Джаганандана Пандит – Према виварта 33 страница



Прита бхакти раса подразумевает существование Бога личности. Бог личность имеет две ипостаси: исполненную величия и исполненную сладости. Подвергнув этот вопрос всестороннему анализу, мы придем к выводу, что олицетворением сладости может быть только Кришна. Кришна не только исполнен сладости, но и велик, однако Его сладость почти полностью затмевает Его величие. При необходимости величие проявляется открыто, но даже тогда оно не вступает в противоречие со сладостью. Читателей, которых интересует данная тема, мы отсылаем к «Шат сандарбхе» Шри Дживы Госвами и «Шри Кришна самхите». Нет ничего сладостней взаимоотношений с Кришной. Поэтому ниже речь пойдет о дасья расе с Кришной во Врадже.

Тот, кто связан с Кришной дасья расой, считает, что Кришна проявляет к нему особую благосклонность. Любовь такого преданного, считающего себя слугой Кришны, имеет оттенок почтительности. Объектом дасья расы является Верховный Господь Кришна, из пор на коже которого исходят миллионы вселенных. Он подобен океану милосердия, обладает непостижимыми энергиями, исполнен всех совершенств и является источником всех аватар. Он привлекает к Себе освобожденные души, является верховным владыкой и объектом всеобщего поклонения. Он непреклонен, олицетворяет Собой всепрощение и защищает предавшиеся Ему души, щедр, верен своему слову, искусен, всем приносит только благо, могуществен и религиозен. Он никогда не отступает от принципов писаний и является другом всех преданных. Он великодушен, влиятелен, благодарен, достоин почитания и уважения, обладает высшей властью надо всем сущим и не может устоять перед чистой любовью.

Ашраей шантра расы выступают четыре категории слуг Господа: адхикриты, ашриты, паришады и ануги) («Бхакти расамрита синдху». 3.2).

К адхикритам (уполномоченным слугам) относятся Брахма, Шива, Индра и другие полубоги, вершащие дела вселенной, которых Господь наделил особыми полномочиями.

Ашриты (находящиеся под защитой Господа) делятся на три группы, которые называются шаранья (предавшиеся души), гьяничара (просветленные) и сева ништха (утвердившиеся в преданном служении). Калия, Джарасандха и плененные им цари относятся к первой группе. Шаунака и другие мудрецы, отвергающие освобождение, принадлежат ко второй группе. А те, кто испытывает естественную склонность к служению Господу, например, Харихара, Бахулашва, Икшваку, Шрутадева и Пундарика, относятся к третьей группе.

К паришадам (слугам из ближайшего окружения Господа), которые иногда служат Ему лично, причисляют Уддхаву, Даруку, Нанду, Упананду и Бхадраку.

Что же касается ануг (слуг, постоянно сопровождающих Господа), то среди них есть пура стха (городские жители) и враджа стха (жители Враджи). Сучандра, Мандана, Стамба и Сутамба относятся к первой группе, а Рактака, Патрака, Патри, Мадхуканта, Мадхуврата, Расала, Сувиласа, Премаканда, Марандака, Ананда, Чандрахаса, Пайода, Бакула, Расада и Шарада — ко второй. Все эти слуги Господа кротки и смиренны. Они думают, что Кришна особенно милостив к ним, и всегда готовы исполнять Его волю. Они служат Кришне верой и правдой и считают Его своим господином. В зависимости от характера взаимоотношений с Кришной Его личные слуги делятся на три группы, которые называются дхурья, дхира и вира.

Из четырех категорий слуг Господа (адхикритов, ашритов, паришадов и ануг ) три последние представлены нитья сиддхами (вечно совершенными душами), сиддхами (душами, достигшими совершенства в преданном служении) и садхаками (неофитами).

