Глава 14. Социальное обеспечение 4 страница



Великий князь киевский Владимир Креститель уста­вом 996 г. вменил в обязанность духовенству заниматься об­щественным призрением, определив десятину на содержа­ние монастырей, богаделен и больниц. На протяжении мно­гих веков церковь и монастыри оставались средоточением социальной помощи сирым, убогим, увечным и больным. Монастыри содержали богадельни, больницы, детские при­юты.

34


В X—XIII вв. церковная практика помощи развивалась не только через монастыри, но и через приходы (так назы­ваемая приходская помощь).

В отличие от монастырской приходская помощь была более открытой. В ней сосредоточивалась вся общинная, гражданская и церковная жизнь. Деятельность приходов не ограничивается только оказанием помощи калекам, увеч­ным, нищим, они осуществляют самую разнообразную под­держку от материальных вспомоществований до воспита­ния и перевоспитания.

Приход также являлся территориальной, администра­тивной и податной единицей. Памятники древней письмен­ности свидетельствуют о том, что почти в каждом „из при­ходов церкви существовали богадельни.

К особо значимым формам приходской благотворитель­ности можно отнести ссуды из церковной казны денег, хле­ба, семян. Ссуды выдавались отдельным лицам, а также обществу, часто под залог имущества.

На Севере и в Сибири церковная казна играла роль народных благотворительных банков. Особо необходимо от­метить значение приходов в насаждении грамотности и в защите слабых от сильных (особенно женщин от тиранов-мужей). Для детского призрения при богадельнях устраи­вались приюты для подкидышей и сирот.

Таким образом, по сути приходская благотворитель­ность была не церковной, а гражданской, т. е. преследовала не только религиозные цели — спасение душ прихожан, но и цели социальной поддержки и помощи нуждающимся.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные формы княжеской благотворитель­
ности на Руси.

2. Каково влияние христианства на развитие благотво­
рительности в Древнерусском государстве?

35


3. В чем заключалась особенность монастырско-церков-ных форм призрения?


Литература

1. Антология социальной работы. Т. I: История социаль­
ной помощи в России. М., 1994.

2. Благотворительность вчера и сегодня. М., 1994. •

3. Исторический очерк социальной работы в России /
Под ред. Л. В. Бадя. М., 1994.

4. Максимов Е. Историко-статистический очерк благо­
творительности и общественного призрения в России. СПб.,
1894.

5. Некоторые сведения по истории социальной помощи
в России и в Ивановском крае. Иваново, 1997.

6. Фирсов М. В. Социальная работа в России: теория,
история, общественная практика. М., 1996.

7. Холостова Е. И. Генезис социальной работы в России.
М., 1995.


Глава 3. Государственное призрение

в России: становление и развитие

(вторая половина XVII — первая

половина XIX в.)

§ 1. Начальный этап

становления системы

государственного призрения

Сосредоточение дела призрения в государственных уч­реждениях началось после воцарения династии Романовых в 1613 г. Был учрежден Аптекарский Приказ, а с 1670 г. при царе Алексее Михайловиче (1645—1676) — Приказ строе­ния богаделен. Но эта мера, по-видимому, была вызвана не решением осуществить какую-нибудь систему обществен­ного призрения, а только усилением благотворительной деятельности как самого царя Алексея Михайловича, так и ближайших к нему лиц. Но уже в этот период времени появляется необходимость перехода к системе обществен­ного призрения. При этом ясней начинает обозначаться и сама система общественного призрения, в задачи которой входит не только милостыня бедным, но и предоставление трудоспособным нуждающимся заработка, а позднее даже и наказания за тунеядство.

Земский сбор 1681 г. (царствование Федора Алексееви­ча) побуждает правительство подготовить в 1682 г. особый акт, открывающий новые взгляды на общественное при­зрение. Но, по-видимому, смерть Федора Алексеевича за­тормозила действие этого акта.

