Глава 14. Социальное обеспечение 7 страница



"...Как таковой, школы, которая готовила бы к заведо­ванию домами трудолюбия и другими благотворительными учреждениями, мы не имеем. Что касается высшей соци-


 


1 См. подробнее: Трудовая помощь. М., 1905. С. 10. 66


1 См. подробнее: Антология социальной работы. Т. 1. С. 60—66.

1 См.: Швиттау Г. Г. Трудовая помощь в России. Пг., 1915. Ч. 1. С. 12—15.


67


альной школы, то она почти оформилась в лице образо­вавшегося уже Юридического факультета Психоневроло­гического института. Факультет действует уже два года. Мне (С. К. Гогель) удалось ввести в учебный план как осо­бую кафедру "Общественное призрение". Если же принять во внимание, что в институте преподаются в широком раз­мере социология, политическая экономия, социальная по­литика и общественная гигиена, и если иметь в виду, что в числепрофессоров числятся Е. В. де Роберти, М. М. Кова­левский и др., то нарождение социальной школы можно, пожалуй, считать свершившимся фактом".

Далее для объединения действий, средств и выработки единства целей был создан "Всероссийский союз учрежде­ний, обществ и деятелей по общественному и частному при­зрению", который 8—13 марта 1910 г. в Петербурге провел Первый Съезд русских деятелей по призрению, наметив­ший планы координации всех усилий по общественному и частному призрению. Всего участников было 300 чел. Съезд наглядно показал, какое громадное значение имеет эта форма общения в целях самообучения и возможности вос­пользоваться опытом отдельных лиц и учреждений. Мате­риалы съезда бесплатно распространялись среди земских и городских управ. Еще более серьезная акция имела место весной 1914 г., когда Министерство внутренних дел органи­зовало и провело Второй Всероссийский съезд по обще­ственному призрению, участники которого, теоретики воп­роса и практические работники, отметили ряд достижений и неудач в деле уменьшения нищеты. По его итогам было выпущено два солидных тома, в которых намечалась стра­тегия борьбы с нищетой и ее возрастным резервуаром — детьми из социальных низов, как составная часть серьезно­го обновления страны. Начавшаяся в том же году империа­листическая война и вслед за ней гражданская оставили все эти планы неосуществленными.


Вопросы для самоконтроля

1. Что входило в "Учреждения императрицы Марии
Федоровны"?

2. Какое участие в благотворительной деятельности
принимала императорская семья?

3. Назовите основную программу деятельности "Импе­
раторского человеколюбивого общества".

4. Назовите общие сведения о благотворительных орга­
низациях к началу XX в.

Литература

1. Антология социальной работы. Т. 1: История социаль­
ной помощи в России. М., 1994.

2. Бадя Л. В. Благотворительность и меценатство в Рос­
сии. М., 1993.

3. Благотворительные учреждения в России. СПб., 1912.

4. Благотворительные учреждения Российской Империи.
Составлен по повелению собственного Его Императорско­
го Величества Канцелярией по учреждению Императрицы
Марии. В 3 т. СПб., 1990.

5. Ильинский Б. Благотворительность в России. СПб.,
1908.

6. Общественная и частная благотворительность в Рос­
сии. СПб., 1912.

7. Холостова Е. И. Генезис социальной работы в России.
М., 1995.


68


Глава 5. Частная благотворительность в России

§ 1. Добрые люди Древней Руси

Никакими методами социологического изучения нельзя вычислить, сколько добра вливала в людские отношения ежедневная молчаливая тысячерукая милостыня, особенно в годы народных бедствий. В 1601 г. при царе Борисе разра­зился небывалый трехлетний голод. Цена хлеба возросла в 30 раз, за 300 лет рубль в России подешевел в 10 раз. Царь скупил хлеб и раздавал голодным. Только в Москве бес­приютных жертв голода со всей Руси проживало 127 тыс. чел. В провинции самоотверженные люди делали все, что­бы спасти народ от голодной смерти. Так, дворянка Устинья Осорьина, потратив все свои деньги, начала менять на хлеб для людей скот, одежду, посуду. Когда уже нечего было продавать, ела хлеб из коры и лебеды вместе с крестьяна­ми. Тысячи таких ульян не дали погибнуть нации. Россия пережила страшные годы.