Уддипанами, или стимулами, дасья расы являются звуки флейты и рожка Кришны, Его улыбка, прославление Его качеств, следы Его стоп, благоухание Его тела и вид только что появившейся на небе тучи («Бхакти расамрита синдху». 3.2.59). К особым стимулам дасья расы относится неизъяснимая милость Кришны, лежащие на Его стопах листья туласи, остатки трапезы Кришны и вода, которой омывали Его лотосные стопы. Все это называется вибхавой. Что же касается анубхавы, то помимо тринадцати ее видов, описанных ранее, слуги Господа также проявляют готовность неукоснительно выполнять Его указания, дружелюбие по отношению к другим слугам Кришны, полное отсутствие зависти и стойкость в служении Господу («Бхакти расамрита синдху». 3.2.61). В дасья расе также присутствуют восемь саттвика бхав (оцепенение и т.д) и такие санчари бхавы, как ликование, гордость, памятование, тревога, сильное волнение, смирение, беспокойство, задумчивость, воодушевление, неустойчивость, склонность к рассуждениям, смятение, застенчивость, бездеятельность, иллюзия, безумие, утаивание чувств, созерцательность, мечтательность, усталость, болезнь и омертвение.

Отношение к Господу как своему господину, характерное для дасья расы, порождает чувство почтения и стремление выполнить свое служение наилучшим образом. В присутствии премы это настроение становится стхайи бхавой дасья расы) («Бхакти расамрита синдху». 3.2.63, 3.2.59—3.2.71). Ашриты развивают стхайи бхаву постепенно, с помощью описанных ранее методов духовной практики. В паришадах и анугах стхайи бхава пробуждается под влиянием воспоминаний о Господе. Это происходит, когда такие преданные видят Его или слышат о Нем. В дасья расе помимо премы развивается снеха и рага) («Бхакти расамрита синдху». 3.2.76—3.2.78, 3.2.81, 3.2.87).

Каждая последующая раса еще более притягательна и непостижима, чем предыдущая. Если у садхаки есть страстное желание вкусить сладость какой-либо из рас, то в нем разовьются все необходимые для этого качества. Та раса, которая привлекла его на ступени садхана бхакти, впоследствии становится его вечной расой. Преданное служение, основанное на расе, носит название рагатмика бхакти. Рагануга бхакти, о которой говорилось в главе, посвященной садхана бхакти, является подражанием рагатмика бхакти. Рагануга бхакта берет за образец поведение и качества вечно совершенных душ, связанных с Кришной той расой, которую он сам считает наивысшей и без которой не мыслит своего существования. Именно эту расу он обретает на ступени совершенства. Здесь мы закончим описание самбхрама прити.

Отношение к Господу как к старшему члену семьи называется гауравой. Гаурава прити — это любовь, основанная на сыновних чувствах к Господу. Поскольку эти отношения подробно объясняются в «Бхакти расамрита синдху», мы не станем рассматривать здесь данную тему.

 

7.5. Сакхья— (прея) бхакти раса

 

В соединении с вибхавой, анубхавой, саттвика бхавой и санчари бхавой стхайи бхава превращается в сакхья расу. Аламбаной (основой) этой расы является Кришна и Его друзья, а вишаей) — Кришна в Своем двуруком образе, изящный наряд Кришны и Его неисчислимые добродетели, знание многих языков и крепкое телосложение, красноречие, ученость и таланты, доброта и доблесть, поведение в роли возлюбленного, разум и снисходительность, привлекательность для всех без исключения, богатство, блаженная сущность и непревзойденное положение. Друзья Кришны похожи на Него (они обладают теми же качествами, носят такие же одежды и т.д.). Они выше условностей и относятся к Кришне как к равному. Одни друзья Кришны живут в городах, а другие — во Врадже. К городским друзьям Кришны относятся Арджуна, Бхимасена, Драупади и брахман Судама. Из них в самых близких отношениях с Кришной находится Арджуна. Друзья Кришны, живущие во Врадже, остро переживают даже непродолжительную разлуку с Господом. Они привыкли играть с Кришной и дорожат Им больше собственной жизни. Вот почему из всех друзей Кришны они считаются наилучшими.

Друзья Кришны во Врадже делятся на четыре категории. Это сухриды (благожелатели), сакхи (друзья), прия сакхи (близкие друзья) и прия нарма сакхи (наперсники).

К чувствам, которые испытывают к Кришне сухриды, примешивается родительская любовь. Сухриды немного старше Кришны и всегда держат наготове оружие, чтобы при необходимости защитить Кришну от демонов. С сухридам относятся Субхадра, Мандалибхадра, Бхадравардхана, Гобхата, Якша, Индрабхатта, Бхадранга, Махагуна, Вирабхадра, Виджая и Балабхадра.

