Джаганандана Пандит – Према виварта 39 страница



 

Безграничные энергии Господа

Вторая доктрина. Хари всегда обладает безграничными энергиями. Под безграничными энергиями следует понимать энергии, не стесненные ни пространственными, ни временными границами, поскольку Его энергии сами создали пространство и время. Его энергии тождественны Его Личности. В вещественном мире существует различие между личностью и ее энергиями, между предметом и его качествами, его названием, его формой и его деятельностью. Однако духовная истина состоит в том, что в духе предмет идентичен своему названию, форме, качествам и деятельности. Эта истина не может открыться сухому рассудку, имеющему дело лишь с грубой материей. Кришна есть высшая воля в Себе самом, и Он использует Свою высшую энергию для Своего удовольствия, которое не подчиняется никакому закону, так как Его воля и энергия — источник всех законов.

Энергия познается по своим проявлениям. В этом мире нам по опыту известны только три качества Его энергии. Наблюдая материальные явления, мы понимаем, что Его энергия обладает способностью творить материю. В Ведах это качество именуется майя-шакти. Глядя на человека, мы понимаем, что высшая энергия обладает способностью создавать ограниченные и несовершенные души. Шастры называют это свойство джива-шакти. У нас есть концепция Единого духовного и Высшего пребывающего в Своем царстве вечного Духа. Мы понимаем, что Его энергия обладает свойством совершенным образом проявлять духовное бытие. Веды называют это свойство атма-шакти или чит-шакти. Все эти свойства вместе составляют единую высшую Энергию, которую Веды называют пара-шакти.

В действительности, Энергия (шакти) неотличима от Личности высшего Существа. И все же энергии самостоятельно проявляют себя в собственной независимой деятельности. Это именуется как ачинтья-бхедабхеда-пракаш, или непостижимое, одновременное различие и единство. Хари, будучи по Своей воле превыше закона, проявляет Свои безграничные энергии, в то время как Сам остается неизменным. Это непостижимо, но душа интуитивно воспринимает это как истину.

 

Океан расы

Третья доктрина. Господь — океан расы. По определению раса — это принцип самозабвенной радости, что включает в себя стхайи-бхаву, вибхаву, анубхаву, саттвик и санчари. Вибхава разделяется на аламбану и уддипану. Аламбана делится на вишайю и ашрайю. Ашрайя — это личность, воплощающая в себе принцип стхайи-бхавы, а вишайя — та личность, на которую стхайи-бхава направляет себя. Объясняется, что стхайи-бхава — это рати, или склонность чистого одухотворенного сердца.

Посредством связи ашрайи и вишайи стхайи-бхава достигает уровня деятельности. Когда она достигает этой деятельной стадии, в личности проявляются определенные признаки, известные как анубхавы. Число их равняется тринадцати. Восемь других бхав, проявляющихся в уме, именуются саттвик-бхавами. Это слезы, дрожь и т. д. Указывается, что еще тридцать три бхавы, такие как харша, вишада и прочие суть санчари-бхавы. Сочетаясь в душе, они образуют расу.

Этот процесс проявления расы имеет отношение к проявлению расы в человеке, все еще порабощенном материей. Но сама по себе раса — вечный принцип, тождественный Всевышнему Хари. Хари — океан расы, но человеческая душа способна испытать лишь каплю этого океана. По природе своей раса духовна, однако в человеке, подчиненном прародительнице материи, майе, она в извращенном виде стала тождественной чувственному человеческому удовольствию. Связанная с материальными объектами, душа теряет себя в уме; ум же, действуя посредством чувств, наслаждается искаженной расой, соприкасаясь с пятью различными видами объектов пяти чувств. Таков путь заблуждения, на который вступает душа вследствие авидьи, или неведения относительно своего духовного «я». Когда же взор души обращается внутрь, она обретает духовную расу, искаженная же раса убывает по мере развития духовной расы. В духовной расе души в отношениях друг с другом и со всеми, в отношениях с самой Прекрасной Личностью обладают свободой действий во Вриндаване, возносясь над материальным временем и пространством. Благодаря Своей безграничной высшей свободной воле Хари обретает вечный восторг в Своей духовной энергии, чит-шакти. Хладини, качество чит-шакти, дарит Ему бесконечное удовольствие.

