поэт, живший в конце XV—первой половине XVI века в Бенгалии. Ученик Чандрашекхары Ачарьи. В детские годы был близким спутником Господа Чайтаньи, учился вместе с ним в санскритской школе Гангадаса Пандита. Известен как автор агиографического текста о жизни Шри Чайтаньи под названием «Кришна-Чайтанья-чаритамрита». Единственный агиограф, описавший жизнь Шри Чайтаньи Махапрабху, который был близко знаком с Ним. Считается воплощением Ханумана.

Мурти — трансцендентный образ Господа или святого в самопроявленной или рукотворной форме.

 

Н

Нараяна — Всевышний, в Своей четырехрукой форме правящий на планетах Вайкунтхи.

Нитьянанда Прабху (Господь Нитьянанда) — воплощение Господа Баларамы, первого полного воплощения Господа Кришны; изначальный духовный учитель (ади-гуру); ближайший спутник Шри Чайтаньи Махапрабху; одна из ипостасей Панча-таттвы.

Ньяя — одна из шести основных философских систем Индии, основывающаяся на законах логики.

 

П

Пандит — ученый, чье знание основано на изучении священных ведических писаний.

Панча-таттва — пять ипостасей Абсолютной Истины, нисшедших в Кали-югу, чтобы даровать Харе Кришна маха-мантру (юга-дхарму) обусловленным душам материального мира: Шри Чайтанья Махапрабху, Шри Нитьянанда Прабху, Шри Адвайта Ачарья, Шри Гададхар Пандит и Шри Шривас Тхакур.

Парамананда Пури — вайшнавский святой, живший в конце XV—первой половине XVI века. Парамананда Пури был учеником Мадхавендры Пури. Описывается, что Шри Чайтанья Махапрабху встретился с ним во время паломничества по святым местам в Южной Индии. Шрила Кришнадас Кавирадж утверждает в «Шри Чайтанья-чаритамрите», что Парамананда Пури был одним из тех, кто постиг истинную природу Шри Чайтаньи.

Параматма — Высшая Душа, пребывающая в каждом атоме мироздания, а также в сердцах всех живых существ, джив, как свидетель, источник памяти, знания и забвения. Параматма — один из аспектов Всевышнего: «Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.11). В «Риг-веде» и Упанишадах атму (душу) и Параматму (Высшую Душу) сравнивают с двумя птицами, которые сидят на одном дереве, символизирующем физическое тело. Атма занята вкушением плодов (кармы) дерева, в то время как Параматма лишь наблюдает за живым существом, оставаясь свидетелем его деятельности.

Прабодхананда Сарасвати — гаудия-вайшнавский поэт, автор «Шри Чайтанья-чандрамриты», последователь Господа Шри Чайтаньи Махапрабху.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 504; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!