Личность как иерархия мотивов и смыслов деятельности (школа А.Н. Леонтьева и современное ее развитие)



Концепция А. Н. Леонтьева (теория деятельности)

Предмет - личность как иерархия деятельностей, за которой стоят соподчиненные мотивы

Основные задачи:

· Исследовать роль деятельности в функционировании и развитии личности;

· Исследовать личностные структуры с точки зрения их формирования в деятельности. Личность - в теории деятельности - это внутренний момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности.

Теория деятельности, рассматривающая личность в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности. Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в деятельности, исследуемой в ее филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном аспектах. Генетически исходной является внешняя, предметная, чувственно-практическая деятельность, от которой производны все виды внутренней психической деятельности индивида. Обе эти формы имеют общественно-историческое происхождение и принципиально общее строение. Конституирующей характеристикой деятельности является предметность. Первоначально деятельность детерминируется предметом, а затем она опосредуется и регулируется его образом как своим субъективным продуктом. Взаимно превращающимися единицами деятельности считается потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые с ними деятельность <=> действия <=> операции. Под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Мотив и предмет должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него смысла.

В теории деятельности введено понятие «мотива-цели», т. е. осознанного мотива, выступающего в роли «общей цели» и «зоны целей», выделение которой и зависит от мотива либо конкретной цели, а процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием.

Личность впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделенный природными свойствами и способностями, а личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений.

Деятельность - Предмет рассмотрения в теории деятельности - целостная деятельность субъекта как органическая система во всех ее формах и видах.

Становление личности - это становление личностных смыслов.

Единицы деятельности - считается потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые с ними деятельность <=> действия <=> операции. Действие - под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой.

Мотив - опредмеченная потребность.

Ведущая деятельность - имеет ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств детской личности.

Основания для типологии личности - в теории деятельности предлагается использовать следующие основания при создании типологии личности: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру.

Первое рождение личности - происходит, когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчинение его действий.

Второе рождение личности - происходит, когда возникает его сознательная личность.

Сознательное и бессознательное в личности: психология установки (школа Д.Н. Узнадзе), психодинамические теории личности, когнитивное бессознательное.

 

Вообще существует вопрос сознательного и бессозн. Этот вопрос впервые поднял Фрейд.

Установка — психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Явление открыто немецким психологом Л. Ланге (L. Lange, 1888); общепсихологическая теория установки на основе многочисленных экспериментальных исследований разработана Д. Н. Узнадзе и его школой (1956). Наиболее полно этапы формирования установки раскрыты на базе понятия контрастная иллюзия. Наряду с неосознаваемыми простейшими установками выделяют более сложные социальные установки, ценностные ориентации личности и т. п.

Тесно связана с понятиями Бессознательное и Неосознаваемое.

Теория установки Узнадзе зародилась и развивалась как теория, описывающая одну из форм неосознаваемой нервной деятельности.

Установка имеет трехчастную структуру : 1)аффективный компонент (чувственный образ)2)поведенческий компонент (действия по отношению к предмету оценивания )3)когнитивный компонент . Ученики Д. Н. Узнадзе Т. Т. Иосебадзе, Т. Ш. Иосебадзе характеризуют установку как «конкретное состояние целостного субъекта, его модус, определенную психофизиологическую организацию, его модификацию в той или иной конкретной ситуации, готовность к совершению определенной деятельности, направленность на удовлетворение актуальной потребности. Являясь отражением субъективного (внутреннего) и объективного (внешнего), а также будучи целостным состоянием субъекта, установка предстает в качестве опосредствованного звена, „принципа связи“ как между отдельными его состояниями, функциями, элементами (в интрасубъектной сфере), так и между этими последними (или же целостным субъектом) и транссубъектной реальностью. Установка содержит не только „каузальный“ (побуждение к деятельности, потребность), но и „целеподобный“ момент в виде общей проспективной неразвернутой модели будущей деятельности, своеобразно отражающей ее конечный результат. Следовательно, установка как модификация целостного индивида, определяемая субъективным (внутренним — актуальная потребность, прошлый опыт, в его широком понимании, особенности данного индивида) и объективным (внешним — конкретная ситуация) факторами, отражает не только настоящее и прошлое, но и будущее.» Несколько более четкую позицию в данном вопросе занимает Чхартишвилли, разделяя установку на два типа: Фиксированную и первичную. Которые легко дифференцируются друг от друга, имеют разные свойства и функции. Так же в данном направлении работал Шенцев.

 

Когнитивное бессознательное — это не грандиозное мифическое порождение фрейдистской психологии, а явление, которое можно продемонстрировать с помощью простого эксперимента.