Сакхи младше Кришны, и их дружба с Ним имеет оттенок служения. Вишала, Вришабха, Оджасви, Девапрастха, Варутхапа, Маранда, Кусумапида, Манибандха и Карандхама — вот некоторые из сакхов. Лучшим из них считается Девапрастха.

Шридама, Судама, Дама, Васудама, Кинкини, Стокакришна, Амшу, Бхадрасена, Виласи, Пундарика, Витанка и Калавинка относятся к прия сакхам. С Кришной их связывает чистая дружба. Чтобы доставить Кришне удовольствие, они играют и иногда борются с Ним.

Из всех друзей Кришны самое возвышенное положение занимают прия нарма сакхи, потому что с Кришной их связывают очень близкие и доверительные отношения. К прия нарма сакхам, в частности, относятся Субала, Арджуна, Гандхарва, Васанта и Удджвала. Из них особо выделяются Субала и Удджвала. Удджвала славится своими остроумными шутками.

Среди друзей Кришны есть нитья сиддхи (вечно освобожденные души), могущественные полубоги и садхана сиддхи (достигшие совершенства преданные). Одни друзья Кришны очень серьезны и дают Ему советы. Другие очень веселы и любят пошутить. Третьи доставляют удовольствие Кришне своей честностью и открытостью. Четвертые своей хитростью вызывают изумление даже у Самого Кришны. Пятые постоянно возражают Кришне и пререкаются с Ним, а шестые очень мягки и радуют Кришну ласкающими слух речами. Такое разнообразие характеров друзей Кришны придает Его играм особую сладость.

К стимулам сакхья расы относится возраст Кришны и Его красота, Его рожок, флейта и раковина, Его отвага и другие качества, Его приближенные и Его необыкновенное чувство юмора, проявлявшееся в том, как Он изображал из себя царя, полубога или воплощение Верховного Господа. В жизни Кришны выделяют три периода, которые называются каумара, пауганда и кайшора, и все они подходят для сакхья расы. В возрасте каумара и пауганда Кришна живет во Врадже, а в возрасте кайшора переезжает в Матхуру. Каумара — самый лучший возраст для ватсалья расы, родительской любви преданного к Кришне. Возраст пауганда делится на три периода: начало, середину и конец. Из них для сакхья расы предпочтительнее середина возраста пауганда. Что же касается возраста кайшора, то его начало как нельзя лучше подходит для мадхура расы.

Любимые развлечения Кришны и Его друзей — это борьба, игра в мяч и в кости. Иногда они катаются друг у друга на плечах, а иногда щеголяют друг перед другом своим виртуозным умением вращать палками. Стараясь доставить удовольствие Кришне, Его друзья сидят вместе с Ним на кушетках, качаются на качелях, лежат с Ним на своих кроватях, шутят, купаются, поют и танцуют. Все это — обычные анубхавы сакхья расы.

Сухриды дают Кришне полезные советы и первыми берутся за любое рискованное дело. Сакхи предлагают Кришне орехи бетеля и украшают Его лоб тилаком. Они натирают тело Кришны сандаловой пастой и наносят Ему на лицо особый орнамент. Прия сакхи нередко соперничают с Кришной. Они прячут Его одежду, когда Он одевается, или выхватывают у Него из рук цветы. Иногда прия сакхи пытаются заставить Кришну украшать их, а если им это не удается, вызывают Его помериться силами. Что же касается прия нарма сакхов, то они выступают посредниками между Кришной и гопи. Прия нарма сакхи знакомят гопи с Кришной и расхваливают им Его. Когда гопи ссорятся с Кришной, в Его присутствии друзья принимают Его сторону, а когда Кришны нет, становятся на сторону гопи. Поддерживая таким образом то одну, то другую сторону, они окружают все свои разговоры глубокой тайной и говорят друг с другом только шепотом. Таковы анубхавы разных категорий друзей Кришны. Все они помогают слугам Кришны украшать Его лесными цветами и драгоценностями, поют и танцуют для Него, пасут с Ним коров, растирают Его тело, делают для Него гирлянды из цветов и обмахивают Его опахалом.