37


С приходом к власти Петра I и Ивана V, в период их совместного правления в 1682 г., при регентстве Софьи, мероприятия по искоренению нищенства и призрения вновь приобретают актуальность.

Указ от 30 ноября 1691 г. подтверждает, что "известно им Великим Государям, что на Москве гулящие люди, под­вязав руки, также и ноги, а иные глаза завеся и зажмуря, будто слепы и хромы, притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы". Ввиду этого указ рекомендует "тех людей имать и расспра­шивать... и по распростным речам ссылать посадских людей в те же посады, из коих они пришли, а дворцовых кресть­ян в дворцовые волости, а помещиковых и вотчинниковых отдавать помещикам и вотчинникам, а буде те люди с сего Великих Государей указу впредь объявятся в Москве, в том же нищенском образе и в притворном лукавстве, и тем за то притворное лукавство учинить жестокое наказание, бить кнутом и ссылать в дальние Сибирские города". При­менялся этот указ, по-видимому, слабо, потому что через три года правительство снова подтверждает его* и распрос­траняет на лиц духовного звания — "безместных чернецов и черниц, попов и дьяконов", бродивших в Москве; их так­же велено "имать и приводить в Стрелецкий Приказ", а из него отсылать "в Патриарший Приказ, чтобы отнюдь чер­нецы и черницы и безместные попы и дьяконы по улицам нигде не бродили и по кабакам не водились". Этим, соб­ственно, и ограничиваются мероприятия против нищенства во время совместного царствования Иоанна и Петра. Даль­нейшее развитие их в более или менее полную систему, получающую во многих частях своих практическое осуще­ствление, относится уже ко второй половине единолично­го царствования Императора Петра I. Идея общественного призрения, как отрасли государственного управления, едва зародившаяся в начале царского периода нашей истории, назрела к концу его и требовала, по условиям времени, практического применения. Очень важно выяснить, в ка-

38


ком отношении находилась она к благотворительности, этой древнейшей форме общественного попечения.

Из изложенного очевидно, что общественное призре­ние как отрасль государственного управления не отрицает благотворительность как проявление известного религиоз­ного или морального настроения. Напротив того, призна­вая законность ее, видит в ней важнейший источник средств для призрения. При этом новое направление в обществен­ном попечении о бедных стремится урегулировать и напра­вить благотворительность, привести ее в известный поря­док и более или менее подчинить ее государственным ин­тересам, однако пока еще без всякого стеснения и насилия над благотворителями. Государство еще не налагает обя­занностей на общество, не обязывает его различать нищен­ствующих, выделять из них порочных ленивцев и прини­мать по отношению к каждой отдельной категории нужда­ющихся определенные меры попечения. Эти обязанности оно склонно принять на себя и свои органы и позаботиться уст­ранением злоупотреблений нищенством; частные же бла­готворители могут по-прежнему подавать милостыню по своему усмотрению всем тем, кому правительство разре­шит нищенствовать. Но помощь в закрытых заведениях, очевидно, предпочитается обязательной раздаче пособий, и благотворители приглашаются направлять свои пожерт­вования в богадельни, госпитали, школы. К концу царского периода нашей истории зарождается новая мысль, по ко­торой помощь общества в деле призрения должна быть не только добровольной, факультативной, но и обязательной. Приведенный выше указ Федора Алексеевича ставит уже вопрос об обязательном участии в призрении монастырей, помещиков, крестьян и т. п. Однако разрешение этих воп­росов переходит уже к следующему историческому перио­ду, когда идея общественного призрения как дела государ­ственного получает крайнее развитие и подавляет частную благотворительность.