Федор Михайлович Ртищев (1626—1673) — дворецкий, а затем министр двора царя Алексея Михайловича, вошел в историю как первый начальник Красного креста, им же и устроенного на собственные средства.

Ф. М. Ртищев, один из первых инициаторов научного образования в Москве XVII в., принадлежал к числу круп­нейших государственных деятелей своего времени. Пользу­ясь полным доверием царя и большим уважением придвор­ного общества, Ртищев поставил задачей своей частной жизни служение нуждающемуся человечеству. Он поднял­ся до способности соболезновать людскому несчастью как

70


общему злу и бороться с ним как со своим личным бедстви­ем. Во время польской войны по должности был в тылу армии и видел все ужасы, которые оставляет война. По дорогам подбирал больных, раненых, избитых. Устраивал всем содержание, уход и врачебную помощь, не отказывая в помощи даже пленным врагам. Тайной денежной пособни­цей Ртищева была царица Мария Ильинична. Сам министр страдал тяжелым заболеванием ног, передвигался, превоз­могая боль, но подобное милосердие повторилось и в вой­не со Швецией в 1656 г.

После шведского похода Ртищев составил план обще­ственной благотворительности. Прежде всего установил осо­бый налог на выкуп пленных. Крымские татары в Х*У1 — XVII вв. сделали себе прибыльный промысел, захватывая в набегах тысячи пленных и продавая их в Турцию. Прави­тельство установило тарифы выкупа от 25 до 1000 руб. в зависимости от возраста, пола и происхождения, а также порядок привоза пленных. Государственных денег не хвата­ло. Введенный налог был как бы всенародной милостыней, благодаря которой тысячи людей вернулись в Россию. Бла­готворительная деятельность Ф. М. Ртищева также состоя­ла в том, что он первый в России организовал частный ам­булаторный приют для нуждающихся во временной помо­щи, частную богадельню и больницу для престарелых, ка­лек, слепых и других неизлечимых больных.

Большое место в истории становления частной благо­творительности отводится основателю газеты "Русский ин­валид" П. П. Помиан-Пезаровиусу.

Пауль Вильгельм (Павел Павлович) Помиан-Пезарови-ус родился в 1776 г. Сын лютеранского священника. Окончил Йенский университет, доктор философии. С 1808 г. совет­ник государственной юстиц-коллегии. В 1813 г. после окон­чания войны с Наполеоном Павел Павлович Помиан-Пеза-ровиус решился на издание еженедельной газеты на рус­ском и немецком языках историко-политического содержа­ния, доход от распространения которой должен был помочь

71


самым нуждающимся инвалидам войны 1812 г. 1 февраля 1813 г. вышел первый номер газеты "Русский инвалид". Об­стоятельства издания газеты складывались настолько бла­гоприятно, будто само Провидение взяло ее под свое по- I кровительство. Газету поддержала царская семья, лучшие журналисты и переводчики приняли участие в издании. В поддержку газеты устраивались благотворительные спек­такли, много было частных пожертвований. Постепенно увеличивался капитал в пользу инвалидов (за вычетом сто­имости издания газеты). К 1814 г. инвалидский капитал дос­тиг 300 тыс. руб., а к 1815 г. — 400 тыс. руб. Из этих средств 1200 инвалидов получали постоянное пособие. К 1822 г. ка­питал, увеличенный за счет расширения издания газеты, которая стала ежедневной, достиг 1 млн 32 тыс. руб. Далее Павел Павлович Помиан-Пезаровиус передал редакторство статскому советнику А. Ф. Воейкову, известному перевод­чику и писателю.

Издание газеты "Русский инвалид" возобновлено с 1992 г. Московским городским правлением Всероссийского общества инвалидов. Тираж ежемесячного издания — 30 000 экземпляров. Наряду с историко-художественными и публицистическими разделами в газете широко освещают­ся проблемы медицинской и социальной реабилитации, пуб­ликуются материалы в помощь инвалидам, практические советы.