Качество самвит, присущее чит-шакти (духовной мудрости), порождает все бхавы, отношения и привязанности. Присущее чит-шакти качество сандхини создает все бытие (отличное от свободной воли), включая дхамы (обители), личности и прочие сущности в соответствии с действием духовной расы. Все эти проявления исходят из чит-шакти, или духовной энергии. Майику, или материальному творению, включающему в себя время, пространство и грубые объекты, нет места в чит-джагат, или духовном мире, который есть не что иное, как Вриндаван. Майя-шакти — это искаженное отражение чит-шакти. Вот почему качества мира майик (материального) схожи с качествами чит-джагат, духовной вселенной, но по сути своей они различны.

Чит-джагат — это образец, по которому создан майик-джагат, однако они не идентичны. Мы должны ограждать себя от идеи, что человек вообразил чит-джагат, опираясь на свой опыт в мире майик-джагат. Это пантеистическая идея; также ее можно назвать атеистической. Интеллект, лишенный одухотворенности, склонен порождать подобные сомнения, но тот, в ком есть желание наслаждаться духовной любовью, должен отвергать их как заблуждения. Вечная раса Кришны духовно существует в чит-джагат. Для нас, пребывающих в низшем мире, между нашими глазами и великой духовной сценой кришна-лилы установлена завеса. Когда, по милости Кришны, этот занавес поднимается, мы обретаем привилегию видеть ее; но когда Всемогущему заблагорассудится опустить занавес, великая лила Вриндавана исчезает. Проникнетесь этим, и ваша убежденность станет такой же, как и моя. Собратья, подойдите к изучению столь важного вопроса с должным вниманием и непредвзятостью!

 

Душа-джива

Четвертая доктрина. Душа — вибхиннамса Господа, или Его отделенная часть. Под душой подразумеваются все виды душ, будь то души животных, людей или небожителей. Следует понимать, что Махапрабху верил в весьма свободную теорию переселения души.

Быть может, некоторые читатели отвергнут эту идею на том основании, что те или иные вероисповедания не поддерживают данную теорию. Отклонять теорию по той причине, что она вступает в противоречие с догмами определенных сектантских конфессий, — узость взглядов. Воистину, это вопрос, в который разум не смеет вмешиваться. При открытом изучении мы не находим ни одной веской причины не верить в теорию перевоплощений. Напротив, наш непредубежденный разум склонен поддерживать ее. Вера в то, что у человеческой души есть лишь одна попытка в жизни, явно ограничена, несправедлива и противоречит вере в то, что Господь есть Абсолютное Благо.

Когда наше духовное чувство подтвердит эту теорию, и Веды, хранилища вдохновляющих идей, поведают нам о фактах непрерывного существования души на различных этапах творения, мы не сможем не отказаться от неверия в теорию перевоплощения души. Как бы ни был образован и эрудирован человек, в его суждения всегда может вкрасться ошибка. Это верно как в отношении человека, так и в отношении народа или религиозной группы.

Согласно Шри Чайтанье, душа — это атомарная частица божественной Души. Это своего рода энергия Бога, способная создавать существа, духовные по своей сути, но склонные очаровываться майей и при этом забывающие о своем положении вечных слуг Бога. Господа можно сравнить с солнцем, а души назвать атомарными частицами солнечных лучей, не способными свободно занимать какое-либо положение, если они не находятся под защитой другого полномочного качества энергии Бога.

Слово «часть» не следует понимать как кусочки, отбитые топором от камня; души подобны одному светильнику, зажженному от другого, или золоту, произведенному из алхимического камня, как верили древние. Также души сравнивают с отделенными, атомических размеров излучениями пылающего огня. Каждая из душ вынесла из своего Источника пропорциональную долю Его качеств и, следовательно, малую долю свободной воли. Эти души по своей природе пребывают между чит-джагат и майик-джагат. Избравшие служение своему Господу были защищены от падения вмешательством качества чит-шакти Всевышнего, хладини. Они были признаны вечными служителями Господа, исполняющими различные виды служения. Они не ведают беспокойств майи и карма-чакры, или круговращения иллюзорных действий и их последствий.