39


§ 2. Развитие мер общественного призрения

в определенную систему и усиление

государственного участия в ней

Развитие мер общественного призрения в определен­ную систему принадлежит уже Императору Петру Вели­кому. Систематизируя обширный ряд узаконений и распо­ряжений его, нельзя не видеть, что им были затронуты все важнейшие и, так сказать, основные вопросы призре­ния. Он подробно останавливается на необходимости разли­чать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с этой нуждой. Он указывает на пре­дупреждение нищеты как на лучший способ борьбы с ней; выделяет из нуждающихся работоспособных, профессио­нальных нищих и др. категории их. Он принимает реши­тельные меры к урегулированию частной благотворитель­ности, определяет организованную помощь общества, ус­танавливает органы призрения и необходимые для разви­тия дела средства. Таким образом, применяемые им меры составляют уже не ряд разрозненных и не связанных меж­ду собой попыток, а цельную систему, отличающуюся из­вестной выдержанностью и последовательностью.

Обращаясь к отдельным мероприятиям Петра Велико­го, отметим наиболее крутые из них.

Заботясь "о пристройстве" истинно нуждающихся, Император в 1700 г. пишет о постройке по всем губерниям богаделен для старых и увечных, кои работать не могут, и о необходимости "старым зело и увечным кормовщикам, также и вдовам старым давать кормовых денег до их смер­ти, да недорослям малым до указной меры в полы прежних их окладов, а молодым и здоровым кормовых денег не да­вать и от кормовых денег им отказать". В 1706 г. митрополи­том Иовом основан близ Новгорода первый в России приют для "зазорных" (незаконнорожденных) детей. Император, очень сочувствовавший такому учреждению, немедленно определил на содержание его доходы с нескольких монас-

40


тырских вотчин. Позже он повелел учредить в городах гос­питали для незаконнорожденных, а затем и общие сиротс­кие дома от магистратов. Затем в 1710 г., ввиду злоупот­реблений в пользовании богадельнями, великий преобразо­ватель России предписывал произвести разбор и выселить из богаделен тех из них, которые имеют жен и детей и знают промыслы. В 1712 г. Петр снова настаивает на приня­тии энергичных мер по призрению.'Он требует повсемест­ного в губерниях устройства госпиталей "для увечных и самых престарелых, не имеющих возможности снискивать пропитание трудами", а городским магистратам вменяет в обязанность изыскивать меры для оказания помощи и посо­бия бедным и заботиться о предупреждении нищеты. Не видя особой ревности в исполнении этого, Петр вторично приказывает в 1715 г. строить в Москве в церковных огра­дах каменные госпитали, а в других городах деревянные и "объявить указ, чтобы зазорных младенцев в непристой­ные места не отметывали, но приносили бы к вышеозна­ченным гошпиталям и клали тайно в окно чрез какое зак­рытие, дабы приносимых лиц не было видно". За умерщв­ление же незаконнорожденных Государь грозил смертной казнью. При этом постановлялось, что когда принятые в госпитали дети вырастут, "то мальчиков отдавали бы в уче­ние к какому-нибудь мастеру, а девочек помещали к кому-нибудь в услужение и, конечно, если представлялся слу­чай, выдавали замуж. Если впоследствии они подвергались болезням или увечью или впадали в помешательство, то могли возвращаться в эти приюты, как в родительские дома". Число принимаемых младенцев чрезвычайно возрастало, так что в 1724 г. в одной Московской губернской канцеля­рии их находилось уже 865 человек в возрасте не свыше 8 лет. На них расходовалось 4731 руб. Кормлением грудных младенцев занимались 218 кормилиц, которые, за отсут­ствием госпиталей, помещались в разных местах. В это же время в Москве насчитывали 90 богаделен мужских и жен­ских; в них состояло 4000 нищих, в числе которых сильно