Яркое место в истории отечественного благотворения принадлежит князю В. Ф. Одоевскому. Это был филантроп в I самом широком смысле этого слова. Ни одно современное благотворительное мероприятие не обходилось без его уча­стия. Все нуждающиеся находили у него самый сердечный отклик и посильную помощь. Он помогал им советом, день­гами, хлопотал, привлекал к участию в их судьбе других людей и другие инстанции. Добрый, гуманный человек, про­никнутый самым искренним желанием принести больше пользы, князь энергично работал над организацией и уст­ройством всякого рода благотворительных учреждений.

72


Предметом особой его заботы были дети. Стараясь облег­чить их судьбу, он стал автором устава Елизаветинской клиники для новорожденных, ему же принадлежала идея организации детских приютов в России, в возможность ко­торой в то время, по его словам, никто не хотел верить и которая имела такие впечатляющие результаты.

Одоевский, бесспорно, был искреннейшим филантро­пом, чуждым всякого фарисейства, каких бы то ни было корыстных расчетов. Он делал добро без всякого акцента на популярность, это просто было какой-то потребностью его души. Он был убежден, что нет человека, который, совершенно того не сознавая, не сделал бы в своей жизни хоть небольшого доброго дела, не принес хоть кадой-ни-будь пользы человечеству1.

Благотворительной деятельности посвятил большую часть своей жизни доктор Федор Петрович Гааз, безвоз­мездно лечивший больных в богадельных домах. Будучи главным врачом московских тюрем, он проводил линию на справедливое, без напрасной жестокости, отношение к ви­новному, деятельное сострадание к несчастному и призре­ние больного.

Фридрих Иосиф (Федор Петрович) Гааз родился 24 ав­густа 1780 г. близ Кельна в многодетной семье. Его дед был доктором медицины, а отец — аптекарем. Все дети в семье получили солидное образование. Фридрих Гааз прослушал курсы философии и математики в Йенском университете, .чатем окончил курс медицинских наук в Вене, где специа­лизировался по глазным болезням. В Вене призванный слу­чайно к заболевшему русскому вельможе Репнину и с ус­пехом его вылечивший, он после уговоров своего благо­дарного пациента отправился с ним вместе в Россию и по­селился с 1802 г. в Москве.

Вскоре энергичный и способный врач приобрел в рус­ской столице большую практику. Его приглашали на кон-

1 См.: Боцяковский В. Ф. Князь В. Ф. Одоевский. СПб., 1899.

73


сультации и в богоугодные заведения Москвы. С разреше­ния губернатора Фридрих Гааз взялся за лечение больных. Успех был огромный и всеми признанный. К этому-то чело­веку и обратился князь Д. В. Голицин, набирая первый со­став комитета попечительства о тюрьмах, и не ошибся. Вскоре Ф. П. Гааз был назначен главным врачом московских тюрем, а с 1830 по 1835 г. являлся секретарем комитета.

Доктор Гааз был убежден, что между преступлением, несчастьем и болезнью есть тесная связь, что трудно отде­лить одно от другого. Поэтому необходимо справедливое, без напрасной жестокости, отношение к виновному. Реаль­ное положение было таково, что за виновным отрицались почти все человеческие права и потребности. Доктор Гааз вступил в открытую борьбу за права осужденных и вел ее всю жизнь. В книге, изданной после его смерти, он обраща­ется к людям: "... торопитесь делать добро!". Эти слова были лозунгом всей его жизни.

