Понятие восприятия. Свойство восприятия



Восприятие –познават. процесс, в ходе к-го в психике происходит целостное отражение предметов

и яв-й при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

Частоиспользуют понятия «перцепция», «перцептивный процесс»(англ.«восприятие»,«понимание»).

Перцептивная с-ма – сов-тьразличных эл-ов, обеспечивающих форм-е целостного психич. образа.

Условно выделяют 4 составляющие восприятия (точнее, перцептивного действия):

Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса, возникающая в рез-тереакции на воздействующий стимул.

Различение. Конечным рез-том яв-ся форм-е перцептивного образа. При этом наблюд. выделение специфического сенсорного содержания в соответ. с особ-ми внеш. воздействия и с учётом стоящей перед субъектом задачи. После форм-я перцептивного образа осущ-ся идентификация и опознание.

Идентификация – отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов.

Опознание вкл. категоризацию (отнесении объекта к опред. классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Т.О., восприятие представляет собой с-му перцептивных действий, которыми человек овладевает в ходе спец. обучения и практики.

Свойства:

Предметность– св-во, указывающее, что в процессе воздействия многочисл. раздражителей человек «не теряется», а способен различать и выделять чётко очерченные и обладающие устойчивостью предметы. Речь идёт об отнесении внеш. воздействий к самим предметам и об осознании того, что эти предметы не зависят от нас, существуют сами по себе, имеют свои х-ки.

Целостностьуказывает на важнейшую х-ку, подразумевающую, что мы всегда воспринимаем целостный образ предмета (явления). Даже если в настоящий момент на человека действует не вся сов-ть раздражителей, характеризующих данный объект, он «достраивает» образ на основе своего предыдущего перцептивного опыта.

Структурностьпоказывает, что несмотря на форм-е целостного образа предмета, мы имеем дело с эл-ми воздействующего предмета. Позволяет видеть связи между эл-ми и способствует форм-ю более адекватного образа. Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов.

Константность - относительное постоянство воспринимаемых предметов по различным х-кам (цвету, форме, величине и др.) при изменении условий восприятия. Источником яв-ся активные действия перцептивной с-мы, благодаря чему происходят многочисл. «подстройки», изменения функционального состояния органов чувств.

Константность восприятия цвета — относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения.

Константность восприятия величины предметов- относительное постоянство видимой величины предметов при их различной (но не очень большой) удаленности.

Константность восприятия формы предметов заключ.в относительной неизменности ее восприятия при изменении их положения по отношению к линии взора наблюдателя.

Осмысленность восприятия. Восприятие тесно связано с мышлением, с понимаем сущности предметов, на что и указывает данное св-во. Связь восприятия и мышления многогранна: воспринимая, человек сопоставляет разные предметы между собой, с предыдущим опытом, с контекстом конкретной ситуации. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, но представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.

Апперцепция– зависимость восприятия от жизненного опыта человека, выраженного в его знаниях,

привычках, установках и др.

Её проявление доказывает, что оно имеет значит.субъективную составляющую и зависит от х-ра осущ-мой человеком д-ти, от инд. психологич. особенностей личности. Позволяет понять, почему одни и те же объекты, события, ситуации вызывают у разных людей разные образы. Когда происходит ДТП, его свидетели дают разные показания, порой противоположные.

 

Виды восприятия.

Восприятие –познават. процесс, в ходе к-го в психике происходит целостное отражение предметов

и яв-й при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

Существует две классификации видов восприятия. В основе первой, лежит тот орган чувств, к-й принимает информацию. По такой классификации обычно выделяют три вида восприятия: осязание, зрительное восприятие и слуховое восприятие. Вторая классификация основывается на информации, к-я отражается через восприятие. В таком случае говорим о восприятии пространства, восприятии времени и об особом чисто человеческом виде восприятия – восприятии человека человеком.

Осязание играет основ.роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук. Яв-ся одним из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических св-вах предметов. В основе этого вида восприятия лежат тактильные, температурные и кинестетические ощущения. Но органом данного специфического вида восприятия яв-ся рука, причем активная, ведущая роль принадлежит большому пальцу. Рука движется по предмету, позволяя человеку создавать целостный образ при последовательно поступающей информации об отдельных признаках предмета. Ощупывая, она воспроизводит форму предмета, как бы создает его слепок. Выделены два вида ощупывающих движений: мелкие перемещения пальцев, к-е мы используем, останавливаясь на наиболее информативных точках предмета; и крупные движения, позволяющие объединить отдел.признаки предмета, а также, выполняющие функцию проверки возникших предположений.