41


преобладали женщины. На жалованье этим нищим выходи­ло 12 000 руб. в год; но кроме них в богадельнях прожива­ло без жалованья 207 прибылых нищих. Вероятно, под вли­янием такого переполнения по отношению к безродным де­тям состоялось распоряжение, чтобы их раздавать на вос­питание с вечным за воспитателями укреплением, а дос­тигших 10 лет — определять в матросы. В других указах (1713—1719 гг.) обращается внимание полиции на монахов и нищих, которые являются в Москву, чтобы нищенство­вать. Всех их предписывалось забирать и приводить в Мо­настырский Приказ. Разновременно великий преобразова­тель России обращал большое внимание и на призрение военных чинов. По отношению к ним были изданы распоря­жения в 1716, 1722, 1724 гг. и некоторые другие. По отно­шению к нищим, способным к труду, Петр I постоянно под­тверждал, что их нужно привлечь к работе, а больных и увечных помещать в богадельни. Следуя европейским при­мерам, он усиливает наказания для здоровых нищих: пер­вый раз пойманных "бить нещадно батожьем и отдавать или отсылать по прежнему указу, в прежние их места, где они жили, хозяевам их с распискою, и приказать тем, кому они отданы будут, дабы за ними накрепко смотрели, чтобы они, бродя по улицам и по рядам, милостыни не просили, а кормили бы их те, чьи они есть, помещики и вотчинники и прочие хозяева всяких чинов, как духовных, так и мирских, а дворцовых крестьян старосты и сотские, сбирая на тех бедных на хлеб и на одежду с обывателей тех сел и деревень. А за то прокормление, кроме престарелых и увечных, доставляли бы их, что потребно себе рабо­тать, дабы они не даром хлеб ели. А буде такие в другой раз или в третий пойманы будут, и таких бить на площади кнутом, посылать в каторжную работу, а баб в шпингауз (прядильный дом), а ребят, бив батоги, посылать на сукон­ный двор и к прочим мануфактурам, а на помещиках и на хозяевах и на властях, также на старостах и на прикащи-ках брать штрафу за каждого человека за неусмотрение по пяти рублей".

42


В инструкции (1719 г.) земским фискалам поручалось разыскивать в губерниях "какие беглые, гулящие подозри­тельные и другие подобные оным бездельные люди, кото­рые уезду токмо больше ко вреду и к тягости, не велик пользе и к приращению происходят, понеже такие люди всякие злодейства татьбою, разбоем и воровством могут чинить, и о том земский фискал немедленно губернатору и воеводе имеет подать ведомость, дабы такие люди пойма­ны и по уложениям и уставам наказаны или к изгнанию их из губерний и из провинций учреждение могло быть учи­нено". В регламенте духовной коллегии Петр взывает к ра­зуму исполнителей его предначертаний. "Разсуди всяк,— говорит он,— сколько тысящ в России обретается ленивых таковых прошаков, толикож тысящ не делают хлеба, и по­тому нет от них приходу хлебного, а обаче нахальством и лукавым смирением чужие труды поедают и потому вели­кий хлеба расход вотще. Хватать бы таковых всюду и к делам общим приставлять". Далее регламент указывает на то, что эти "прошаки" отымают хлеб от действительно нуж­дающихся и спрашивает: "И кто вкратце исчислит вред, от таковых бездельников деемый? По дорогам, где угодно водят, разбивают; зажигатели суть на шпионство от бун­товщиков и изменников подряжаются; клевещут на влас­тей высоких, и самую власть верховную зло обносят, и простой народ к презорству властей преклоняют. Сами же никаких христианских должностей касаются; в церковь вхо­дить не свое дело быти помышляют, только б им пред церковью непрестанно вопить. И что еще веру превосхо­дит бессовестие и бесчеловечие оных: младенцам своим очи ослепляют, руки скорчивают и иные члены развращают, чтоб были прямые нищие и милосердия достойные. Воис­тину нет беззаконнейшего чина людей".