В 1832 г. по его ходатайству комитет выхлопотал сред­ства для устройства тюремной больницы на Воробьевых го­рах на 120 мест. Ф. П. Гааз заведовал этой больницей для пересыльных. Доктор Гааз много сделал для улучшения условий содержания заключенных. "Образцом всех безоб­разий" в Москве был губернский тюремный замок, распо­ложенный меж Бутыркой и Тверской, "... где крест на крест коридоры". Условия содержания заключенных были ужаса­ющи. В 1832 г. по инициативе доктора Гааза было хозспосо­бом перестроено северное крыло замка, а позднее заведе­ны мастерские для арестантов (переплетная, столярная, сапожная, портняжная) и школа для арестантских детей. Для взрослых покупались и раздавались книги духовного содержания: святцы, часословы, евангелия. Всего в 1831— 1846 гг. роздано 71 190 азбук и 45 000 книг духовного содер­жания. Снабдить книгой старались каждого арестанта, иду­щего в путь.

В ведении доктора Гааза, назначенного главным врачом московских тюремных больниц, находилась тюремная муж-

74


екая больница на 72 места с двумя филиалами: пересыль­ной тюрьмой и отделением для арестантов при старой Ека­терининской больнице. В тюремных больницах с 1838 по 1854 г. числилось 31 142 чел., в лазарете пересыльной тюрь­мы — 12 673 чел. Благодаря исключительно доктору Гаазу на Покровке в заброшенном доме выросла Полицейская боль­ница для бесприютных, которую в народе окрестили "Газо­вской". В ней было 150 мест. Но население Москвы росло. Увеличивалось и число бесприютных больных, которых часто подбирали прямо на улице. Босоногие бродяги и обо­рванцы находили здесь кров, уход, тепло и помощь. Вско­ре число больных вдвое превысило норму. Генерал-губер­натор князь Щербатов призвал к себе доктора ГааЗа и по­требовал сократить число больных до нормы. Когда все ар­гументы доктора были исчерпаны, он тяжело опустился на колени и заплакал. Губернатор уступил и более не возвра­щался к этой теме. При жизни Гааза в его больнице пере­бывало 30 000 чел., из них выздоровело около 21 000. Боль­ница после излечения бесприютных определяла престаре­лых в богадельни, крестьян отправляли на родину, иного­родним выправляли паспорта, осиротевших детей опреде­ляли в приюты или отдавали на воспитание в семьи.

Подобных примеров благотворительного подвижниче­ства было немало. Идя навстречу устремлениям общества в развитии частной благотворительности, правительство из­дало "Положение относительно пожертвований на устрое­ние заведений для призрения неимущих". По этому доку­менту, на губернаторов возлагалась обязанность определять, достаточны ли пожертвования на устройство и содержание предположенного заведения.

§ 2. Обители милосердия

Представители разных сословий — имущие и бедные — отдавали нуждающимся то, что имели: одни — состояние,

75


другие — силы и время. Это были подвижники, получав­шие удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие. Они ос­тавили нам памятники доброты и милосердия.

Среди них — граф Шереметьев, учредивший в 1803 г. Странноприимный дом на 100 человек и больницу при нем на 50 мест, затратив на это 250 тыс. рублей.

Один из самых богатых и просвещенных людей России конца XIX в., граф Николай Петрович Шереметьев после смерти своей жены, бывшей крепостной актрисы, прев­ращает строящийся дворец в благотворительное заведе­ние — приют для неимущих увечных и больных. Благотво­рительное учреждение под названием Странноприимного дома открылось в 1810 г. Его учредителя, графа Николая Петровича Шереметьева, уже не было в живых, он умер годом раньше. Хотя существование благотворительного уч­реждения было обеспечено соответствующим капиталом, для большей надежности он был передан под управление опекунского совета Воспитательного дома под покровитель­ство императрицы Марии.

В 1817 г. Шереметьевская больница стала клинической базой Медико-хирургической академии.

Рекордсменом среди российских благотворителей были московские купцы братья Солодовниковы. Все свое состоя­ние, включавшее пассаж на Кузнецком мосту, театр на Большой Дмитровке и ценные бумаги общей стоимостью около 20 млн рублей, они завещали на благотворительные цели. Крупнейшие в Москве торговцы мануфактурным то­варом, на принадлежавшей им земле Солодовниковы пост­роили богадельню на 150 мест. Она была открыта в 1865 г. В течение ряда лет это заведение находилось на полном обеспечении жертвователей, а в 1874 г. перешло в ведение Купеческой управы.

