Джаганандана Пандит – Према виварта 40 страница



Эта идея превосходит все прочие идеи Бога. Махапрабху также отвергает идолопоклонство, однако считает поклонение Шри Мурти единственным безупречным средством духовного развития .

Было показано, что Бог личностен и великолепен во всех проявлениях. Мудрецы, такие как Вьяса и прочие, видели эту Красоту своим духовным зрением и оставили нам Ее описания. Конечно, на словах лежит печать грубой материи. Но все же эти описания позволяют почувствовать истину. Согласно им, человек создает Шри Мурти и с глубочайшим наслаждением созерцает в нем великого Господа наших сердец. Братья, что в этом ложного или греховного? Те, кто утверждает, что у Бога нет ни материальной, ни духовной формы, и в то же время воображает себе ложный образ для поклонения, — несомненно, идолопоклонники. Те же, кто созерцает духовный образ Божества очами своей души, насколько возможно доводит это впечатление до своего ума, а затем создает символ, удовлетворяющий плотское зрение для непрерывного изучения высшего чувства, вовсе не идолопоклонники. Глядя на Шри Мурти, не смотрите на само изображение, но созерцайте духовный образ этого изображения, — тогда вы будете безупречным теистом. Идолопоклонство и почитание Шри Мурти — две разные вещи! Братья мои, по опрометчивости вы просто путаете одно с другим. По правде говоря, поклонение Шри Мурти — единственное истинное почитание Бога, без которого вам не удастся сполна развить свои духовные чувства.

Мир будет привлекать вас через ваши чувства до тех пор, пока вы не узрите Бога в объектах ваших чувств. Вы находитесь в весьма затруднительном положении, едва ли способствующем вашему духовному возвышению. Установите Шри Мурти в своем доме. Считайте Господа Всемогущего хранителем вашего дома. Пища, которую вы вкушаете, — Его прасад. Цветы и благовония — это также Его прасад. Глаза, уши, нос, прикосновение и язык — пусть все будет проникнуто духовной культурой. Действуйте подобным образом с благочестивым сердцем, Господь узнает об этом и будет судить вас в соответствии с вашей искренностью. Сатана и Вельзевул не смогут помешать вам в этом деле! Все виды поклонения основываются на принципе Шри Мурти. Обратитесь к истории религии, и вы придете к этой благородной истине.

Семитская идея Бога-патриарха — как в дохристианский период иудаизма, так и в последующий период христианства и мусульманства, — есть не что иное как ограниченная идея Шри Мурти. Идея Бога-монарха, такого как Юпитер у греков и Индра у арийских карма-канди, также есть отдаленное вuдение того же принципа. Идея силы и джьотирмайя-брахмана тех, кто практикует медитацию, и бесформенной энергии шактов также являются весьма неясным представлением о Шри Мурти. В действительности, принцип Шри Мурти есть сама истина, по-разному проявляющаяся в сознании разных людей соответственно различным уровням их мышления. Даже Джаймини и Конт, не готовые допустить существование творящего Бога, указывали на определенные уровни Шри Мурти просто потому, что к этому побудило их некое внутреннее движение души! Мы встречаем людей, принявших Крест, шалаграм-шилу, лингам и другие подобные символы, указывающие на внутреннюю идею Шри Мурти.

Кроме того, если божественные сострадание, любовь и справедливость могут быть изображены кистью или выражены с помощью резца, почему же личная красота Бога, включающая в себя все прочие качества, во благо человека не может быть описана в стихах, изображена на картине или выражена при помощи резца? Если слова способны выражать мысли, часы — показывать время, а символ — поведать нам историю, то почему же картина или статуя не могут породить высших мыслей и чувств, связанных с трансцендентной красотой божественной Личности?