Останавливаясь на закрытых заведениях, Петр Вели­кий описывает значение каждого типа их: "Смирительным домам надлежит быть ради таких людей, которые суть не­потребного жития и невоздержанного, яко сыновья непос-

43


лушны и от злого жития не престанут и ни к чему доброму склонны не будут, подобно ж которые и. совершенного воз­раста впадут в непотребное житие, учнут имение расто­чать, домы разорять и прочие непотребности чинить, та-кожде и рабы непотребные, которых уже никто в службу не приемлет; еще же ленивые, здоровые нищие и гуляки, которые, не хотя трудитися о своем пропитании, едят хлеб вотще, и прочие сим подобные, то таковых всех надлежит сажать в смирительные домы, кто на какое время по злым его поступкам будет достоин, и посылать их на работы, чем бы они могли пропитание свое заработать, чтоб никог­да праздны не были. А прядильные домы для непотребного ж и неистового женского пола, которых должно наказы­вать таким же образом. А гошпиталям быть ради призре­ния сирых, убогих, больных и увечных и для самых пре­старелых людей обоего полу". Говоря далее о Западной Европе, Государь указывал, что "кроме гошпитали есть в тамошних больших и златных городах особливо сиротские домы, в которых определенное число убогих и после роди­телей оставшиеся дети содержатся и воспитаны бывают, такоже и другие есть домы, в которых от разных болезней бедных людей лечат и в призрении имеют".

Все эти узаконения Петра Великого, в большей части своей, направлены к тому, чтобы создать сознательное от­ношение к нищенствующим, стремление различать их по нуждам и по причинам нищеты и установить, в зависимос­ти от этих причин, способы и виды призрения. Поэтому не­обходимо, прежде всего, выяснить как количество, так и разряды нуждающихся. И вот, в этих целях, Император предписывает произвести переписи всех бедных. <...>

Относя призрение бедных к обязанностям общества, Петр Великий относился отрицательно к древнейшей фор­ме благотворительности — к безразборчивой милостыне. В ней он видел зло, с которым нужно бороться. Говоря о том, что здравые и ленивые "прошаки Богу противны суть", Император добавляет, что "аще кто снабдевает оных, и

44


той есть яко помощник, тако и участник оных же греха, и что-либо на такую щетную милостыни издерживает, все то вотще ему, а не в пользу духовную. Но из такой дурной милостыни еще и отечеству, яко же рехом, великий вред деется, от сего бо в первых скудость и дорог бывает хле­ба". Прямым следствием такого воззрения было воспреще­ние раздавать милостыню отдельным категориям нуждаю­щихся, но не заслуживающих помо'щи. Государь распоря­дился, "буде которые люди станут таким нищим милосты­ню подавать", то приводить их в Монастырский Приказ и "имать на них штрафу, первой по 5, другой по 10 рублей". Лицам, желающим оказать милостыню, рекомендовалось отсылать ее в богадельни. При этом воспрещалось даже, под опасением штрафа, давать пристанище профессиональ­ным нищим.

В заключение обзора мероприятий Петра Великого в области общественного призрения необходимо отметить, что, внося в него так много нового, он не мог не сознавать крайней необходимости новых источников средств на при­зрение. Без этих источников невозможна была реформа при­зрения, а потому при нем: 1) вдвое против прежнего был увеличен сбор венечных денег за венечные памяти со всех вступающих в брак; 2) воспрещена вольная продажа воско­вых свечей и предоставлена исключительно церквам ("по­неже церковные имения нищих имения суть"); 3) установ­лен вычет из жалованья у всяких чинов людей, "кроме сол­дат, по одной копейке с рубля на содержание госпиталей"; 4) введено в монастырях обучение монахинь рукоделиям и ремеслам с целью обращения вырученных за эти работы денег "на общую монастырскую пользу, а не на собствен­ные свои потребы"; 5) сбор доброхотных подаяний в церк­вах в два кошелька, из которых один предназначен был на покупку церковных потреб, а другой — на госпиталь, и 6) штрафные деньги с раскольников установлено обращать на богоугодные дела. Как ни незначительны в общем были средства, получавшиеся от этих источников, но сам факт


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 277; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!