В 1893 г. на участке, принадлежавшем солодовниковс-кой богадельне, было начато строительство еще одного дома призрения на 100 человек. Открытие дома состоялось

76


21 января 1896 г. По условиям завещания богадельня была названа именем жертвовательницы московской купчихи Та­тьяны Гурьевны Гурьевой, которая помимо строительства дома выделила еще 200 тыс. рублей в качестве неприкосно­венного фонда для обеспечения содержания богадельни с процентов.

Большую благотворительную деятельность вели пред­ставители многочисленной фамилии -Морозовых. Один из них, — Давид Абрамович Морозов, приходился внуком зна­менитому Савве Васильевичу Морозову, основателю тор­гово-промышленной фирмы "Савва Морозов, сын и К°", вла­девшему землею и ткацкой фабрикой в Ямской слободе. Пос­ле смерти Саввы Васильевича его состояние поделили меж­ду собой Тимофей Саввович и два внука: Абрам и Давид Абрамовичи. В 1887 г., будучи в преклонном возрасте, Да­вид Абрамович подал в купеческую управу заявление о намерении пожертвовать свой участок земли и вдобавок пол­миллиона рублей на устройство благотворительного заве­дения его имени. 200 тыс. предназначалось на строитель­ство здания и 300 тыс. -— на содержание заведения с про­центов. Первоначально предполагалось учредить в одном здании богадельню и детский приют. В 1891 г. богадельня была открыта. В нее принимались бедные престарелые и лишившиеся по болезни возможности к труду лица обоего пола всех сословий.

Что касается вопроса открытия детского приюта, то он приобрел иной оборот. В 1892 г. Д. А. Морозов обратился в совет богадельни и к старшине купеческого сословия с пространным письмом, в котором обосновал нецелесообраз­ность совместного призрения детей и престарелых. Он пи­сал:

"Согласно высочайше утвержденного в 27 день июня 1888 года устава учрежденной мною богадельни с сиротским отделением, устроив дом с единоверческой в нем церковью, я передал его в собственность Московского купеческого общества и внес ему для обеспечения содержания учреж-

. 77


дений обусловленный капитал в 300 000 рублей. В настоя­щее время призреваемых обоего пола в богадельне нахо­дится 122 человека; что же касается сиротского отделе­ния, то прежде его открытия я счел необходимым изу­чить, в какой степени и возможно ли слияние богадельни престарелых с отделением для малолетних сирот в одном здании и этаже, с одним общим коридором, причем убедил­ся в полной невозможности осуществить открытие сиротс­кого отделения при существующих условиях по следую­щим причинам. В воспитательном значении особенно важ­ное основание представляет нецелесообразность совмест­ного сожительства потому, что, принимая заботу о детях, должно памятовать, что эта забота состоит не только в физическом их воспитании, но и в развитии их характеров и нравственности, а это составляет одну из самых трудных задач при совместной жизни старцев и подрастающего по­коления, совместное сожительство отживающих стариков с подрастающими детьми дурно влияет на физическое раз- I витие последних, между тем самое важное для педагогии < имеет то, чтобы прежде всего оградить слабый детский организм от дурно влияющих условий, каковы обязатель- ] но должны существовать при тесной связи малолетнего ] отделения с богадельней. Присущий малолетним отделени- I ям воздух все современные устройства очищать бессиль- 1 ны, а чистый воздух в жизни развивающегося организма I составляет необходимую принадлежность, и малейшая при- | чина, изменяющая его состав и доброкачественность, ведет к дурным последствиям в деле физического развития. Кро- I ме этого, угасающая жизнь стариков производит дурное | влияние на детей, оставляя неизгладимые впечатления на | их характеры, причем совместная жизнь делает детей вя- 1 лыми, лишает их необходимой резвости, и ребенок стано-витсяв необходимость казаться взрослым, что представ- | ляет собой явление нежелательное и диаметрально про- | тивоположное взглядам педагогии. Неудобство совместнос­ти детей со стариками неизбежно водворяет не меньшие


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!