Почитатели Шри Мурти разделяются на два типа: сторонников идеального и физического поклонения [идеалистов и формалистов]. Сторонники физической школы обладают правом, согласно обстоятельствам жизни и состоянию ума, создавать храмовые учреждения. Те же, кто благодаря обстоятельствам и положению обладает правом почитать Шри Мурти в уме, сохраняя должное уважение к храмовым учреждениям, обычно склонны поклоняться посредством шраваны и киртаны, а церковь их универсальна и независима от касты и цвета кожи верующих. Махапрабху предпочитает этот, второй, тип и устанавливает метод поклонения в Своей “Шикшаштаке”, напечатанной как приложение к этой книге. Поклоняйтесь же непрерывно, с чувством смирения, и очень скоро вы будете благословлены премой».

 

Према

Девятая доктрина. Према (любовь к Богу) — конечная цель духовного бытия.

Карма-марги провозглашают, что наслаждение в этом мире и на небесах в будущем — это все, что необходимо человеку. Карма, или деятельность, бывает двух видов: карма, осуществляемая с целью обретения материальных плодов, и карма, совершаемая с целью доставить удовольствие Богу. Согласно карма-маргам, оба вида кармы имеют цель принести наслаждение, Бога почитают только для того, чтобы иметь право на наслаждение. Здесь проходит «демаркационная линия» между бхакти и кармой. Бхакти направлена на обретение прити, или према-бхакти, как высшей цели всей деятельности, тогда как высшая цель всех действий, на которую направлена карма, — самоудовлетворение.

С другой стороны, гьяна-марги совершенствуют гьяну, или духовное знание, чтобы обрести мукти, или спасение, в качестве конечной цели совершенствования. Описывается, что мукти бывает двух видов. Первый вид мукти заключается в полном погружении души в Бога, то есть в прекращении отдельного от Бога существования души. Другой вид мукти состоит в том, что душа остается вечно отделенной от Бога, а при достижении спасения уходит в чит-джагат, обретая салокью, обитель в царстве чит Бога, самипью, или возможность жить рядом с Господом, сарупью, духовный облик, подобный облику самого Бога, и саршти, энергии, подобные энергиям Бога. Второй вид мукти неминуем, если Всемогущему угодно даровать нам это состояние. Но затем, после обретения такого мукти, мы служим Господу с прити, чистой любовью. Бхакты отвергают мукти первого типа как нежелательный из-за того, что в нем обычно упраздняется высший принцип любви. Второй же вид мукти не может быть наивысшей целью, потому как он играет роль промежуточного положения души, тогда как прити — высочайшая цель. Следовательно, мукти следует считать промежуточной целью нашего духовного освобождения. Кроме того, горячее стремление к мукти, будучи сильным желанием чего-то иного, кроме совершенствования бхакти, вредит процессу духовного развития. В этом есть примесь себялюбия, которое не может сопутствовать бескорыстной чистой бхакти. Таким образом, мы должны развивать бхакти, оставаясь всегда свободными от противостоящих ей побуждений: желания бхукти, или себялюбивого наслаждения, и желания мукти, или спасения. Мы должны положиться на Кришну: будет Ему угодно даровать нам мукти или нет. Нам следует молиться о непрерывном совершенствовании лишь одного нашего духовного чувства — бхакти. Прити, чистая любовь, есть конечная цель нашего существования.

 

Стадии премы

Рати, как объяснялось выше, — частица принципа чистой духовной любви к Кришне. В сочетании с улласом (энтузиазмом) она становится прити. Прити порождает исключительную любовь к Кришне и антипатию ко всем объектам и личностям, кроме Кришны и Его окружения. Когда к прити добавляется представление, что Кришна принадлежит мне, она становится премой. Здесь берет начало идея о том, что Бог — мой личный Господин, а я Его слуга. Добавьте к преме непоколебимость, и она станет пранайей. Отсюда проистекают дружеские отношения с Кришной. В пранайе идея почтения утрачивает свою власть. Если к пранайе добавить идею о том, что Кришна — мой исключительный и дражайший объект любви, она удивительным образом обратится в ману. Кришна, со всеми Своими величием и силой, в каком-то смысле покоряется ей.