Попробуйте ответить на следующий вопрос: какая последняя буква в вашем имени? До тех пор пока вы не прочитали предыдущее предложение, вы, вероятно, не думали об этой букве и ее связи с вашим именем. Вы знаете (и уже давно знали), что это за буква и какое место она занимает в вашем имени, но вы не обращали на это своего внимания. Вы не думали, не размышляли об этом. Или, если пользоваться нашей терминологией, вы не осознавали это. Данная информация не запрашивалась, однако вы смогли ее получить, когда в этом возникла необходимость. То место, откуда была извлечена буква, мы будем называть когнитивным бессознательным.

 

Современное представление о личности.

«Диспозициональная парадигма - теория Черт» – индивидуальных псих различий позволяющие (отсюда классификации, типологии личногси). Номотетический подход – все индивиды обладают одинаковыми свойствами (чертами), но в разной степени выраженности у каждого… идиографический подоход – каждый чел имеет свой набор черт, которые отличают людей друг от друга.

 

Биологическая парадигма – эволюционная П, генетич П, психофизиология, какова биологическая природа разных свойств. (когнитивная, нейро-наука и т.п.).

 

Социально-культурная парадигма – (отечественная П), индивидуальность – результат социально-культурных отношений. гендер, кросскультура, как социальное проявляется в нашем поведении.

 

Парадигма интерпсихического (от Психоанализа пошла) – через внутренние механизмы нашей души проявляется

 

Когнитивно-феноменологическая парадигма – как мы перерабатываем информацию, как мы воспринимаем окр мир, что у нас остается из этого в качестве содержания. Как мы видим наш субъективный мир.

 

Адаптационная парадигма – как чел справляется или нет с теми задачами, которые перед ним встают (биологически, социально или им самим). Темы дезадаптации, рискованного поведения, патологии, нормы и т.п.

 

38. Исследование личности и техники воздействия 

1.в гуманистическом (К. Роджерс, А. Маслоу), экзистенциальном (В. Франкл, Р. Мэй, А. Лэнгле),

2. гештальт (Ф. Перлз, К. Левин),

3.когнитивно-бихевиоральном (А.Бек, А.Эллис),

4.психодинамическом подходах.

В связи с тем, как смотрят на человека исследователи, различаются и методы исследования. Общее для всех теорий – попытка понять - как человек воспринимает то, что он чувствует.

Гуманистическая психология не станет исследовать просто поведение, проводя аналогию между человеком и животными, что вполне допустимо для бихевиористов.

Представители гум. подхода сосредоточены на феноменологическом мире человека. Поэтому здесь будут актуальны вербально - коммуникативные техники, техники воздействия для достижения катарсиса, (+ чем более аутентичен, тем лучше).

 - Интервью

 - Самоотчёты

 - Проективные методики

 - Диалоговые методики

 

1. Гуманистический подход:

С точки зрения гуманистической психологии, изначально в природе человека заложены гармоничные схемы личности, раскрытие которых приводит к самоактуализации. Согласно Роджерсу, поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и понимания действительности. Люди - активные творцы собственной жизни, обладающие свободой выбирать и развивать стиль жизни.

Техники:

1. перефразирование. Цель – показать, что мы стремимся понять клиента. Отражая, даём клиенту слышать себя со стороны.

2. прояснение. Перефразирование и уточнения. Констатация того, что уже сказано + вопросы. Цель – углубиться.

3. отражение чувств клиента, которые мы видим. Но он не вербализует. Цель – идентификация испытываемых чувств, вентиляция чувств, помощь в принятии чувств.

4. присоединение чувства к содержанию. Перефразирование содержания и отражение чувств. Цель – связать чувства и события

5. Отражение собственных чувств. Цель – поддержание, улучшение контакта с клиентом.

 

2.Гештальт – подход:

Главное внимание гештальт-терапия уделяет не интерпретации проблем, а повторному проживанию конфликтов и травм здесь и теперь с внесением осознавания во все телесные и эмоциональные процессы и завершением всех незаконченных в прошлом гештальтов.

Техники:

      – концентрация на настоящем, "здесь и сейчас".

      - дыхание и полное осознавание собственных телесных и эмоциональных процессов.

-активное эмпатическое слушание
-перефразирование
-метод доведения проблемы до абсурда
- пустой ("горячий") стул

 - осознавание, фокусировка энергии, принятие ответственности, работа с полярностями, - монодрама

 - Диалогмежду частями собственной личности(пациент проигрывает диалог, пытаясь максимально отождествлять себя с различными частями своей личности.)

 - Совершение кругов. Пациенту предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например, выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группам.

 -Упражнения на воображение


Гештальт-терапия учит пониманию процессов, которые происходят "здесь и сейчас", в каждый момент жизни человека. Задача такой терапии - возвращение человеку ощущения целостности, готовности к контакту, возможности ярко и отчетливо переживать собственные эмоции. Она направлена на то, чтобы гармонизировать состояние человека


 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 657; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!