Тема 3. Основные исторические этапы
И направления развития современной психологии
Зарождение психологического знания в трудах античных мыслителей (Сократа, Платона, Диогена Лаэртского). Создание Аристотелем первого систематического философского учения о душе (развитие идеи о трехчастном строении души). Психологическое знание в эпоху средневековья: христианская психология, основанная на принципах христианской антропологии; понимание человека как единства духа, души и тела. Состав и уровни внутреннего мира человека в христианской психологии, её сотериологическая направленность. Развитие в христианской психологии античной идеи о трехчастном строении души и аристотелевского учения о разумной душе.
Развитие психологического знания в эпоху Нового времени. Учение Р. Декарта о рефлексии как основа возникновения предмета научной психологии и методов её исследования. Дуализм Декарта и разграничение им естественной природы психики и божественной природы сознания и мышления; отделение научного познания психологии человека от её постижения в других формах культуры (философии, искусстве, религии). Развитие психологии сознания в немецкой классической философии. Представление человека как сознательной, рационально мыслящей, волевой личности. Учение И. Канта о единстве трансцендентальной апперцепции. Учение Й.Г. Фихте о человеческом «Я». Учение В.Ф. Гегеля о сознании и самосознании. Понимание психологии человека как внутренней жизни его души и духа.
|
|
Возникновение экспериментальной психологии (исследования В. Вундта). Изучение влияния социальных и деятельностных факторов на поведение человека. Зарождение бихевиоризма как психологии поведения (Дж. Уотсон, Э. Толмен). Объяснение поведения по принципу «стимулреакция»; преувеличение роли стимуляции поведения и недооценка мотивации.
Изучение роли целостного образа (жизненных убеждений, мировоззрения, ценностей) в психологии человека и возникновение гештальтпсихологии как отрасли экспериментальной психологии.
Развитие идеи цельного представления о внутреннем мире человека как единства рационального и иррационального, сознательного и бессознательного, разумного и стихийного начал в психологии бессознательного. Учение З. Фрейда о бессознательном, создание психоанализа как метода исследования укоренённости душевных болезней в сфере неудовлетворенных инстинктов. Раскрытие роли бессознательного в проявлении защитных мотивов человека, оправдывающих его самооценку. Преувеличение роли инстинктов в психологии человека; биологизация природы человека, неоправданный перенос свойств психики душевнобольных на психологию здоровых людей порождает острую критику фрейдизма даже среди учеников Фрейда.
|
|
Возникновение гуманистической психологии как антитезы психологии бессознательного (А. Маслоу, К. Роджерс). Самосознание человека, его «Я-концепция» как основа психологии человека. Стремление человека к развитию своей индивидуальности, к самоутверждению и самореализации в индивидуальном творчестве, поиск своего призвания – основные идеи гуманистической психологии. В то же время данная психология успеха, счастья, самоудовлетворенности – это психология индивидуализма, замыкающая человека в его персоне. В качестве реакции на ограниченность данного направления возникает трансперсональная психология, ориентированная на учет всей полноты условий существования человека: объективной реальности, субъективной реальности и мистической, непостижимой реальности, с которыми связан поиск человеком смысла его существования, т.е. своего жизненного логоса. Именно эта идея легла в основу создания В. Франклом (в сер. 20-х) нового направления в психологии – логотерапии (логос – смысл, терапия – лечение, исцеление). Данное направление обращено к проблеме утраты смысла жизни, часто приводящей к суициду; в нем разрабатывается учение о ценностной направленности бытия человека и духовно-нравственных основах открытия человеком своей ценностно-смысловой ориентации, которое невозможно вне религиозного опыта
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!