Если к преме добавить избыточную мягкость сердца, она обернется снехой. Так возникают отношения сына и родителей между Кришной и Его преданными. На этой стадии также естественным образом появляются обильные слезы по Кришне, ненасытное желание общаться с Ним и стремление знать о Его увлечениях. Снеха, усиленная желанием, — это рага. На этой стадии разлука даже на мгновение невыносима. Здесь начинаются отношения мужа и супруги между Кришной и Его служителем. Страдание, сопутствующее стремлению к личной встрече, есть счастье. Рага, когда объект любви предстает в новом свете каждое мгновение, сама обновляется каждый миг, становясь анурагой. Основные черты, присущие этой стадии, — взаимная зависимость и сильное желание сопровождать любимого повсюду. Бесконечно усиливаясь до удивительного состояния, доходящего как бы до безумия, анурага становится махабхавой. Это неописуемо!

Весь процесс развития от рати до махабхавы мы именуем стхайи-бхавой. Стхайи-бхава, добавленная к вибхаве, анубхаве, саттвику и санчари, становится кришна-према-расой, вечным восторгом или блаженством.

 

Извращенная раса

Человеческая жизнь демонстрирует нам искаженное представление об этой возвышенной расе, поскольку человеческая жизнь в рабстве у майи не что иное, как искаженное отражение духовной жизни. Когда деятельность души направлена только на достойный объект, духовного героя Кришну, — раса чиста; когда же ум и чувства действуют ради неверной цели, раса приходит в упадок и становится отвратительной.

Извращенная раса в общем дает человеку ключ к идее возвышенной, духовной расы, поэтому доводы и объяснения, при помощи которых мы попытались описать ее, были изложены словами, аналогичными тем, которые непосредственно указывают на извращенную расу. Просим наших читателей быть осмотрительными и проводить четкую границу между духом и грубой материей, в противном случае неизбежно падение.

 

Сфера разума

Кто с чистым сердцем, умом и должными усилиями в обществе постигшего дух размышляет над Именем, образами, качествами и лилами Кришны, как это описано в «Шримад-Бхагаватам», тот под влиянием бхакти несомненно познает их. Тот, кто склонен со скрупулезностью давать всему рациональное объяснение, вряд ли овладеет истиной в духовных вопросах, ведь по закону Бога в своем нынешнем состоянии интеллект никак не может достичь сферы духа.

Излишним было бы развивать и дальше эту тему. Те, кто обретет возможность зайти так далеко, как мы описали, примутся за дальнейшее изучение от всего сердца, и тогда Прекраснейший Господь поможет им познать дух и подниматься все выше и выше в этом царстве. Но до тех пор, пока ум путают с духом, нет возможности подняться над материей и ее узами. Большая ошибка, которую, как правило, совершало большинство западных философов, — это отождествление ума, искаженного эго (аханкары) с душой или духом. Мы сожалеем об этом.

 

Строение человека

Подводя итог, скажем, что в человеке в его нынешнем состоянии воплощены три основных принципа: (1) принцип стхул, или грубая материя, составляющая его тело; (2) принцип линга, или тонкая материя, проявляющаяся в форме ума, понимания, разума и искаженного эго, из-за которых он ошибочно отождествляет себя с материальным миром. Это состояние было порождено воздействием майи, или энергии заблуждения, с целью избавить душу от ее пагубной склонности наслаждаться по причине того, что она забыла о своей природе слуги Бога. (3) В действительности, человек сам по себе независим от майи и от связи с ней. Единственная возможность избавиться от настоящих трудностей — воздействие чистой бхакти, перенятой от истинного бхакты. Бхакти как средство поднимает человека к всецело прекрасному Кришне, и в итоге питает его вечной кришна-премой.

 

Обязанности человека

Пребывая в материальном мире, человек должен жить в умиротворении, его целью должно быть развитие духа. В обществе ему следует вести чистую жизнь, избегать совершения грехов и делать как можно больше добра своему ближнему. Он должен быть смиренным, отважно переносить тяготы жизни. Ему не следует похваляться своими добродетелями и положением, к каждому человеку он должен относиться с должным уважением.

