Джаганандана Пандит – Према виварта 35 страница



Благоприятные знаки на теле Радхарани описаны в «Вараха самхите», «Джйотиша шастре», «Кази кханде», «Матсья пуране» и «Гаруда пуране» следующим образом.

Левая стопа: ячменное зерно у основания большого пальца, чакра на бугорке большого пальца, а также лотос и флагшток с флагом на бугорке среднего пальца, вертикальная линия в центре ступни и стрекало у основания мизинца.

Правая стопа: раковина у основания большого пальца, рыба на пятке, жертвенник у основания мизинца, колесница над рыбой, гора, кольцо, палица и трезубец.

Левая ладонь: линия от указательного пальца к мизинцу; вторая линия, параллельная первой и начинающаяся между указательным и большим пальцем; третья линия, начинающаяся у запястья и заканчивающаяся между указательным и большим пальцем; пять особых чакр (по одной на каждом пальце), слон под безымянным пальцем, лошадь под линией сердца, бык под линией ума, стрекало под мизинцем, а также веер, дерево, шест, стрела, булава и гирлянда.

Правая ладонь: такие же три линии, как и на левой ладони, пять раковин (по одной на кончике каждого пальца), опахало под указательным пальцем, стрекало под мизинцем, а также дворец, барабан, молния, повозка, лук, меч и ваза.

7 знаков на левой стопе, 8 знаков на правой стопе, 18 знаков на левой ладони и 17 знаков на правой ладони составляют 50 благоприятных знаков.

Индивидуальные души наделены этими качествами лишь в незначительной степени. Немного сильнее они проявляются в деватах. Радха обладает всеми упомянутыми качествами в полной мере, причем качества эти духовны. Гаури и другие не обладают подобными качествами во всей их чистоте и полноте. Все восхитительные качества находят свое высшее проявление в Радхе.

Группа Радхи превосходит остальные. Все члены Ее группы исполнены благих качеств, и их телодвижения привлекают Мадхаву. Среди наперсниц Радхи есть сакхи, нитья сакхи, прана сакхи, прия сакхи и парама прештха сакхи («Удджвала ниламани». 4.50). Из сакхи известны Кусумика, Вринда и Дхаништха. Кастури и Маниманджули — это нитья сакхи. Прана сакхи, такие как Шашимукхи, Васанти и Ласика, выглядят почти как Радха. К прия сакхам относятся Курангакши, Сумадхья, Маданаласа, Камала, Мадхури, Манджукеши, Кандарпасундари, Мадхави, Малати, Камалата и Шашикала. Восемь главных сакхи, или парама прештха сакхи, это Лалита, Вишакха, Читра, Чампакалата, Тунгавидья, Индулекха, Рангадеви и Судеви. Чтобы сделать совершенной любовь Радхи и Кришны друг к другу, они иногда проявляют больше привязанности к Кришне, а иногда к Радхе. Каждая группа (ютха) сакхи делится на несколько подгрупп (ган).

В развлечениях Кришны во Врадже не действуют законы брачных союзов, необходимые лишь в материальном мире. Критические суждения о паракия расе гопи и Кришны как о чем-то мирском совершенно безосновательны, поскольку Кришна приносит с собой на Землю, в Гокулу, духовную паракия расу. Гопи беззаветно любят Кришну и никого больше. Их подобные океану неудержимые эмоции, вызванные привязанностью к Кришне, настолько сокровенны, что понять их не способны не только обычные люди, но даже вайдхи бхакты. Даже Сам Кришна и тот не в состоянии сохранять Свою четырехрукую форму в присутствии пылкой любви гопи.

Существует 3 типа героинь, которые называются свакия, паракия и саманья. О возлюбленных Кришны, которых называют свакия и паракия, уже рассказывалось. Саманью, или любовницу, светские поборники нравственности характеризуют как обыкновенную блудницу, преследующую исключительно корыстные интересы. Саманья не испытывает неприязни к тому, кто лишен каких-либо достоинств, но и не привлекается героем, обладающим положительными качествами. Любовь такой женщины можно охарактеризовать как некое подобие супружеской любви. Хотя именно к ней обычно относят чувства Кубджи к Кришне, их также можно назвать низшей формой паракии, поскольку в них все-таки присутствовало влечение к Кришне. Когда Кубджа увидела красоту Кришны, ей захотелось умастить Его сандаловой пастой. Однако влечение (рати), которое она чувствовала к Кришне, уступало влечению цариц Двараки. Каждый из двух первых типов героинь (свакия и паракия) тоже имеет свою градацию: это мугдха, мадхья и прагалбха. Таким образом, существует 15 типов возлюбленных Кришны.

