Билет №8. Типология социальных институтов
Институты можно проклассифицировать по разным критериям – по главным/неглавным, времени возникновения и существования, санкциям, условиям существования, наличия/отсутствия бюрократического управления, наличия/отсутствия формальных правил и процедур.
Социальные институты бывают главными и неглавными.
Главные – это институты, осуществляющие основные потребности всего общества: потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака), потребность в безопасности и социальном порядке, потребность в добывании и производстве средств существования (экономические институты), потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институт образования), потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
К неглавным относятся общественные практики, т.е. частные виды деятельности, например, экономические институты включают в себя такие механизмы и практики, как конвертация валюты, защита частной собственности и др., в один главный политический институт входят институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства и т.д.
Помимо классификации социальных институтов на главные и неглавные, институты еще различаются по времени возникновения и продолжительности существования, по условиям существования, по видам санкций, по наличию или отсутствию бюрократической системы управления, но наличию либо отсутствию формальных правил и процедур.
|
|
Типология социальных институтов, основанная на потребностях, которые они выполняют:
1. Экономические– это все институты, которые обеспечивают процесс производства и распределения материальные благ и услуг, регулируют денежный оборот, занимаются организацией и разделением труда и т.д. (банки, биржи, корпорации, фирмы, заводы.)
2. Политические– это институты, которые устанавливают, исполняют и поддерживают власть. Они выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения. Совокупность политических институтов позволяет определить политическую систему общества (государство с его центральными и местными органами власти, политические партии, полиция или милиция, юстиция, армия). Формы институализированной деятельности в данном случае строго определены: выборы, митинги, демонстрации, предвыборные кампании.
3. Воспроизводства и родства – это институты, благодаря которым поддерживается биологическая непрерывность общества, происходит удовлетворение сексуальных потребностей и родительских стремлений, регулируются отношения между полами и поколениями и т.д. (институт семьи и брака).
|
|
4. Социально-культурные и воспитательные – это институты, главная цель которых заключается в создании, развитии, укреплении культуры для социализации молодого поколения и передачи ему накопленных культурных ценностей всего общества как целого (семья как воспитательный институт, образование, наука, культурно-воспитательные и художественные учреждения и т.п.).
5. Религиозные– институты, организующие связь человека с трансцедентными силами. Потусторонний мир для верующих людей существует реально и определенным образом влияет на их поведение и социальные отношения. Институт религии играет заметную роль во многих обществах и оказывает сильное влияние на многочисленные человеческие отношения.
Можно также классифицировать соц. институты в зависимости от жесткости и способов регламентации их деятельности:
-формальныесоциальные институты, в которых взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных установлений, правил, норм, положений и т.п.
-неформальные социальные институты, которые не обладают жесткой регламентацией, а нормативно-ценностные взаимоотношения в них не оформлены четко в виде предписаний, установлений, уставов и т.п.
|
|
Парсонс выделяет следующие типы социальных институтов:
Во-первых,институты отношений, которые устанавливают взаимные ролевые ожидания независимо от содержания интересов и потребностей людей. Такими могут быть семья, вуз, деньги и т. п.
Во-вторых,регулятивные институты, которые определяют границы законной реализации частных интересов с учетом целей и средств. Такими являются правовые (законы) и моральные (общественное мнение) институты.
В-третьих,культурные (духовные) институты, устанавливающие обязательные культурные модели мотивации поведения: а) познавательные убеждения (законы Ньютона, социальное равенство и т. п.); б) экспрессивные (потребностные) символы (джинсы, сотовые телефоны и т. п.); в) частные моральные обязанности (дружба, сыновья верность, патриотизм и т. п.).
*Различают два вида социальных институтов: 1) организационные (государство, партии, профсоюзы и т.д.); 2) нормативные (система законов, обычаев, традиций, моральных ценностей, стандартов поведения). Формальные нормативные институты (конституции, законы, административные нормы, партийные программы) придают легитимность институтам политической власти и детерминируют их деятельность. Внутри основных институтов существуют более мелкие образования, которые тоже являются институтами, но неосновными и неглавными. В отличие от основных институтов неосновные институты выполняют специализированные функции. Так, например, в рамках института судебной власти функционируют институты судопроизводства, судебной экспертизы, адвокатуры, присяжных. Внутри института религии существуют институты епархии, епископата, крещения и исповеди в православии, монашества и т.д.
|
|
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 4828; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!