Восприятие движения и времени



Восприятие движений –это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно помогает ч-ку ориентироваться в среде.

За счет чего мы воспринимаем движущийся объект как движущийся? Напервый взгляд, ответ на этот вопрос может быть очень простым: это происходит за счет того, что проекция объекта, находящегося в движения, перемещается по сетчатке. Но оказывается, что этот ответ не полон в том

смысле, что перемещение проекции по сетчатке не яв-ся ни необходимым ни достаточным признаком движения. Примером иллюзорного движения является эффект индуцированного движения. Каждый из нас видел луну, движущуюся на фоне облаков. Конечно, не луна движется, а облака, гонимые ветром. Но ведь кажется, что луна летит в облаках. И только умом понимаешь, что это не так. Следовательно, луна практически не перемещается вдоль сетчатки, а воспринимается как движущаяся; облака же перемещаются относительно нас самих, а воспринимаются как неподвижные. Получается, что перемещение вдоль сетчатки не только не обязательный атрибут восприятия движения, но еще и недостаточный. Оказывается, что ч-ку вообще свойственно приписывать движение тому из двух объектов (при их относительном движении), к-й воспринимается фигурой на фоне другого. Фон— это то, что окружает, вкл., яв-ся большим по отношению к другому объекту, к-й соответственно воспринимается как фигура. Если перемещение объекта вдоль сетчатки не служит необходимым и достаточным признаком движения, то какими же механизмами можно объяснить восприятие движения? Во-первых, психофизиологи открыли существование спец. мозговых клеток, ответственных за восприятие движения, причем каждый тип клеток лучше реагирует на определ.направление и скорость движения, чем на другие. Во-вторых, движение объекта воспринимается и оценивается лучше в случае относительного движения, т.е. когда он перемещается на структурированном (неоднородном) поле по сравнению со случаем движения на темном или однородном поле. Иначе говоря, когда объект «находится в одиночестве», когда только он находится в поле зрения {абсолютное движение), более вероятны ошибки при восприятии движения.В-третьих, в восприятии движения участвует обратная связь — сигналы, информирующие о движении наших глаз и головы: каждый, наверное, неоднократно ловил себя на том, что следит глазами за движущимся объектом.

Восприятие времени – постоянно проявляющееся св-во восприятия, имеющее достаточно сложную природу по причине отсутствия четкого физиче. стимула его вызывающего. Поэтому учёными пока не обнаружен механизм, определяющий появление соотв-щих сенсорных сигналов. В то же время в качестве важных определяющих «биологических часов» часто называют сердечный ритм и метаболизм тела. Восприятие времени в различной степени присутствует в любой д-ти ч-ка, хотя и имеет очень субъективный х-р. Однако учёные считают, что сущ-т нек-е общие закономерности восприятия времени: чем больше настоящее наполнено событиями, тем оно субъективно представляется более коротким. Периоды ожидания представляются более длительными. При воспоминаниях насыщенные периоды жизни воспринимаются как более длительные.Исследования показали, что восприятие времени зависит от х-ра осущ-й д-ти: от её мотивации (при высоком интересе время идёт быстрее), структуры, взаимодействия с другими. Зависит и от возраста ч-ка. В ряде экспериментов доказано, что одно и то же время может пройти для ребёнка значительно быстрее, чем для пожилого человека. Также суще-т зависимость от переживаемых психич. состояний ч-ка. При подавленности время течёт медленнее; при положительных эмоциях – очень быстро.

Иллюзия восприятия.

Иллюзии - это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, к-е заставляет

воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие

действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия.

Термин «искаженное» означает, что видимое (слышимое, осязаемое) нами не соответ. объективной ситуации; искажение может быть устранено, например, при помощи измерения. В хорошо известной иллюзии Мюллера – Лайера две горизонтальные линии (или стрелы) равны по длине, но линия с расходящимися вовне наконечниками кажется длиннее. С учетом приведенного выше определения можно выделить два типа иллюзий: те, которые основываются на опред. физ. условиях, и те, к-е обусловлены психологически.