Те же, кто предпочел наслаждение, были схвачены майей с другой стороны. Они пребывают в карма-чакре майи. Это закончится лишь тогда, когда они вновь осознают свое изначальное положение служителей Господа. Эти души, — свободны ли они от майи или порабощены ею, — индивидуальные и ответственные за свои действия существа, зависящие от Бога. Хари — Господин майи; она служит Ему в угоду. Душа, или джива, создана таким образом, что она, если ее не поддерживает хладини-шакти Господа, склонна очаровываться майей из-за своего стремления к власти. Поэтому существует естественное и неизбежное различие между Богом и дживой, которое не могут отменить никакие пантеистические ухищрения. Прошу, не задавайтесь следующим, вводящим в заблуждение вопросом: «Когда были созданы и порабощены эти дживы?» Время майик не существует в духовной истории, потому что оно началось после порабощения джив материей; следовательно, в подобных вопросах вы не можете использовать мирскую хронологию.

 

Пракрити

Пятая доктрина. Некоторые души порабощены пракрити, или энергией заблуждения. Пракрити, майя Господа, прадхана, прапанча и авидья — разные названия одного принципа, данные соответственно его различным фазам и свойствам. Майя вовсе не является шакти, независимой от высшей сварупа-шакти. Она просто отраженный и направленный вовне аспект высшей Энергии, служащий Богу и исполняющий Его указания карать тех, кто стал относиться к Нему с неблагодарностью. На самом деле майя отвечает за исправительный дом Господа. Те дживы, что, злоупотребив своей свободной волей, забыли, что они вечные слуги Господа, и решили наслаждаться сами по себе, были схвачены майей, чтобы отбывать наказание и исправляться на «каторжных работах». Майя обладает тремя качествами: саттвой, раджасом и тамасом. Эти качества используются подобно цепям, чтобы сковать неблагодарные души.

Далее майя облекает духовную форму души в двойную оболочку. Эта двойная оболочка описывается словами «линга» и «стхул». В материальном мироздании существуют двадцать четыре вещества. Пять элементов: земля, вода, огонь, воздух и эфир; пять качеств: звук, прикосновение, образ, вкус и запах; и десять индрий, то есть пять органов чувств: глаза, уши, нос, язык и органы осязания; и пять органов действия, к которым относятся руки, ноги и так далее. Эти двадцать формируют стхул, или внешнюю оболочку.

Мана, буддхи, читта и аханкара, то есть ум, разум, внимательность и искаженное эго образуют линга-деху, или внутреннюю оболочку. Заключив в оболочки духовные формы душ, майя занимает падшие души деятельностью. Деятельность в майе представляет собой карму, акарму и викарму. Карма — это условно благоприятная деятельность, совершаемая ради обретения пуньи, или добродетели, — такая, как исполнение обязанностей, предписанных варнашрама-дхармой смартов. Акарма — это пренебрежение долгом. Викарма — это грех или преступление.

Карма обеспечивает восхождение на небеса, вплоть до Брахмалоки. Акарма предоставляет неприятное положение на Земле. Викарма швыряет души в ад. Вместе со своими линга-деха падшие души странствуют, сменяя тела, совершая карму и викарму, восходят на небеса и вновь нисходят по истощении своих добродетелей, спускаются в ад и после мучительного наказания вновь поднимаются на уровень деятельности. Таким образом, положение падших душ крайне плачевно.

Здесь они наслаждаются и страдают, убивают, устраивают резню и остаются в таком положении, иногда радуясь словно принцы, а иногда рыдая словно мученики. Таким образом, мир — это тюрьма или исправительное заведение, а вовсе не место для наслаждений, как заявляют некоторые люди.

 

Освобождение душ

Шестая доктрина. Некоторые души свободны от тисков пракрити. С незапамятных времен дживы странствуют по дорогам бытия майик, испытывая все виды наслаждения и боли.

Как же избавиться от этой неприятной формы существования? Ни дхарма (исполнение долга), ни йога (развитие могущества стхулы и линга), ни санкхья (или разделение веществ по категориям), ни простое знание (о том, что ты духовное существо), ни вайрагья (отрицание, отказ от всех радостей мира) не являются подходящими средствами, благодаря которым можно на самом деле обрести то, что хочешь. Когда человек соприкоснется с вайшнавом, чье сердце было растоплено хари-бхакти-расой, только тогда он возжелает вкушать сладостный принцип бхакти, следуя по святым стопам преданного, постоянно практикуя кришна-бхакти. Он медленно смоет тяготеющую над ним материальную обусловленность, и в итоге, обретя свою истинную природу, он насладится сладостной беспримесной расой, которая является высшей целью души.

