РИСОВАНИЕ. «ЗАЙЧИК ПОД ЕЛОЧКОЙ»



Программные задачи.

Продолжать учить детей передавать в рисунке несложный сюжет; соблюдать элементарные пропорции между предмета­ми; закреплять умение изображать елку с постепенно удли­няющимися книзу ветками; через разное положение ушей зай­ца передавать разное состояние зверька; закреплять техничес­кие приемы рисования разных по форме и строению предметов.

Материал.

У воспитателя иллюстрация с изображением зайца, сидяще­го с поджатыми лапками, лист бумаги серого цвета с неполным изображением зайца (тело, голова, хвост) для показа способа рисования ушей и ног. У детей листы бумаги серого цвета, по форме близкие к квадрату, краски гуашь, мягкие кисточки.

Ход занятия.

Воспитатель говорит, что сегодня дети на­рисуют елку, а под ней зайчика. Зайчик убе­гал от лисы, увидел густую ель и спрятался за ней. Присел и поджал под себя лапки. Вот так (показывает иллюстрацию). Теперь лиса его не найдет.

Напоминает, что недавно дети рисовали елку под снегом. Спрашивает, какие по дли­не ветки вверху, какие внизу. Подтвержда­ет, что ветки у ели постепенно удлиняются книзу. Напоминает также, что дети лепили зайчика и знают, какой формы у него тело (обводит пальцем тело зайчика на иллюстрации), голова, какие уши и хвост. Предлагает одному из детей назвать (фор­му частей тела зайца.

Рис. 31.

Говорит, что зайчика можно нарисовать по-разному. Мож­но изобразить спокойного зайчика. Он опустил уши, прижал их к телу и отдыхает. А можно показать на рисунке, как зай­чик поднял уши и прислушивается, не крадется ли лиса.

Педагог прикрепляет к мольберту лист бумаги с незакончен­ным рисунком, спрашивает детей, какого зайчика нарисовать — спокойного или тревожного, прислушивающегося к шоро­хам. После ответов детей рисует уши зайца в том или ином по­ложении. Показывает, как изобразить ноги.

Воспитатель спрашивает, что дети нарисуют раньше — елку или зайчика. Подтверждает, что елка большая, высокая, а зай­чик маленький, поэтому сначала надо нарисовать елку. Но где лучше изобразить елку — посередине листа бумаги или немного сбоку, чтобы осталось место для зайчика?

В процессе работы педагог напоминает о цвете ели (темно-зе­леная), о цвете зайца (белый), только кончики ушей и хвоста черные. Спрашивает у некоторых детей, какого зайчика они на­рисуют. Следит за правильным изображением овальных форм, за тем, чтобы при закрашивании ребенок не выходил за контур. Говорит, что можно нарисовать кончиком кисти снег на ветвях ели, падающие снежинки. Советует снежинки рисовать не гус­то (а то получится такой сильный снегопад, что и белого зайца не разглядишь на рисунке).

В конце занятия нужно сравнить два рисунка, на которых зайчики изображены по-разному: один с опущенными ушами, другой с поднятыми. Спросить, что делает этот зайчик и что другой. «Как вы узнали? Покажите еще рисунки, где зайчики спокойно отдыхают, а где — прислушиваются». Далее обратить внимание детей на величину елки и зайца, на заполняемость рисунком листа бумаги, на красивое сочетание цветов: серого, темно-зеленого и белого.

ЗАНЯТИЕ 10

РИСОВАНИЕ. «БЕЛОЧКА С ГРИБКОМ»

Программные задачи.

Учить детей изображать животное на основе овоида (ту­ловище, голова), передавая в рисунке его характерные осо­бенности: пышный большой хвост, рыжий цвет; соблюдать элементарные пропорции между частями; передавать не­сложное движение — сидящая белка держит передними лап­ками грибок.

Материал.

