Назовите имена представителей плюралистической концепции, акцентировавших неповторимость, обособленность культур, цивилизаций, культурно-исторических типов.



прагматизм Уильяма Джеймса, философия науки Карла Поппера и, особенно, теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейерабенда).

 

12/10. Вспомните теорию культурно-исторических типов. Какие типы дифференцировал Николай Данилевский?

Какие четыре вида деятельности признаёт Данилевский в качестве основ («корней») культурно-исторического типа?

Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемые отдельным языком или группой языков... составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.

Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью.

Закон 3. Начало цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций.

Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, - когда они не будучи поглощены одним политическим целям, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств.

Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов ближе всего уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения - относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.

Какие три категории народов различал Данилевский?

-народы - творцы культур;

- народы - разрушители, могильщики цивилизаций (например, гунны, монголы, турки-османы).

- пассивные народы (этнографические) - медленно строят свою культуру и выступают инструментом для народов - творцов.

 

12/11. Перечислите основные современные подходы к пониманию истории, исходящие из единства мировой истории и из признания социального прогресса.

12/12. Трактовки цивилизации различаются по широте. Перечислим их в направлении от предельно широкой к наиболее узкой.

1. Понятие родовое по отношению к понятию человечества (есть и внеземные цивилизации).

2. Планетарное сообщество в целом, человечество.

3. Конкретно-исторический тип общества (“Античная Греция”).

4. Ступень развития, наступившая вслед за варварством и дикостью и продолжающаяся по сей день. Начало цивилизации ознаменовалось ускорением темпов развития, появлениемгородов, государства, ремесел, письменности…

5. Общество «разума», стартовавшее в XVIII в. (Франция, Англия). Оно характеризуется непрерывным прогрессом в сферах политики, науки, техники, искусства, права, морали,религии, культуры, экономики, а также непрерывным вовлечением в мировую историю всёновых стран и народов.

6. Продукт, элемент или аспект культуры (например, в учении Шпенглера цивилизация – это заключительная фаза жизни какой-либо культуры).

Раскройте сутьи спектр этих характеристик.

Сущность цивилизационного подхода к обществу, к истории заключается в том, чтообщество рассматривается сквозь призму цивилизационных характеристик.

12/13. Общественно-экономическая формация – это тип общества, складывающийся на основе (чего?)

Какие формации обычно упоминаются?

первобытнообщинная рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Что лежит в основе процесса движения от одной формации к другой, лежит в основе исторического развития?

Согласно терминологии Фурье общество проходит периоды «райской первобытности », дикости , варварства , цивилизации и приближается к высшему строю – к Гармонии.

Что необходимо предпринять, с точки зрения сторонников формационного подхода,чтобы решить главные проблемы современного общества, искоренить социальный антагонизм?

-Предотвращение мировой войны

-Преодоление экономического и культурного неравенства между народами населяющими индустриально развитые страны Запада и Востока и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки;

-Преодоление кризисного состояния взаимодействия человечества и природы, которое характеризуется катастрофическими последствиями в виде беспрецедентного загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов.

-Снижение темпов роста народонаселения в развивающихся странах и преодоление демографического кризиса в развитых капиталистических странах;


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!