Демократические тенденции в развитии русского литературного языка. Особенности языка «Повести о Фроле Скобееве».
Культура 17 века начинает разделяться на придворную и демократическую.
Растущему расслоению русского общества в XVII в. соответствовало и расслоение культуры. На одном ее полюсе возникают придворная поэзия и придворный театр, ориентированные на европейское барокко, на другом появляется оппозиционная идеологически и эстетически письменность городского плебса. Эту анонимную и близкую к фольклору посадскую струю принято обозначать термином «демократическая сатира». (сатира всегда нечто отрицает, всегда обличает лица, институты, явления) Эти произведения написаны и прозой, часто ритмизованной, и раёшным стихом. Они тесно связаны с фольклором и по своей художественной специфике, и по способу бытования. Памятники, относимые к демократической сатире, в основном анонимны, но можно предположить что их авторами в основном были представители низшего духовенства. Их тексты подвижны, вариативны, т. е. имеют много вариантов. Их сюжеты известны большей частью как в письменности, так и в устной традиции
Основные темы демократической сатиры:
- «отношения» крестьян и феодалов;
- несправедливый и продажный суд;
- социальное неравенство;
- безнравственная жизнь монашества и духовенства (их лицемерие, ханжество и корыстолюбие); - "государственная система" спаивания народа через "царев кабак" (запрет людям производить самостоятельно пиво и вино)
Основные формы:
|
|
- жалоба («Калязинская челобитная»)
- повесть («Повесть о Фоме и Ереме», «Повесть о Ерше Ершовиче..», «Повесть о Карпе Сутулове»)
- Фацеции (потешки, анекдоты)
- пародии на священные тексты (молитвы, службы - «Служба кабаку», хождения в рай – «Повесть о бражнике»)
+ новая форма – плутовской роман - «Повесть о Фроле Скобееве»
Худородный дворянин, вынужденный добывать средства к существованию частной канцелярской практикой "ябедника" (ходатая по делам), Фролка Скобеев делает девизом своей жизни "фортуну и карьеру". Повесть является типичной плутовской новеллой. Она отразила начало процесса слияния бояр-вотчинников и служилого дворянства в единое дворянское сословие, процесс возвышения новой знати из дьяков и подьячих, Резкому сатирическому осмеянию подвергнуты в повести боярская гордость и спесьДобиваясь поставленной цели, Фрол Скобеев не надеется ни на бога, ни на дьявола, а только на свою энергию, ум и житейский практицизм. Религиозные мотивы занимают в повести довольно скромное место. Поступки человека определяются не волею божества, беса, а его личными качествами и сообразуются с теми обстоятельствами, в которых этот человек действует.Примечателен в повести также образ Аннушки. Она заявляет о своих правах выбирать себе суженого, смело нарушает традиции, активно участвует в организации побега из родительского дома; легко соглашается на притворство и обман, чтобы вновь вернуть благосклонность одураченных отца и матери.
|
|
Таким образом, судьба героев повести отражает характерные общественные и бытовые явления конца XVII в.: зарождение новой знати и разрушение традиционного бытового уклада.
втор "Повести о Фроле Скобееве", очевидно, подьячий, мечтающий, подобно своему герою, выйти "в люди", достигнуть прочного материального и общественного положения. Об этом свидетельствует стиль повести, пересыпанный канцеляризмами: "иметь место жительства", "возыметь обязательное любление к оной Аннушке" и т. п. Эти обороты перемежаются с архаическими выражениями книжного стиля и просторечиями, особенно в речах героев, а также варваризмами, широко хлынувшими в это время в литературный и разговорный язык ("квартера", "корета", "банкет", "персона" и т. п.).
Автор хорошо владеет мастерством непосредственного свободного рассказа. И. С. Тургенев высоко оценил повесть, назвав ее "чрезвычайно замечательной вещью". "Все лица превосходны, и наивность слога трогательна",- писал он.
Впоследствии повесть привлекала к себе внимание писателей XVIII и XIX вв.: Новикова, Карамзина
Вопрос № 28
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 812; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!