У воспитателя картинка с изображением белки, сидящей на задних лапках, заготовки: два овоида разной величины (тело и голова), хвост и лапки для выкладывания на фланелеграфе, лист бумаги для частичного показа приемов изображения. У детей листы бумаги величиной в 1/2 альбомного листа, краски гуашь, мягкие кисти. (Для получения рыжего цвета смешать оранжевую и коричневую краски.)

Ход занятия.

В первой части занятия детей рассаживают полукругом, ста­вят перед ними мольберт с листком бумаги и фланелеграф.

«Один художник любил гулять в зимнем лесу, — рассказы­вает воспитатель. — А если видел там что-нибудь интересное, красивое, то рисовал. В последний раз он увидел на ветке высо­кого дерева белочку. Она сидела на задних лапках, а передни­ми держала грибок и ела. Я спросил у художника, где же бе­лочка зимой нашла гриб. Ведь сейчас они не растут. Художник рассказал, что зимой белка прячется в дупле на высоком дере­ве, в сильные морозы прикрывается своим большим пушистым хвостом, как одеялом. А когда проголодается, вылезает из сво­его дупла и бежит к тем веткам, на которые осенью нацепила сушиться грибы. Она срывает с ветки грибок и съедает. Вот та­кую картинку художник и нарисовал, когда вернулся из леса».

Педагог помещает перед детьми картинку с изображением белки. При рассматривании обращает их внимание на позу зверь­ка, на форму частей тела, на их относительные пропорции, на расположение туловища и головы. Подчеркивает, что их оваль­ная форма похожа на яичко (овоид). С одной стороны голова за­кругленная, а с другой слегка заостренная. Около головы туло-вище белки уже, чем у хвоста, а голова сужается у мордочки. Обводит при этом пальцем туловище и голову белки.

Далее воспитатель предлагает детям всем вместе изобра­зить белочку.

«Вы будете выкладывать белочку из частей на фланелеграфе, а я буду смотреть на фланелеграф и рисовать по частям бе­лочку на листе бумаги. Если вы будете ошибаться, то и моя бе­лочка получится непохожей на настоящую. С чего начнем изоб­ражать белку?» (С туловища.)

 

Педагог приглашает ребенка к фланелеграфу, предлагает найти среди других частей туловище белки и прикрепить к фланелеграфу посередине. Ребенок должен придать ему слег­ка наклонное положение. «Можно ли мне начинать рисовать туловище белки?» — спрашивает воспитатель. Рисует кон­тур туловища и быстро закрашивает его в одном направле­нии широкими линиями всей кистью с отрывом от бумаги. Вызывает к фланелеграфу другого ребенка и предлагает при­крепить головку белочки так, чтобы суженный конец был впереди (мордочка).

Рисует голову белки на листе бумаги. Остальные части — хвост, лапки — прикрепляют другие дети. Изображая хвост, надо подчеркнуть его длину: «Хвост длинный, когда он поднят, то доходит до головы белки».

Следует обратить внимание детей на разную длину задних и передних лапок: «У белки задние лапки длиннее передних, по­этому она передвигается прыжками, как заяц». Остальные де­тали — ушки, глаз, грибок в лапках — дети изобразят сами.

Перед рисованием белки можно путем вопросов повторить с детьми последовательность в изображении частей. В ходе ра­боты спросить детей о цвете шерсти у белки (темно-оранжевая). Такой цвет называют рыжим (если речь идет о шерсти живот­ного). При затруднении можно предложить ребенку обвести пальцем ту или иную часть тела зверька.

В конце занятия педагог выставляет детские рисунки на стенд и говорит: «Как много рыженьких белочек собралось здесь! Наверное, сбежались со всего леса, чтобы вместе полако­миться вкусными сушеными грибами».

Указывая то на одну, то на другую белку, он подчеркивает удачные изображения отдельных частей: «У этой белочки та­кой большой и пушистый хвост. Она не замерзнет в самые силь­ные морозы. А у какой еще белки такой хвост? (Дети показы­вают.) Эта белка хорошо прыгает. У нее задние лапки длинные. А у каких еще белочек длинные задние лапки?» и т.п.

 

 

ЗАНЯТИЕ 11


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 2500; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!