Сат-санга, или общество духовных людей, — единственное средство достижения высочайшей цели человека. Бхакти — это принцип, переходящий от души к душе, и, подобно электрическим или магнитным взаимодействиям грубой материи, бхакти передает себя от одной близкой по духу души к другой. Сущность бхакти заключается в искренней и полной зависимости от Господа в каждом поступке в жизни. Долг не является частью бхакти, так как ему следуют из благодарности за обретаемые блага — это подобно действию из обязательства, что идет вразрез с естественной любовью. Нравственные нормы в мире смертных, хоть и хороши сами по себе, едва ли способны в итоге привести к духовным результатам. Вера в высшую красоту Господа, страстное желание вечно и бескорыстно служить этому Существу, неизменное отрицательное отношение ко всякой иной мысли о наслаждении или самовозвеличении — вот три принципа, образующих шраддху, или подлинное стремление к бхакти. По самой своей природе бхакти — ананья, исключительна. Не случай ли дарует бхакти? Нет, ее главный движущий принцип — сукрити или благие деяния.

Существуют два вида благих деяний. Первый вид, проявляющий себя как нравственность, включает в себя ту деятельность, что дарует добродетель и более высокое положение. Другой тип благих деяний охватывает всю деятельность, способствующую духовному развитию. Этот второй тип благих деяний, или сукрити, приводит человека в соприкосновение с искренним вайшнавом, от которого тот впервые может впитать шраддху, или веру в существование духа. Затем, став способным воспринять бхакти, он обретает мгновенное понимание этого принципа от вайшнава, который на самом деле является Гуру этого человека.

 

Принцип ачинтья-бхедабхеда

Седьмая доктрина. Все духовные и материальные явления — ачинтья-бхедабхеда-пракаш Хари Всемогущего. Метафизические дискуссии совершенно бесплодны. Порой Веды утверждают, что джива отлична от Господа, а порой, что джива есть то же, что и Господь. На самом деле Веды всегда говорят истину. Джива одновременно отлична от Господа и тождественна Ему. Рационалисты не могут постичь этого. Впредь следует говорить, что в проявлении Своих энергий, находящихся за границами человеческого понимания, Бог отличен от дживы и мира и в то же время всегда тождественен им. Веданта учит нас шакти-паринамваде, а не ошибочной вивартаваде Шанкарачарьи. Учение Шанкары объясняется по-разному. Некоторые говорят, что мир и джива изошли из Бога, другие утверждают, что джива и мир лишь экспансии Божества. Шанкара, стремясь избежать брахма-паринамы, то есть идеи о преображении Бога в мир, утверждает, что Вьяса учит нас вивартаваде, заключающейся в следующем: Бог не претерпевает никаких изменений, но именно майя, скрывающая часть Божества (как горшок заключает в себе часть пространства), создает мир; или же что Бог отражается в авидье или неведении, тогда как в действительности помимо Бога ничто никогда не существовало. Все это ничтожные и невразумительные доводы.

Очевидно, что Веданта учит нас, что Бог неизменен и никогда не подвергается преобразованиям. Одна лишь Его энергия создает дживу и материальный мир своим собственным паринамом (трансформацией). Примером может служить действие алхимического камня: его энергия проявляется в виде золота, тогда как камень остается неизменным. Таким же образом чит-шакти предстает в форме чит-джагат со всеми своими особенностями вечной расы, а джива-шакти проявляется в виде бесчисленных джив, некоторые из которых остаются на Вайкунтхе как паршады или ангелы, а другие оказываются в этом мире в различных формах и обличиях и в самых разных обстоятельствах. Для обитания и развлечения падших душ майя-шакти создает многочисленные миры. Несомненно, вивартавада ошибочна и полностью противоречит учению Вед.

Лишь только шакти-паринамвада истинна и подтверждает факт, что духовная любовь вечна. Если бы вивартавада была истиной, естественным следствием ее было бы заключение, что духовная любовь — временный принцип.

