Вопрос № 22. Общество и социальные институты в концепции Дж. Хоманса



Хоманс Джордж Каспар - американский социолог и социальный психолог-необихевиорист.

Социологическая концепция Xоманса - типичный образец академической социологии, считающей своей главной задачей чисто познавательную. С точки зрения Xоманса, социология как наука едина. Политические симпатии Xоманса, по его собственному признанию, близки к консерватизму, хотя сам он отрицает связь между идеологией консерватизма и созданной им социологической концепцией.

В соответствии с поведенческой концепцией поведение каждого человека обуславливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т.д. В частности, Дж. Хоманс принимал за исходную единицу социологического анализа “элементарное социальное поведение” (т.е. непосредственные контакты между индивидами). Существенным элементом его социологии стала теория социального поведения.

Новое понимание природы и сущности социального поведения объясняется Хомансом таким образом: “Социальное поведение представляет собой обмен ценностями. Люди, которые много дают другим, стараются получить много и от них, и люди, которые получают многое от других, испытывают с их стороны воздействие, направ­енное на то, чтобы последние могли получить многое от первых.»

Существует пять основных положений, которые объясняют, как считает Хоманс процесс обменамежду индивидами.

Первое положение - положение успеха - состоит в том, что все действия человека подчинены основному правилу: чем чаще отдельное действие личности вознаграждается, тем чаще он стремится производить это действие.

Второе положение - положение стимула - описывает отношение между стимулом успешного действия и его повторением. Если какой-либо стимул привели к действию, которое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула, или подобного ему, личность будет стремиться повторить действие.

Третье положение - положение ценности - заключается в том, что чем более ценно для личности достижение определенного результата, тем больше она будет стремиться произвести действие, направленное на его достижение.

Четвертое положение - положение “насыщения-голодания” - исходит из того, что чем чаще в прошлом личность получала особое вознаграждение, тем менее ценным будет для нее повторение подобной награды.

Пятое положение - положение “агрессии-одобрения” - характеризуется тем, что если человек не получает вознаграждения, на которое он рассчитывал, или получает наказание, которого не предполагал, то он стремится продемонстрировать агрессивное поведение, и результаты такого поведения становятся для него более ценными. И наоборот.

Этот набор из пяти положений, которые Хоманс предпочитает рассматривать как систему, по его мнению, объясняет, почему человек действует так или иначе в любой ситуации. Он считал, что отношения между группами и социальными организациями мало чем отличаются от непосредственного взаимодействия между индивидами.

Также согласно теории Дж. Хоманса, в социологии существует четыре типа объяснения и обоснования социальных институтов.

Первый - психологический тип.Любой социальный институт есть психологическое по генезису образование.

Второй тип - исторический. Институты как конечный продукт исторического развития определенной сферы деятельности.

Третий тип - структурный. Институт - следствие своих отношений с другими институтами в социальной системе».

Четвертый- функциональный. Институты существуют, поскольку выполняют определенные функции в обществе.

Успешное функционирование социальных институтов связано с наличием в рамках института целостной системы стандартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях. Эти стандарты поведения нормативно урегулированы: они закреплены нормами права и иными социальными нормами.

Вопрос№23. Теория институционализации П.Блау

Процесс институционализации определяется ученым как регуляция и стабилизация сложных обменных отношений посредством формализации принципов обмена. Формализованный обмен более выгоден для большинства участников.

Институты, по Блау:

ü продукты истории. При их (институтов) посредстве от поколения к поколению передаются комплексы ценностей, формирующихся в ходе истории;

ü сеть относительно стабильных социальных норм, регулирующих различные типы отношений косвенного и сложного обмена между социальными единицами.

В сложных отношениях обмена всегда налицо контринституциональный компонент из нереализованных ценностей, которые существуют в культуре в том или ином виде. Эти ценности – источник конфликтов, отклонений и социальных изменений.

Классификация социальных институтов, по П. Блау. Институты классифицируются в соответствии с ценностями, лежащими в их основе.

· Интегративные институты основаны на партикуляристских ценностях, поддерживают солидарность и идентичность участников обмена.

· Дистрибутивные институты основаны на универсалистских ценностях, отвечающих за сохранение соглашений по поводу льгот, вложений и вознаграждений.

· Организационные институты основаны на законах, которые закрепляют полномочия для мобилизации и координации усилий в достижении целей.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 814; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!