Зрительное восприятие обычно определяется как процесс построения видимого образа окружающей действительности. Рабочим органом зрит.восприятия яв-ся глаз. Движение глаз при рассматривании предмета скачкообразно. Во время остановки происходит процесс зрит.восприятия, во время движения – обработка полученной информации. Очень часто глаз действует под влияние ранее выработанного стереотипа

Слуховое восприятие коренным образом отличается от предыдущих видов. Оно имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени. В отличие от животных, у человека в слух.восприятии решающую роль играют две объективные системы, которые имеют не биологич., а социальное происхождение:

· фонематическая (или система звуковых кодов языка);

· ритмико-мелодическая (или система музыкальных кодов).

Решающая роль этих факторов приводит к тому, что, если ухо животного иногда обладает более тонкой звуковой чувств-тью, чем ухо человека, слух человека характеризуется гораздо большей сложностью, большим богатством и большей подвижностью звуковых кодов.

Восприятие пространства вкл. в себя восприятие расстояния, или отдаления, в к-м предметы расположены от нас и друг от друга, направления, в к-м они находятся, величины и формы предмета.

В восприятии отражаются след.х-ки пространства:

· Рельефность (трехмерность, стереоскопичность). Это оказалось возможным благодаря тому, что работают в восприятии парные органы: два глаза, две руки, два уха;

· Форма предмета. Через восприятие, в отличие от ощущения, мы отражаем в предмете формообразующие св-ва (угол или круг, впадина или выпуклость);

· Величина (размер). Перцептивный образ обладает возможностью воспроизводить натуральную величину объекта.

· Симультанность. В образе воспринимаемого предмета отражается его форма и размеры одноврем., хотя орган чувств получает информацию постепенно.

Восприятие времени представляет собой отражение в мозгу объективной длительности, скорости и последовательности яв-й действительности. Человек не так давно заинтересовался тем, как он воспринимает время, тогда как особенности восприятия предметов изучались с незапамятных времен.

 

Теория восприятия.

Структуралистская теория восприятия опред. ощущение как единицу перцептивного образа. Вводится понятие аналитической интроспекции - метода, предназначенного для измерения ощущений в естеств. условиях, характеризующегося принципом постоянства. Весь мир делится на ощущения, к-е возникают, когда раздражается отдел.рецептор, и образы памяти, к-е представляют собой следы пережитых ощущений.

Гештальттеория делает акцент на врожденный х-р перцептивных процессов, основывается на целом, а не на единицах и считает главным не эл-ты восприятия, а процесс, их порождающий. Принцип изоморфизма (равенства формы) - воспринимаемый квадрат должен соответ-ть области возбуждения в виде квадрата в зрит.коре. Функция сдерживающих сил заключ. в сохранении видимой локализации точки, точно соответствующей месту нахождения возбуждения в том распределении, к-е связывает стимул.

Теория восприятия У. Найссера вкл. понятие когнитивной схемы, рассматривает перцептивный цикл. Термин «восприятие» относится ко всему циклу, а не к отдел.его части. Схема - это та часть цикла, к-я яв-ся внутренней по отношению к воспринимающему. Она модифицируется опытом и тем или иным образом специфична по отношению к воспринимаемому. Схема принимает информацию, к-я оказывается на сенсорной поверхности, изменяется под влиянием этой информации и направляет движения и исследовательскую активность. С биологич. точки зрения схема - часть нерв.с-мы. Рез-т исследования окружения - выделенная информация - модифицирует исходную схему. Это и есть перцептивный цикл. Восприятие - это прежде всего мотивационный процесс.

Теория восприятия Г. Гельмгольца осн. на понятиях первичного образа, перцептивного образа, образа представления, бессознательных умозаключений. Первичный образ – сов-ть впечатлений, формирующихся без реминисценций, и прежнего опыта, содержащих то, что вытекает из непосредственных чувственных ощущений. Перцептивный образ относится к восприятию, сопровождающемуся соотнесением, взаимодействием чувственных ощущений и прошлого опыта. Образ в представлении - отвлеченная от текущих чувственных впечатлений реминисценция наблюдаемых ранее объектов. Бессознательные умозаключения – психич. акты обычного восприятия, приводящие к возникновению иллюзий.

Дж. Брунер рассматривает восприятие как процесс категоризации прошлого опыта. Перцептивная готовность есть у любой категории. Процесс восприятия состоит из первичной категоризации - поиска признаков, к-е позволили бы подтвердить принятое решение, и вторичной категоризации.

Эмпирическая теория - для возникновения образа не нужно других сил, кроме известных психич.способностей. Представления о мире отражают закономерные последовательности внеш. явлений. Единственно верные представления - это те, к-е сформ-ны по законам нашего мышления, и мы в состоянии перевести их в действительность.