Для вайшнава будет благоприятно вступить в брак, имеющий своей целью мирную и добродетельную жизнь и рождение служителей Господа. Духовное развитие — главная цель жизни. Делайте все, что способствует этому, и воздерживайтесь от того, что препятствует развитию духа. Непоколебимо верьте в то, что только Кришна, и никто более, защищает вас. Признайте Его единственным своим покровителем. Делайте все, что — как вы чувствуете, — желает от вас Кришна, и никогда не думайте, что действуете независимо от святой воли Кришны. Все, что вы делаете, делайте со смирением. Всегда помните о том, что ваше пребывание в этом мире временно, и будьте готовы к возвращению в свой родной дом.

Исполняйте свои обязанности и развивайте бхакти как средство достижения великой цели жизни, кришна-прити. Используйте ваши тело, ум и дух в служении Господу. Всеми своими поступками поклоняйтесь вашему великому Господу.

 

Обобщение жизни и учения Махапрабху

Итак, мы предложили нашим англоязычным читателям краткий обзор жизни и наставлений Махапрабху. Если возникнет необходимость, мы постараемся в кратчайший срок предоставить на английском языке больше информации, относящейся к этой теме.

Наши благородные читатели теперь знают, что Шри Чайтанья Махапрабху проповедовал чистое единобожие и отвергал идолопоклонство. Мы показали, что Он четко разделял поклонение Шри Мурти и идолопоклонство. Он говорит нам, что идолопоклонство — это почитание вещей или личностей, не являющихся самим Богом. Когда санньяси Бенареса обратились к Нему как к Богу Всемогущему, Махапрабху сказал им, что обращаться к дживе как к Богу — худший из грехов. Также несколько раз Он осуждал поклонение образам или изображениям, не являющимся подлинными изображениями Бога (по подобию Которого был создан человек). Изображающие Его символы должны использоваться в поклонении как передающие истинный образ Господа. Бог один, Ему нет равных. «Нет никого, кто мог бы сравниться с Ним», — таков девиз религии Махапрабху.

Также очевидно, что Махапрабху явил в Своей Личности и проповедовал миру чистейшую нравственность, сопутствующую духовному совершенствованию. Нравственность, как нечто само собой разумеющееся, украшает личность бхакты. Если же она не проявлена в характере человека, называющего себя бхактой Кришны, мы вправе усомниться в его искренности.

Существуют четыре разновидности мысли: атеистическая, пантеистическая, индифферентная и теистическая. Религия Шри Чайтаньи отвергает первые три как враждебные религии. Он исповедует лишь чистый теизм и рекомендует людям избегать три других типа мысли.

Он проповедует, что варнашрама-дхарма, включающая в себя систему каст, не более чем общественный порядок, введенный риши для блага человека, живущего в обществе. Пусть подобный общественный порядок украшает ариев, пока он не противоречит духовному совершенствованию. Направив Прадьюмну Мишру, непреклонного брахмана, к Рамананде Раю ради одухотворения первого, Махапрабху показал, что человек, сознающий кришна-таттву, может быть Гуру независимо от того, шудра он, брахман или санньяси.

Шри Чайтанья проповедует равные права людей на наслаждение духовным ростом. Он проповедует всеобщее родство людей и особое братство вайшнавов, являющихся, согласно Его учению, лучшими из первопроходцев духовного совершенствования. Он учит, что никогда нельзя позволять сковывать человеческую мысль сектантскими воззрениями. Он говорит нам, что человеку следует зарабатывать деньги достойным образом, честно обходясь с другими людьми и их господами, но отнюдь не бесчестным образом. Когда Гопинатх Паттанаик, один из братьев Рамананды Рая, был наказан раджой за безнравственные способы получения дохода, Шри Чайтанья указал всем, кто присутствовал рядом с Ним, на необходимость добродетельно вести свои мирские дела.

В раннюю пору Своей жизни Махапрабху учил грихастх оказывать нуждающимся и беспомощным поддержку всех видов и показывал, что если кто-то обладает возможностью содействовать образованию людей, то он должен делать так — в особенности это относится к брахманам, чей долг — изучать высшие области человеческого знания.