В сакхья расе присутствуют все санчари бхавы, за исключением ярости, тревоги и лености. В разлуке с Кришной проявляются все санчари бхавы, кроме опьянения, ликования, гордости, сонливости и доблести, а при встрече с Ним — все остальные сачари бхавы, кроме смерти, усталости, болезни, забытья и смирения. Стхайи бхавой дасья расы является рати, лишенная благоговейного отношения к Кришне и основанная на непоколебимой вере в Него. Эта чуждая благоговению вера называется вишрамбхой, фамильярностью. В сакхья рати происходит развитие от пранаи к преме, и затем от снехи к раге. Если душа способна чувствовать самбхраму, но в ее любви к Богу самбхрама отсутствует, такая любовь называется пранаей. Может показаться, что, когда Кришна являет Свои игры на Земле, Его друзья иногда переживают разлуку с Ним, но в действительности Кришна никогда не разлучается с жителями Враджи.

Особенность сакхья расы в том, что она приносит особое, ни с чем не сравнимое блаженство, поскольку в этой расе Кришна и Его преданные испытывают друг к другу одинаковые чувства, тогда как в дасья и ватсалья расе у Кришны и преданных возникают разные эмоции. Вот почему те, кто связан с Кришной сакхья (прея) бхакти расой, считают эту расу самой лучшей (преян).

 

7.6. Ватсалья бхакти раса

 

В соединении с вибхавой, анубхавой, саттвика бхавой и санчари бхавой ватсалья рати превращается в ватсалья расу. Аламбаной (основой) этой расы является Кришна и Его старшие, а вишаей) — Кришна, чье тело напоминает только, что распустившийся голубой лотос, Его красота, Его добродетели, которым нет числа, Его кротость, Его приятные речи, Его простота и застенчивость, Его скромность, неизменная готовность оказывать почтение взрослым и милосердие.

В роли сына Кришна не проявляет Своего могущества и целиком отдает Себя заботам родителей. Ашраей ватсалья расы являются старшие Кришны, которые растят и воспитывают Его. Их возглавляют Нанда и Яшода, приемные родители Кришны. Затем идет Рохини, мать Баларамы; матери пастушков друзей Кришны; Деваки, жена Васудевы; другие 15 жен Васудевы; Кунти, мать Арджуны; Васудева, родной отец Кришны, и, наконец, Сандипани Муни, учитель Кришны. К стимулам ватсалья расы относят детский возраст Кришны, Его детские одежды, Его шалости, нежные слова, улыбки и различные забавы. Раннее детство Кришны делят на три периода: начало возраста каумара, середина возраста каумара и конец возраста каумара. В начале и середине возраста каумара Кришну украшает продетая в нос жемчужина, масло на розовых ладошках и маленькие колокольчики на талии. К концу возраста каумара талия у Кришны становится тоньше, грудь шире, а голову украшают вьющиеся волосы, цветом напоминающие вороново крыло. В этом возрасте Кришна пасет телят в лесу недалеко от дома, резвится со сверстниками, играет на маленькой флейте и трубит в рожок.

Любовь, которую старшие испытывают к Кришне, проявляется в том, что они обнимают Кришну, вдыхая аромат Его головы, гладят Его и дают Ему благословения, просят Его что-нибудь сделать и ухаживают за Ним (например, купают), защищают от опасности и поучают. Таковы обычные анубхавы ватсалья расы.

Яшода и старшие гопи целуют и обнимают Кришну, называют Его по имени и иногда журят. Подобные проявления родительской любви к Кришне именуются саттвика бхавой. К восьми видам саттвика бхавы в ватсалья бхакти расе добавляется девятый — текущее из груди молоко. В ватсалья расе присутствуют те же санчари бхавы, что и в дасья расе, кроме забытья.

Родительская любовь и забота, чуждая благоговению, называется ватсальей. Эта ватсалья и является стхайи бхавой обсуждаемой здесь расы. Ватсалья рати Яшоды и Нанды от природы глубока. Иногда она достигает уровня премы, а иногда снехи или раги.