Когнитивно-ориентированная теория: здесь есть посредник в виде познават. процессов; бессознательные умозаключения формируются в опыте.

Восприятие формы и цвета.

Форма –одна из наиболее информативных и устойчивых признаков предметного мира.

Восприятие формы треб.выделения предмета из фона, а это часто треб. выделения контура, т.е. границы пространственных эл-в фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре.В окруж. нас мире сущ-ют не отдел.св-ва сами по себе, а предметы, вещи, яв-я. Поэтому нам необходим еще один познават. процесс более высок.уровня – процесс отражения предметов в целом, в сов-ти их св-в. Иначе познание мира невозможно. Таким процессом и является восприятие.

Восприятие формы обычно осуществляется с помощью:

– зрительного анализатора;

– тактильного анализатора;

– кинестетического анализатора.

Наиболее информативный признак, к-й нужно выделить при ознакомлении с формой, – это контур. Контур-разделитель, другими словами, грань двух реальностей – фигуры и фона. Благодаря микродвижениям глаза выделяют границы объектов, а с помощью прослеживающих движений – следуют по границе предмета и фона. Аналогично осущ-ся восприятие формы при помощи осязания.

Восприятие цвета –сл. процесс, обуслов. физич. и психологич. стимулами. С одной стороны ощущение цвета вызыв. волнами определ. длины, сущ-ми объективно и независимо от нас, с другой – восприятие цвета невозмож. без посредничества глаз. Это созд. впечатление, что цвет сущ-т лишь в восприятии. Психология выдел.в цвет. зрении три качественных уровня: ощущение цвета и восприятие цвета, чувства цвета. Если ощущение понимается как простейший психологич. акт, непосредственно обуслов. физиологией зрения, а восприятие – как более сл. процесс, определен.рядом закономерностей психологич.х-ра, то чувство цвета в наибол. степени относится к эмоцион. и эстетич. сфере. Ощущение цвета как простейший зрит.акт свойственно и нек-м видам животных, обладающих цвет. зрением. Но для ч-ка чистого ощущения цвета не сущ-т. Всегда видим цвет в определ.окружении, на том или ином фоне, в связи с предметной формой. В ощущении приним. участие и сознание. На качество восприятия цвета оказ. влияние состояние глаза, установка наблюдателя, возраст, воспитание, общее эмоцион. состояние.

Некоторые особенности восприятия цвета:

Чувствительность глаза.Основ.различия между воспринимаемыми цветами сводятся к различию по светлоте, цветовому тону и насыщенности, то важно установить сп-ть глаза различать изм. цвета по каждому из этих параметров. Сп-ть к различию цвет.тонов не яв-ся постоян. и завис. от изм.цвет. объектов по насыщенности и яркости.

Смешение цветов – одна из самых гл. проблем теории цвета, т.к. со смешением цветов чел. зрение имеет дело постоянно. Ощущение цвета поверх-ти вызывается сов-тью различ. по длине свет.волн.

Аддитивное смешение - 2 окраш. пятна располаг. рядом, то на определ. расстоянии они созд-т впечатление единого цвета.

Субстрактивное- на окраш. поверх-ть накладывается другая цвет.прозрач. пластинка, тогда

смешение происходит в рез-те вычитания или отсеивания нек-х волн.

Выявлены законы оптического смешения.

* Для всякого цвета имеется другой, дополнит.к нему. Будучи смешаны, эти 2 цвета дают в сумме ахроматический (белый или серый) цвет.

* Смешиваемые (не дополнит) цвета, лежащие по цветовому кругу ближе друг к другу, чем допол., вызыв. ощущение нового цвета, лежащего между смешиваемыми цветами. Второй закон имеет наибол. практич. значение. Из него вытекает тот факт, что путем смешения 3 основ.цветов в различ. пропорциях можно получить практически любой цветовой тон.

* Одноврем. световой контраст. Суть - светлое пятно на темном фоне кажется еще более светлым – положит.контраст, а темное на светлом – темнее (отрицат. контраст), чем оно есть на самом деле. Если пятно окружено полем другого тона (светлее или темнее), то это-реагирующее поле, а фон – индуктирующий. Реагирующее поле меняет свою светлоту сильнее, чем индуктирующее поле.

Выразительность цвета. Яркое описание основ.цветов можно встретить у Гете, в его трудах, посвящ. цвету. Это не просто мнение и впечатление одного ч-ка, это слова поэта, к-й знал, как выразить то, что видят его глаза. Утверждал: все цвета находятся между полюсами: желтого (наибол. близкого дневному свету) и синего (наибольшего оттенка темноты).

Попытки построить нормативную теорию цветовой гармонии предпринимались на протяжении всего Х1Х века и позже.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 582; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!