Религия, которую проповедовал Махапрабху, всеобща и не является привилегированной. Как образованнейший из людей, так и самый невежественный имеют право стать ее последователями. Образованные люди, подкованные знанием самбандха-таттвы, примут ее, как это предписывается учением. Безграмотные, просто произнося Имя Господа и находясь в обществе чистых вайшнавов, получат ту же привилегию. Киртан, как будущее вероисповедание мира, призывает людей всех классов к высочайшему развитию духа, не деля их на касты и кланы. Явлено, что эта вера распространится по всему миру и заменит все сектантские верования, которые не допускают посторонних на территорию мечети, церкви или храма.

Наставник Шри Чайтанья учил людей как наставлениями, так и Своей святой жизнью. Едва ли в Его жизни есть что-то, что могло бы стать поводом для критики. Некоторые люди считали Его принятие санньясы, Его суровое отношение к младшему Харидасу и другие подобные поступки неправильными. Но насколько мы понимаем, — полагаем, любой непредубежденный человек сделал бы подобный вывод, — что эти люди руководствовались поспешными умозаключениями и сектантским духом.

Шри Чайтанья был бесстрашным героем в осуществлении Своих замыслов. Когда некие злонамеренные брахманы сообщили Ему, что правитель собрал против Него армию, Махапрабху ответил, что желал бы, чтобы правящий принц получал информацию о Его действиях. Он был дружелюбен с каждым и тверд в следовании Своему долгу. Однажды Брахмананда Бхарати, духовный брат Кешавы Бхарати, Гуру Махапрабху, предстал перед Ним, облаченный в тигровую шкуру. Махапрабху не склонялся в поклоне перед ним до тех пор, пока тот не сбросил с себя шкуру и не облачился в льняные каупину и бахирвасу. Махапрабху заявил, что стоящий перед Ним человек — не Бхарати. Как могло случиться, что Его Гуру надел на себя шкуру животного? Санньяси не должны поддерживать убийства животных для своей выгоды. Поняв, что это не нравится Шри Чайтанье, Бхарати сменил свое одеяние, тогда Шри Чайтанья склонился перед ним, выражая почтение духовному брату Своего Гуру!

Махапрабху настаивал на том, чтобы Его ученики проникали в дух шастр, не ограничиваясь лишь словами. Прочитав «Бхагаватам», пандит Девананда не постиг духа бхакти, но когда это произошло, Шри Чайтанья обнял его, простив ему все, содеянное прежде.

На протяжении всей Своей жизни Шри Чайтанья был жизнерадостным. Хотя Махапрабху и происходил из Западной Бенгалии, Он в пору Своей юности подшучивал над бенгальцами так, что они разгневались на Него. Валлабха Бхатта (пандит, снискавший себе великую славу) привел улучшенный комментарий к «Бхагаватам» и, показав его Махапрабху, сказал, что не будет подчиняться Свами (Шридхару Свами). На что Господь ответил, что лишь распущенная женщина неуважительна к своему свами (супругу). Эта насмешка оскорбила пандита и убедила его не высказываться в пренебрежительном тоне о Шридхаре Свами, комментаторе «Бхагаватам».

Пусть наши читатели сами решат, как им относиться к Махапрабху. Вайшнавы приняли Его как самогo великого Господа Кришну. Некоторые видели в Нем бхакта-аватару. По просьбе некоторых вайшнавов мы составили стихи «Смарана-мангалу» в форме молитвы для ежедневного чтения во время службы. Те, кто не готов следовать за ними, могут принять Нимая Пандита в качестве благородного и святого учителя. Это все, во что мы хотим, чтобы поверили наши читатели. Читатели! Если изучение этих страниц побудит вас признать Шри Чайтанью Кришной, то просим вас не считать Его воплощением Бога, ибо мы считаем, что Бог, в отличие от падших людей, не нуждается в плотской оболочке. Его высшая сила без помощи низшей энергии майи, которая создала материальную оболочку, может доставить Его в низший мир, со всей Его славой и атрибутами. Считать иначе — значит совершать грех преуменьшения Его духовной власти.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 319; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!