Хотя разлука с Кришной может вызывать самые разные признаки санчари бхавы, обычно проявляется волнение, скорбь, безразличие, неподвижность, усталость, смятение, безумие и обман чувств. Поскольку эта раса, стхайи бхавой которой является родительская любовь, а объектом любви — Кришна в роли сына, доставляет преданным неописуемое блаженство, сведущие люди называют ее главной из рас. Если Кришна проявляет недовольство, это может ослабить прита , или дасья расу, однако к ватсалья расе это не относится, что говорит о ее превосходстве над всеми остальными расами.

Иногда три вида рас — дасья, сакхья и ватсалья — смешиваются друг с другом. Например, в дружеских чувствах Баладевы к Кришне есть оттенок родительской привязанности. К привязанности царя Юдхиштхиры примешивается родительская любовь и дружба, а чувства, которые питает к Кришне Его дед Уграсена, представляет собой смесь служения и родительской любви. Привязанность старших пастухов во Вриндаване — это сочетание родительской любви и дружбы. Привязанность Накулы и Сахадевы, а также мудреца Нарады совмещает в себе дружбу и служение. В привязанности Шивы, Гаруды и Уддхавы также сочетается дружба и служение. Чувства Анируддхи и других внуков Кришны тоже представляют собой смесь нескольких рас. Таким образом, существует много преданных, чьи отношения с Господом не ограничиваются только одной расой. Хотя те, кто утвердился в одной из трех упомянутых рас, считают свою расу самой лучшей, эти расы превосходит мадхура раса. Остальные расы играют по отношению к мадхура расе вспомогательную роль.

 

7.7. Мадхура бхакти раса

 

В этой главе на благо тех, кто способен понять подобные темы, воздается хвала мадхура расе. Ниже приведен соответствующий отрывок из беседы Виджаи и Гуру Гопалы Госвами, взятый из тридцать первой главы «Джайва дхармы». Изучая это повествование с неусыпным вниманием, читатель может сам войти в мадхура расу.

Из всех рас наиболее сложна для понимания именно мадхура раса. В ее превосходстве не может быть никаких сомнений, если учесть, что в ней вечно присутствуют все качества шанта, дасья, сакхья и ватсалья расы, а также в полной мере проявлено все совершенство, которого вышеупомянутым расам недостает. Вместе с тем эта раса лишена привлекательности для стремящихся к освобождению, поскольку садхана этих людей очерствила их сердца. Тем, кого влекут к себе материальные наслаждения, тоже трудно по достоинству оценить нечто полностью отличное от всего, что есть в материальном мире. Поскольку в качественном отношении мадхура раса Враджи не имеет ничего общего с мирскими любовными отношениями, понять ее не так-то просто. Как же может эта чудесная раса быть настолько похожей на материальные отношения мужчины и женщины?

Следует уяснить, что все материальное разнообразие представляет собой лишь отражение разнообразия, существующего в мире духовном. Материальный мир суть отражение духовного мира. Загадочным образом отражение это приобретает совершенно противоположные качества. То, что изначально возвышенно, отражаясь, становится низменным. А то, что изначально низменно, кажется возвышенным. Можно понять, как это происходит, посмотрев на себя в зеркало — части тела отразятся в зеркале в обратном порядке. Высший объект под действием непостижимой энергии отражается в ее тени, иначе говоря, в материальном мире. Это преобразование происходит совершенным образом, и потому качества высшего объекта воспринимаются в материальном мире как их прямая противоположность. Так самая восхитительная раса высшего объекта приобретает противоположные качества, превращаясь в самую отвратительную расу в материальном мире. Раса высшего объекта представляет собой чудесное разнообразие радостных эмоций. Поскольку у этой расы есть в материальном мире некое подобие, обусловленные души думают, что высший объект лишен качеств и не имеет самостоятельного существования, ибо качества и разнообразие — это атрибуты материи. Прийти к подобному заключению нетрудно, если пользоваться мирской логикой. В действительности же высший объект обладает таким качеством, как раса, и ему свойственно непостижимое разнообразие. Разнообразие это находит отражение в материальных расах. Итак, по присущему материальным расам разнообразию можно судить о существовании духовной расы. А все разнообразие духовых рас присутствует в расах материальных.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 325; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!