 

Бхакти

Восьмая доктрина. Бхакти — единственное средство достижения конечной цели духовного бытия. Карма сама по себе не может напрямую и немедленно даровать духовный результат. Если такой результат достигается, то средствами бхакти. Следовательно, бхакти — независимый, а карма и гьяна — зависимые принципы. Гьяна, или знание о том, что человек есть духовное существо, не может сразу привести к конечной цели. Эта цель достигается лишь благодаря бхакти. Поэтому бхакти — единственное средство достижения конечной цели.

Определение бхакти таково: бхакти — это совершенствование дружеского отношения к Кришне, свободного от любых желаний, помимо тех, что способствуют усилению этого отношения, без примеси других составляющих, таких как карма, гьяна и прочие. Вы увидите, что само бхакти есть и чувство, и действие.

Существуют три стадии бхакти: садхана-бхакти, бхава-бхакти и према-бхакти. Садхана-бхакти — это такой уровень развития бхакти, когда чувство еще не пробуждено. На стадии бхава-бхакти это чувство пробуждается, а на стадии према-бхакти оно полностью претворяется в действие. Бхакти — это духовное чувство, направленное на духовный Объект любви.

Садхана-бхакти бывает двух видов: первый называется ваидхи-садхана-бхакти, а другой — рагануга-садхана-бхакти. Слово «ваидхи» происходит от слова «видхи», «правило». Бхакти вот-вот пробудится благодаря следованию предписаниям шастр, но до тех пор, пока оно не пробуждено, продолжается стадия ваидхи-бхакти.

Если человек естественным образом склонен любить Кришну, это называется рагой. Это есть не что иное, как сильное желание служить Господу своего сердца. Тот, кто пленен красотой настоящего пути следования за Ним, обладает склонностью развивать свое чувство к Кришне. Такова рагануга-садхана-бхакти. Такого рода садхана сильнее, чем ваидхи-садхана.

 

Виды бхакти

Развитие дружеского чувства к Кришне осуществляется в девяти различных формах:

1. Слушание о духовных Имени, облике, качествах и лиле Кришны.

2. Провозглашение и воспевание всего вышеперечисленного.

3. Обдумывание и повторение всего этого.

4. Служение Его святым стопам.

5. Благоговение.

6. Поклонение.

7. Совершение всего того, что радует Господа.

8. Дружба.

9. Смирение.

 

Поклонение Шри Мурти и идолопоклонство

Из всех этих процессов наилучшим является киртан, или воспевание Имени Кришны. Чтобы совершать такое служение, необходимо принять знание со смирением, в то время как бесплодных дискуссий следует избегать.

Некоторые люди не одобряют идеи поклонения Шри Мурти. Они говорят: «Почитание Шри Мурти — это идолопоклонство. Шри Мурти — идол, созданный художником, а изобретенный не кем иным, как самим Вельзевулом. Поклонение подобному объекту пробудило бы ревность Господа и ограничило Его всемогущество, всеведение, вездесущность!» Мы можем ответить им: «Братья! Подойдите беспристрастно к изучению этого вопроса и не позволяйте себе увлекаться сектантскими догмами. Бог не ревнив, ведь Он един, Ему нет равных. Вельзевул или сатана — не более чем порождение воображения или аллегория. Аллегорическое или воображаемое существо не должно быть препятствием на пути бхакти. Те, кто считает Бога лишенным индивидуальности, просто отождествляют Его с некой силой или свойством природы, хотя в действительности Он выше природы, ее законов и правил. Его святая воля — закон, и святотатство — ограничивать Его бесконечное превосходство, отождествляя Его с такими качествами как всемогущество, вездесущность и всеведение — качествами, которыми могут обладать сотворенные объекты, такие как время, пространство и другие. Совершенство Господа состоит в том, что в Нем пребывают противоположные энергии и качества, управляемые Его сверхъестественным “Я”. Он тождественен Своей великолепной Личности, обладающей такими способностями, как вездесущность, всеведение и всемогущество, подобных которым не найти более нигде. Его святая и совершенная Личность вечно пребывает в духовном мире и в то же время во всей Своей полноте пребывает в каждом сотворенном объекте и месте.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 295; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!