Примерами иллюзий первого типа могут служить миражи или искажение предметов при восприятии их в воде или через призму. Объяснение таких иллюзий лежит вне психологии. В наст.время нет общепринятой психологич. классификации иллюзий восприятия. Иллюзии имеют место во всех сенсорных модальностях. Лучше остальных изучены зрит.иллюзии, например иллюзия Мюллера – Лайера. Примером проприоцептивной иллюзии может служить «пьяная» походка бывалого моряка, к-му палуба кажется устойчивой, а земля уходит из-под ног, как палуба при сильной вертикальной качке. Эл-т неопределенности несет в себе локализация звука, например приписывание голоса кукле, а не артисту. Вкусовые иллюзии относятся к иллюзиям контраста: в данном случае вкус одного в-ва влияет на последующие вкусовые ощущения (соль может придать чистой воде кислый вкус, а сахароза заставить ее горчить). Для объяснения иллюзий был выдвинут целый ряд теорий. По мнению И. Рока, наиболее пригодной для этой цели яв-ся гештальтпсихология, так как она указывает на ошибочность гипотезы константности. С точки зрения данной теории иллюзии не яв-ся чем-то аномальным или неожиданным: восприятие зависит не от отдел.стимула, а от их взаимодействия в зрит. поле. Например, если нейтральный цвет основан на соотношении интенсивностей соседних областей, то контраст будет хотя и иллюзорным, но предсказуемым. Теория смещения, или ошибочного сравнения, объясняет возникновение иллюзий исходя из эффекта асимметрии. Например, иллюзия Мюллера – Лайера яв-ся скорее рез-том удлиняющего эффекта расходящихся клиньев, чем сокращающего эффекта клиньев сходящихся.

Слуховое восприятие.

Слуховая кора занимает внеш. отделы височ.обл. мозга и распадается на первичные и вторичные зоны. Слух.путь, несущий сигналы звуковых раздражителей, начинается в кортиевом органе, расположенном в улитке внут.уха. Отдел.участки этого органа возбуждаются в ответ на различные по высоте колебания. Они идут по слуховому пути, прерываются во внут. коленчатом теле и заканчиваются в первичных (проекционных) отделах слух.зоны коры, расположенной в поперечной извилине Гешля.Слух.восприятие зависит от длительности воздействия звука. При увелич. длительности воздействия такого сигнала растет ощущение громкости.Слух.восприятие как средство получения информации яв-ся для ч-ка вторым по значению (после зрительного) психофизиологическим процессом. Однако звуки, к-е не вызывают непосредственной реакции, могут влиять на выполнение заданий, не связанных со слух.восприятием. Всякое возрастание уровня шума над порогом слышимости увел.мускульное напряжение и, следовательно, повыш. расход мышечной энергии. Шумы высокой интенсивности отрицательно влияют на организм человека.Слух.аппарат ч-ка способен реагировать на раздражения, исходящие со всех направлений и в любое время. Реакция на звук.сигнал почти мгновенна - в 5 - 7 раз быстрее, чем на световой.Слух.восприятие информации используется только для представления простейшей сигнальной информации.Большую роль в слух.восприятии ч-ка играют горичные отделы височной коры, имеющие большое значение в дифференциации как комплексов одновременно предъявляемых слух. раздражителей, так и последовательных серий звуковысотных отношений или ритмических звуковых структур. Гностические слух.расстройства связаны с поражением ядерной зоны звук. анализатора. В клинической и нейропсихологической лит-ре многократно описаны нарушения слух.функций, возникающие при поражении ядерной зоны слух.с-мы правого и левого полушарий. При поражении коркового уровня слух.с-мы правого полушария (ядерной зоны) больной не способен определить значение различных бытовых (предметных) звуков и шумов. Это поражение носит название слуховая агнозия.

Агнозия — нейропсихологическое нарушение. Хар-ся потерей сп-ти к восприятию предметов и яв-й действительности при поражениях коры ГМ и подкорковых структур.

Слуховая агнозия — это гностическое расстройство, отражающее нарушение слух.восприятия, при сохранной элементарной чувств-ти.

В зависимости от уровня поражения слух.с-мы выделяют такие виды агнозий:

§ собственно слуховую агнозию;

Больные не понимают смысла самых простых звуков, например скрипа дверей, шума шагов, т.е. всех тех бытовых звуков, которые в норме ч-к различает без спец. обучения.

§ аритмию;

При поражении височной обл. мозга возникает аритмия. Ее симптомы хорошо изучены А. Р. Лурией и его сотрудниками и состоят в том, что ч-к не может оценить правильно ритмические структуры, к-е предъявляются ему на слух, и воспроизвести их. К негативным последствиям данного расстройства относят нарушение тембра речи, несп-ть заучивать стихи, сокращение слов.

§   амузию- это нарушение сп-ти узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или ту, к-ю ч-к только что услышал, а также отличать одну мелодию от другой.

§ нарушение интонационной стороны речи (просодики);

Симптом поражения правой височной области. Больные часто не только не различают речевых интонаций, но и сами не очень выразительны в речи, к-я лишена модуляций, интонационного разнообразия, свойственного здоровому человеку.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 597; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!