Вопрос №19.1Учение Веблена о социальных институтах



 

1. Соц. институты Веблен понимает как привычный образ мысли, руководствуясь которым, живут люди. Это устоявшиеся образцы, привычки, типы мышления и поведения.

2. Соц. институтами Веблен считает то, где естьпоказное употребление, денежная конкуренция, демонстративная собственность, праздный класс.

3. Институты являются привычными способами реагирования на обстоятельства. Поэтому, при изменении обстоятельств, институты тоже должны меняться. Развитие институтов есть развитие общества.

4. Эволюция общественного устройства может быть истолкована как процесс естественного отбора социальных институтов.

Свои идеи Веблен конкретизирует в ходе анализа экономических институтов. Так например, он изучает возникновение экономического института собственности. Веблен считает, что собственность возникает из-за склонности человека к соперничеству. Он психологизирует возникновение экономических институтов. Одновременно с институтами собтвенности возникает институт праздного класса.

Согласно Веблену, институты, или принятая в настоящее время система общественной жизни, определяют непосредственно цели, подчиняющие себе поведение людей. Но благоприятные условия экономического развития существуют лишь в том случае, когда система институтов находится в гармонии с конечными целями, вытекающими из инстинктов. Другим важнейшим фактором, лежащим в основе изменения институтов, Т.Веблен считал технику, технологию. Согласно его учению эту доминирующую роль техника выполняет не всегда, а лишь на стадии машинного производства.

По Веблену, одним из важнейших институтов современного общества является институт праздного класса. В своих работах Веблен исследует становление праздного класса, его эволюцию, дает его характеристики и описывает последствия существования данного института для образа жизни всего общества.

Институт праздного класса, по Веблену, является результатом разграничения видов деятельности. На самых ранних этапах варварства праздный класс еще не является полностью сформировавшимся. Но именно тогда, как считает Веблен, существовали причины и обычаи, ставшие предпосылками формирования праздного класса. Уже наличествовало разделение функций, выполняемых членами общества, и на основе этого разделения появлялись первые различия между классами. Зарождалось разделение видов занятий мужчин и женщин. За женщинами закреплялись занятия, относящиеся к производственной сфере. Мужчинам, как пишет Веблен, в большинстве предполагаются занятия военной деятельностью, охотой, ритуальной сферой и развлечениями.

Как пишет Веблен, институт праздного класса в полной мере формируется на поздней стадии существования варварской культуры. Как пример, Веблен приводит времена феодализма в Европе и Японии. В эти времена между классами существовали четкие различия. Основная суть этих различий заключалась в том, что каждый класс должен был заниматься только определенной ему видом деятельности. И все это отражалось в образе ведения экономики того времени.

Вопрос №19.2 Институт «демонстративного потребления» по работе Т.Веблена «Теория праздного класса».

Теория праздного класса: экономическое исследование институций (англ. The Theory of the Leisure Class: An Economic Study of Institutions, 1899) — книгаамериканскогоэкономистаТ. Веблена.

*В этой книге американский ученый предлагает использовать при анализе экономических явлений категориальный аппарат биологической динамики и считает эволюцию общества процессом естественного отбора институтов. В основе экономических процессов, согласно Т. Веблену, лежат психология, биология и антропология. Американский экономист исследовал проблемы, связанные с вмешательством государства в экономику. Главную роль в экономическом развитии, считает Т. Веблен, должна играть технократия, поэтому он предлагал передать руководство хозяйством и государством производственно-технической интеллигенции. По его мнению, при правительстве должен существовать своеобразный «мозговой центр» из интеллектуалов, технических специалистов, способствующих более рациональной деятельности государства. Предмет экономической науки, по мнению Т. Веблена, лежит в области исследования мотивов поведения потребителей.

*Основными инстинктивными склонностями людей, по мнению американского экономиста, являются:

Инстинкт мастерства;Инстинкт праздного любопытства; Родительский инстинкт; Склонность к приобретательству; Набор эгоистических склонностей; Привычки.

Институт праздного класса — это деятельность господствующей элиты, которая подчеркивает свое привилегированное положение престижным потреблением.

Праздным классом, по Т. Веблену, являются собственники, которые вместо рационального производства переключаются на демонстративное потребление.

Институт «демонстративного потребления»

Основа, на которой в конечном счете покоится хорошая репутация в любом высокоорганизованном обществе, — денежная сила. И средствами демонстрации денежной силы, а тем самым и средствами приобретения или сохранения доброго имени являются праздность и демонстративное материальное потребление. Собственно, оба эти способа, пока остается возможным их применение по мере движения вниз по ступеням социальной лестницы, остаются в моде; и в тех более низких слоях, где эти два способа применяются, и та и другая обязанность в значительной мере передается в семье жене и детям. На более низкой ступени, где для жены становится неосуществимой какая бы то ни была степень праздности, даже показной, все-таки сохраняется демонстративное материальное потребление, осуществляемое женой и детьми. Глава семейства также может что-то делать в этом направлении и обычно на самом деле делает, однако при погружении на еще более низкие уровни, где бедность граничит с жизнью в трущобах, мужчина, а вскоре и дети практически перестают потреблять материальные ценности ради видимости и женщина остается практически единственной, кто демонстрирует денежную благопристойность семьи. Любое демонстративное потребление, ставшее обычаем, не остается без внимания ни в каких слоях общества, даже самых обнищавших. От последних предметов этой статьи потребления отказываются разве что под давлением жесточайшей нужды. Люди будут выносить крайнюю нищету и неудобства, прежде чем расстанутся с посчедней претензией на денежную благопристойность, с последней безделушкой. Нет ни одного класса и ни одной страны, которые бы столь малодушно поддавались давлению физических потребностей, что отказывали бы себе в удовлетворении такой высшей, или духовной, потребности.

Веблен указывает, что потребление праздного класса вступает в противоречие с интересами общества в целом, потому что оно расточительно.

Чем больше собственность, тем выше престиж, поэтому праздный образ жизни и «демонстративное потребление» есть важнейшее свойство праздного класса.

Благовоспитанное поведение и высокородный образ жизни – это следование нормам демонстративной праздности и демонстративного поведения.

Веблен полагает, что демонстративное потрблни поглащает растущую продуктивность производства, ликвидирует его результаты.

 

На протяжении всей книги Веблен неоднократно возвращается к одной из главных идей «Теории праздного класса»: возникновение и укрепление института собственности, растущая власть денег привели к образованию «денежной цивилизации», развитие человеческого общества пошло по ложному пути. Несостоятельность «денежной цивилизации» двояка. Во-первых, она заключается в бесполезности для общества класса собственников денежного богатства, не участвующих в создании материальных ценностей. Во-вторых, она проявляется в бесполезном расточении материальных благ во имя не действительных, а ложных потребностей, обусловленных ложным пониманием престижа, в результате чего это потребление приняло характер демонстративного потребления, направленного на демонстрацию богатства людей, их «денежной силы».

В условиях рыночной экономики господствующие классы навязывают свои взгляды и образ поведения массовому потребителю. В обществе закрепляются нормы и стандарты, искажающие и усложняющие поведение людей. Они следуют не рациональным принципам и расчетам, а "денежным канонам", принципам "престижного и демонстративного потребления".

В работе "Теория праздного класса" Веблен показывает, что "демонстративная праздность" и "демонстративное расточительство" становятся жизненными установками не только праздного класса. Верхушечным слоям, законодателям "денежного уровня жизни" общества стремятся подражать средние слои, различные группы населения.

Вывод Веблена: капиталистическому обществу присуще не равновесие, а жесткое соперничество. Жизнь в этом обществе - это борьба за существование.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1624; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!