Этим 15 и типам гопи присущи 8 умонастроений: абхисарика, вашакасаджа, уткантхита, кхандита, випралабдха, калахантарита, прошитабхартрика и свадхинабхартрика. Если гопи, очарованная Кришной, не может расстаться с Ним ни на мгновение, свадхинабхартрика носит название мадхави. В умонастроении свадхинабхартрики, вашакасаджи и абхисарики гопи надевают украшения, чтобы понравиться Кришне. А в умонастроении кхандиты, випралабдхи, уткантхиты, прошитабхартрики и калахантакариты гопи, наоборот, снимают украшения, и, подперев голову левой рукой, плачут и причитают. Подобная скорбь, вызванная любовью к Кришне, является одним из проявлений непостижимого разнообразия, которое заключено в высочайшем духовном блаженстве. В зависимости от силы своей любви, гопи также подразделяются на гопи высшего уровня, гопи среднего уровня и обыкновенных гопи. Гопи высшего уровня готовы бросить все ради того, чтобы доставить Кришне хотя бы минутное удовольствие. Когда такая гопи слышит, что Кришна страдает, сердце ее разрывается на части. Гопи среднего уровня, узнав, что Кришна страдает, проникается к Нему сочувствием. Что же касается обыкновенной гопи, то она боится, что непредвиденные препятствия помешают ей встретиться с Кришной.

Всего существует 360 типов возлюбленных Кришны. Если 15 (количество типов гопи) умножить на 8 (количество умонастроений), получится 120. А если это число умножить на 3 (количество уровней гопи), то получится 360. Именно столько насчитывается эмоциональных состояний, в которых гопи служат Кришне.

Поведение предводительниц некоторых групп можно классифицировать как лояльное (свапакша), недружелюбное (випакша) и нейтральное (таташтха). Для помощи гопи, которые жаждут поймать на себе взгляд Кришны, существует две категории сводниц. Сваям дути выражают свою любовь к Кришне открыто. Упреки в адрес Кришны могут выражаться жестами, словами или взглядами. Высмеивание включает в себя как те или иные высказывания, так и косвенное значение слов. Осмеивать Кришну могут и явно, и скрыто. Под просьбами может подразумеваться как просьба за себя, так и за другую гопи.

Верных, красноречивых и заботливых слуг и служанок Кришны называют апта дути. Существует три типа апта дути: амитартха, нисриштартха и патрахари. Художники, прорицатели, аскеты, слуги, няньки, богиня леса и сакхи — все они относятся к категории дути. Художники созданием картин, а предсказатели толкованием гороскопов способствуют встрече Кришны с той или иной гопи. Паурнамаси, носящая одежду аскета, являет собой образец лингини дути. Лаванга Манджари и Бханумати, которых считают паричарика дути, также становятся дхатрейи дути Радхи. Богиню Вриндавана зовут Ванадеви. Среди средств, которыми пользуются сакхи, явные и завуалированные насмешки, всевозможные намеки, похвалы и безразличие. Когда Кришна делает гопи предложение наедине, они отвечают отказом.

У сакхи есть 16 видов служения, которые они выполняют с величайшим тщанием:

1. Хвалить Кришну и Его возлюбленную в их присутствии.

2. Способствовать развитию взаимного влечения Кришны и Его возлюбленной.

3. Украшать Кришну и Его возлюбленную.

4. Приводить к Кришне Его возлюбленную.

5. Шутить.

6. Утешать.

7. Перед встречей Кришны и Его возлюбленной готовить их наряды.

8. Передавать признания в любви.

9. Скрывать ошибки Кришны и Его возлюбленной.

10. Помогать обманывать мужа гопи.

11. Советовать Кришне, когда лучше встретиться с той или иной гопи.

