Вопрос №20. Макс Вебер о социальных институтах
*М. Вебер считал, что социальные институты(государство, религия, право и т. п.) должны «изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой последние реально ориентируются на них в своих действиях».. Естественной природе человека не свойственна рациональная, сугубо целенаправленная деятельность на увеличение капитала при существенном ограничении собственных потребностей. Но на подобную деятельность возникает запрос в обществе.
*Так, обсуждая вопрос о рациональности общества промышленного капитализма, он на институциональном уровне рассмотрел ее (рациональность) как продукт отделения индивида от средств производства. Органическим институциональным элементом такой социальной системы выступает капиталистическое предприятие, рассматриваемое М. Вебером как гарант экономических возможностей индивида и превращающееся тем самым в структурный компонент рационально организованного общества.
* Классическим примером является анализ М. Вебером института бюрократии как типа легального господства, обусловленного прежде всего целерациональными соображениями. Бюрократический механизм управления предстает при этом в качестве современного типа администрации, выступающего социальным эквивалентом индустриальных форм труда и «так относится к предшествующим формам администрации, как машинное производство к домашинным»
|
|
*Также Вебером отдельно выделялись социальные институты, такие как государство, церковь, семья и другие, и социальные ассоциации, такие как общества и группы. Анализу социальных институтов учёный уделял отдельное внимание. В центре них всегда находится государство, которое сам Вебер определял как особую организацию публичной власти, обладающую монополией на легитимное насилие. Религия же — наиболее яркий представитель смыслообразующих начал в поведении людей. Интересно то, что Вебер интересовался не столько сущностью религии, сколько тем, как её воспринимает и понимает человек, опираясь на свои субъективные переживания. Таким образом в ходе своих изысканий Макс Вебер даже выявил взаимосвязь между религиозными убеждениями людей и их экономическим поведением.
ПО СТАТЬЕ:
Вебер анализирует институт в качестве одной из форм объединения индивидов, то есть как социальное образование, хотя слово «образование» применительно к теории Вебера следует употреблять с осторожностью. В типологии таких образований исходной разновидностью выступает целевой союз (основанный на полной договоренности о целях, средствах и порядке), который Вебер полагает рациональным идеальным типом объединения в общество. Поскольку объединение индивидов Вебер редуцирует к действиям самих этих индивидов, ориентированным друг на друга и на установленный по-рядок, он определяет целевой союз как «общественные действия с установлениями о содержании и средствах общественных действий, целерационально принятыми всеми участниками на основе общего согласия»82. К условиям, о которых в идеально-типическом рациональном случае субъективно однозначно договорились все обобществление действующие лица, относятся следующие вопросы:
|
|
1) какие и в каких формах осуществляемые действия каких (или каким образом определяемых) лиц (органов союза) должны считаться действиями союза и какой «смысл», то есть какие последствия, это будет иметь для объединенных в союзе лиц;
2) будут ли — и какие — материальные блага и достижения доступны использованию в общих целях («цели союза») общественной деятельности («имущество для достижения определенных целей»);
3) какие органы союза будут этим распоряжаться; чгб участники союза должны делать во имя целей союза; какие действия «требуются», «запрещаются» или «разрешаются» и какие преимущества индивиды получат от своего участия в деятельности союза;
|
|
4) какими будут органы союза, при каких условиях и с помощью каких средств им надлежит действовать для сохранения установленного порядка («аппарат принуждения»)83.
В совокупности все эти условия определяют рационально упорядоченную структуру союза и нормативные принципы действий его участников. Однажды принятые, установленные по взаимному
Различие между целевым союзом и еще одной формой общественного объединения,которую Вебер называет институтом, проистекает прежде всего из различия в принципах присоединения индивида к сообществу. В остальном они близки друг к другу. «...Существует ряд очень важных форм общественного объединения, где общественное поведение так же, как в целевом союзе, в значительной степени рационально упорядочено в своих средствах и целях принятыми установлениями, следовательно „обобществлено", но внутри этих обобществлений едва ли не в качестве основной предпо-сылки их^существования действует принцип: как правило, отдельный индивид оказывается участником в общественных действиях и, следовательно, одним из тех, на кого распространяются ожидания, что его поведение будет ориентировано на упомянутые установления, — без своего содействия этому»91. Ожидания, что индивид будет участвовать в общностных действиях, ориентируясь на некоторый установленный порядок, полагаются оправданными, поскольку индивиды предопределены к участию в них объективными данными (происхождением, родственными связями и даже просто пребыванием или деятельностью в определенной области) и потому обязаны повиноваться; если же они не захотят этого делать, их принудят к этому специальные структуры («аппарат принуждения»). Обычно вступление индивида в такого рода объединение обусловлено уже его рождением и воспитанием, вследствие чего оно и отличается от целевого союза принципом присоединения: добровольное вступление заменено в нем зачислением на основании чисто объективных данных независимо от желания зачисляемых лиц. От сообществ же, основанных на согласии, преднамеренно отказывающихся от рационального порядка и являющихся, следовательно, в данном отношении аморфными образованиями, эту форму объединения отличает то обстоятельство, что одним из определяющих поведение факторов здесь служит наличие рациональных установлений и аппарата принуждения. Сообщества, удовлетворяющие этим критериям, Вебер и называет институтами92. Таким образом, в отличие уже от рассмотренных нами
|
|
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 3425; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!