12. Обмахивать Кришну веером и волосяным опахалом, чамарой.

13. Время от времени критиковать Кришну.

14. Время от времени критиковать гопи.

15. Отправлять послания.

16. Оберегать возлюбленную Кришны.

Те сакхи, которые одинаково любят Радху и Кришну, но при этом хранят верность Радхе, считаются лучшим. Их называют прия сакхами и парама прештха сакхами. Разные сакхи могут принадлежать к одной и той же группе, к дружественным группам, к нейтральным группам и к враждебным группам. Это питает расу. Гордость и неприязнь к враждебной группе необходимы для усиления расы. И все это — составляющие безраздельной любви Кришны и гопи. Более подробно затронутые темы обсуждаются в «Удджвала ниламани» и в «Джайва дхарме». Обратившись к указанным книгам, подготовленный читатель сможет понять природу описанных взаимоотношений. На этом мы закончим их описание, дабы уберечь неподготовленного читателя от нечаянного оскорбления в адрес Господа.

Уддипанами, или стимулами, мадхура расы являются качества, имена, нрав и украшения Кришны и гопи, а также объекты, связанные с ними и нейтральные. Под качествами подразумеваются качества, относящиеся к уму, речи или телу. Анубхавы этой расы — это аланкара (украшения), удбхасвара (изменения, происходящие с телом) и вачика (изменения, относящиеся к голосу). Аланкара насчитывает двадцать разновидностей, таких как бхава и хава. Когда испытываемые в сердце эмоции проявляются на телесном уровне, это называется удбхасвара. Существует 20 разновидностей вачика анубхав, например, алапа и вилапа. Мадхура расе также присущи 8 саттвика бхав. В ней присутствуют все санчари бхавы, за исключением лености и жестокости.

Стхайи бхавой этой расы является мадхура рати. Эта рати может пробудиться от упреков, гордости, сходства, особых атрибутов Кришны или в силу природы индивидуума. Мадхура рати, проистекающая из природы индивидуума, считается лучшей. Качество индивидуума, которое проявляется само по себе, без внешней причины, называется его природой. Она бывает двух видов: нисарга и сварупа. Природа, сформировавшаяся за множество жизней под влиянием определенной практики или благодаря слушанию о качествах и образе Господа, называется нисаргой. А природа, не имеющая истока или причины и присущая индивидууму изначально, носит название сварупы. Объектом рати может быть Кришна, определенные гопи или же Кришна и гопи одновременно. Рати к Кришне, которую проявляют вечные гопи, проистекает из их сварупы, а рати тех, кто благодаря духовной практике достиг совершенства в нынешнем теле, — из нисарги. В том, кто занимается духовной практикой, рати пробуждается от упреков, гордости, сходства и т.д. Достигнув нисарга рати, преданный может затем обрести присущую гопи сварупа рати.

Насчитывается три разновидности рати: садхарани (обыкновенная), саманджаса (твердая) и самартха (сильная). Рати, которую испытывают гопи в Гокуле, носит название самартхи. Рати, которую испытывают царицы Двараки, называется саманджасой. Рати Кубджи именуется садхарани. Рати становится самартхой, когда она способна преодолеть любые препятствия. На этой ступени рати характеризуется способностью забывать обо всем, кроме Кришны. Достаточно окрепнув, чтобы противостоять всем противоположным умонастроениям, рати превращается в прему. Према, постепенно проявляя свою сладость, принимает форму снехи, маны, пранаи, раги, анураги и бхавы. Подобно тому как сахарный тростник последовательно превращается в сок, неочищенный сахар, кристаллический сахар, сахарный песок и, наконец, рафинированный сахар, один и тот же элемент — любовь к Кришне — проходит через множество стадий: рати, прему, снеху, ману, пранаю, рагу, анурагу и бхаву. Под бхавой в данном случае имеется в виду махабхава. Кришна отвечает Своему преданному слуге такой же любовью, которую тот питает к Нему. В мадхура расе под премой подразумевается взаимное влечение Кришны и гопи, настолько сильное, что оно не проходит даже тогда, когда, на первый взгляд, есть причины для разрыва отношений. Сама по себе према имеет три уровня, которые называются праудха (высший), мадхья (средний) и манда (низший).

Когда према обретает способность озарять сознание и заставлять сердце таять, ее называют снехой. Существует две разновидности снехи: гхрита снеха и мадху снеха. Снеха, исполненная чувства собственного достоинства, носит название гхрита снехи. А снеха, для которой характерны очень сильные собственнические чувства, именуется мадху снехой. Рати бывает двух видов: «Он принадлежит мне» и «я принадлежу Ему». Для мадху снехи характерно умонастроение «Он принадлежит мне». Подобной рати обладает Радха. Когда в снехе проявляются признаки двойственности, она превращается в ману. Мана имеет две разновидности: удатта и лалита. Когда мана обретает уверенность и в ней проявляется постоянное внимание к Кришне, такая мана называется пранаей. Иногда праная рождается непосредственно из снехи и затем превращается в ману. В иных случаях снеха превращается в ману, а потом в пранаю. Если праная сопровождается сильной печалью и радостью, такая праная становится рагой. Она бывает двух видов: нилима и рактима.

В стхайи бхаве насчитывается 33 санчари бхавы и 7 вторичных свабхав (таких как шутливость и другие), что в сумме дает 41 бхаву. Рага, позволяющая ощутить вечно обновляющееся влечение к объекту любви благодаря новым сочетанием сорока одной бхавы, называется анурагой. В таком состоянии, когда возлюбленная покоряется своему партнеру, према проявляется во всем своем безграничном многообразии и даже пробуждает желание родиться бесчувственным объектом. Когда боль разлуки с Кришной вызывает Его появление, анурага поднимается на следующий уровень. Разлука — это часть присущего духовной любви разнообразия. Когда анурага достигает уровней явадашраи и самведьи, ее называют махабхавой. Своего наивысшего проявления анурага достигает в Радхе как в ашрае и в Кришне как в вишае. Когда в качестве анураги стхайи бхава достигает апогея, ее называют явадашрая вритти. В состоянии ведьи (единства), когда ашрая и вишая считают себя одним целым, саттвика бхава еще более усиливается. И это уже махабхава.

Для свакия расы махабхава нехарактерна, однако она является неотъемлемой чертой гопи Враджи. Махабхава проявляется двояко: как рудха и адхирудха. Если гопи не может пережить и секундную разлуку с Кришной, если ее сердце начинает биться от волнения, стоит ей завидеть, что кто то приближается к ней, если ей кажется, что время стремительно летит, если в отсутствие Кришны она полностью забывает обо всем на свете, даже о себе, если мгновение тянется для нее, как вечность, это — признаки (анубхавы) встречи и разлуки.

Существует два типа адхирудхи: мохана и мадана. Мохана приводит к духовному безумию, при котором проявляются признаки удгхурны и читраджалпы. Эти состояния вызваны разлукой с Кришной. Разновидностей читраджалпы насчитывается 10: праджалпа, париджалпа, виджалпа, удджалпа, самджалпа, аваджалпа, абхиджалпа, аджалпа, пратиджалпа и суджалпа. Когда с появлением всех признаков экстаза према, сущность хладини шакти, озаряется, она достигает высшей ступени, маданы. Мадана вечно присуща Радхе.

Кришна Сам есть раса. Его знание и могущество беспредельны. Для Него нет ничего невозможного. Благодаря Своему непостижимому могуществу, которое позволяет Ему совмещать несовместимое, Кришна одновременно является одной расой и многими расами. В первом качестве Он наслаждается, вмещая все сущее как часть Самого Себя. В этом случае ничто, помимо Кришны, не имеет обособленного существования в качестве расы. Но в то же время Кришна одновременно является многообразием рас. Поэтому, кроме Его собственной расы, существуют еще расы индивидуальных существ и сочетания их рас и расы Кришны. Последние два вида рас придают играм Господа невыразимое блаженство. Раса, направленная не на собственное удовлетворение, а на удовлетворение другого, кульминирует в паракия расе. Полностью эта раса раскрывается во Вриндаване. Паракия в сочетании с наслаждением собственной расой достигает высшей ступени, маданы, приносящей величайшее блаженство. Паракия, существующая в чистом виде на Голоке, проявляясь во Врадже, кажется мирской для обыденного восприятия.

О преданные слуги Господа, жаждущие обрести прему! Следуя практике вайдхи бхакти, вы развили любовь к Богу и возвысились над четырнадцатью уровнями материального бытия. Над четырнадцатью планетными системами простирается тонкоматериальная обитель Господа Шивы, Хара дхама. Не задерживаясь на четырех уровнях этой обители, продолжайте стремиться ввысь. Миновав два уровня вишуддха саттвы (Брахман и Вайкунтху) в форме Вираджи, вы достигнете границы Голоки Вриндаваны. На Голоке есть пять уровней личностного бытия: шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхура. Достигнув уровня мадхуры, получите духовное тело гопи и присоединитесь к группе Радхи, по милости Рупы Манджари став последовательницей Лалиты. Возвысьте стхайи бхаву до состояния расы, добавив к ней вибхаву, анубхаву, саттвика бхавы и санчари бхаву. Достигнув искушенности в расе, развив привязанность к святому имени и заслужив сокровище премы, поднимитесь до махабхавы — и вы обретете совершенство. А чтобы достичь высшего совершенства, оцените свой нынешний уровень, практикуйте юкта вайрагью и непрестанно повторяйте святое имя. Я не стал приводить здесь много цитат из писаний, касающихся мадхура расы, так как подготовленный читатель сам найдет необходимую информацию в «Удджвала ниламани» и «Джайва дхарме». Постигнув науку о расе и определив, какое поведение, служение и умонастроение соответствует его природе, преданный должен посвятить себя медитации на восьмичастную лилу Господа. Тогда он без труда выйдет на уровень васту сиддхи. Если преданный будет придерживаться принципа юкта вайрагьи, ему будет несложно оставаться парамахамсой до конца своих дней.

Те, кого неудержимо влечет к грубым материальным наслаждениям, и кто не способен понять то, что объяснялось выше, не должны читать, думать или говорить о расе, ибо подобные люди примут духовную деятельность за материальную и станут критиковать ее. Или, если они совсем не способны по достоинству оценить расу, их, как сахаджиев, ожидает деградация.

Джаядева Госвами писал в «Гита говинде»:

 

«Пусть тот, чей погруженный в расу ум утвердился в памятовании Господа, и кто жаждет услышать о самых возвышенных развлечениях Господа, обратит свой слух к исполненным сладости любовным песням Джаядевы».

 

В «Бхагаватам» сказано:

 

«Тот, кто не относится к числу властителей вселенной, никогда, даже в мыслях, не должен подражать этим облеченным небывалым могуществом существам. Если обыкновенный человек по глупости попытается последовать их примеру, то он лишь приблизит этим свою кончину, подобно человеку, который, не являясь Рудрой, решится, подобно Рудре, выпить океан яда» («Шримад Бхагаватам». 10.33.30).

 

Махапрабху говорил, что преданный должен внимательно слушать о лилах Господа, описанных в «Бхагаватам», и тогда в нем может пробудиться возвышенная раса. Последний из четырех главных стихов «Бхагаватам» гласит:

 

«Тот, кто ищет Высшую Абсолютную Истину, Личность Бога, должен во что бы то ни стало продолжать свой поиск вплоть до достижения своей цели — всегда и везде, при любых обстоятельствах, как прямыми, так и косвенными методами» («Шримад Бхагаватам». 2.9.36).

 

Высшим предметом познания является према. Она в деяниях Кришны проявляется двояко. Непосредственно обрести ее позволяют повседневные игры Господа (Его восьмичастная лила), а косвенно — Его развлечения, связанные с убийством демонов, начиная с Путаны и заканчивая Камсой. Во Врадже эти развлечения имеют символический смысл, а на Голоке присутствуют только в виде воспоминаний. В действительности подобных развлечений на Голоке нет и не может быть. Читая об играх Господа на Земле, в Гокуле, преданный способен очиститься, и тогда он может увидеть Голоку и вкусить сладость изначальных игр Господа. Если преданный, стремящийся обрести прему, будет с величайшим тщанием следовать описанному методу, то ему откроются все эти истины.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 294; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!