Предназначение истории политических и правовых учений



- как школы альтернативного мышления, дающей возможность сопоставлять различные теории, направления политической и правовой мысли с учетом многовековой дискуссии об этих проблемах;.

- становление юридического плюрализма, признание различных вариантов мышления в научном, профессиональном, обыденном сознании. Соревнование идейных течений, обмен доводами, проблемами дают возможность изжить узость и одномерность идеологически деформированного сознания, много лет ориентированного на господствовавшее официальное мировоззрение.

 

Билет№26

Методы истории политических и правовых учений

Хронологический – по этапам исторического развития. Для периодизации истории политических и правовых учений более приемлемо классическое деление общей истории на Древний мир, средние века, Новое и Новейшее время.

Страноведческий – по странам, регионам и цивилизациям.

Компаративный (сравнительный) – сравнительный анализ в синхронии и диахронии.

Биографический (портретный).

Проблемно-категориальный – как эволюция идей или концепций (смешанного государства, разделения властей и пр.)

Отраслевой подход – история отраслевых учений.

Феноменологический – пути инвестирования учений в историческую реальность.

 

Криминология Р. Гарофало

Барон Рафаэль Гарофало (1852—1934), судья уголовного апелляционного суда города Неаполя, – основатель криминологии.

В 1880 г. опубликовал монографию "Позитивный критерий наказания" (некоторые авторы переводят ее название как "Критерии опасного состояния"). В 1884 г. опубликовал монографию «Криминология. Природа преступности и теория наказания". Она состояла из трех глав: "Преступность", "Преступник", "Репрессия".

По поводу антропометрических изысканий Ломброзо Гарофало отмечал, что изучение, с одной стороны, антропологических факторов преступления, определяя органический и психический характер преступника и влияние возраста, пола, гражданского состояния, профессии и т. д. на различного рода преступления, а с другой стороны, научное изучение опасных классов общества дадут судебной полиции и самим служителям юстиции новые и более верные вспомогательные средства для отыскания виновных. Татуировка, черты лица и очертания черепа, физио-психические сведения, новые изыскания относительно чувствительности, рефлексов, пополняя весьма важную серию средств для установления тождества личности преступника и его склонности к преступлению, будут служить главным образом к тому, чтобы отвлечь от ложных следов внимание агентов судебной полиции и судебных следователей или чтобы придать большую уверенность суду, который теперь часто бывает заранее убежден доказательствами, спешно, недостаточно и лицеприятно собранными в протоколах предварительного следствия.

Учение о «естественных преступлениях» (ложь и воровство). Под естественным преступлением Гарофало понимал деяния, противоречащие главным социальным чувствам людей (честности и состраданию), которые ни в одном цивилизованном обществе не могут расцениваться иначе и которые караются уголовным наказанием. Например, у африканского племени Чамаи (охотников за черепами) обычаи предусматривают смерть за два преступления: ложь и воровство. Таким образом, в рамках естественного права представляется возможным выделять естественные преступления.

Учение случайных и привычных преступниках. Все преступники подразделяются на тех, кого наказание может удержать от преступления, и тех, на кого угроза наказания не оказывает заметного сдерживающего воздействия. Для последних он выступал против отмены пожизненного заключения и против чрезмерного смягчения наказаний для лиц, совершивших жестокие и бесчеловечные преступления. Гарофало резко критиковал недостатки правового регламентирования лишения свободы опасных преступников. "Представьте себе, — писал он, — какое устрашающее действие должно иметь решение суда, которое, как копье Ахиллеса, одновременно и ранит, и исцеляет. С одной стороны, осуждение, с другой — продление свободы осужденному или даже ее расширение. Нахал, грубо ударивший своего соседа, отвергнутый любовник, обезобразивший молодую девушку, каморрист, терроризировавший людей угрозами смерти, спокойно возвращаются домой после мнимого осуждения, которое долго не будет приведено в исполнение (они хорошо это знают) вследствие апелляции, обращения в кассационную инстанцию и даже, может быть, вследствие хорошо составленной просьбы о помиловании. Жертвы их находятся тут же, без защиты, у них на глазах, в их руках и, пожалуй, горько раскаются в том, что бесполезно решились обратиться с жалобой к власти. Нередко приходится наблюдать случаи жестокой мести, совершенные во время продолжительного судебного разбирательства. Да и тогда, когда дело не доходит до этого, нравственное сознание общества тягостно смущено при виде оскорбителя, признанного и объявленного таковым, ведущего свою обычную жизнь рядом со своею жертвой, как будто бы ничего не случилось".

Идея неопределенных приговоров. В "Позитивном критерии наказания" Гарофало предложил отказаться от установления определенных мер наказания для привычных преступников и применять к ним заключение на неопределенное время в особые заведения. В "Криминологии" он принял заключение на неопределенное время как общий принцип. Эта идея неопределенных приговоров впервые была реализована в штате Атланта начиная с 1887 г. Главный тюремный инспектор Англии Гриффитс предпринял усилия к реализации ее в пенитенциарной практике королевства. На Женевском конгрессе уголовной антропологии Гриффитс высказал идею: "Необходимо разделить преступников на две большие категории: тех, которые никогда не должны бы были входить в тюрьму, и тех, которые никогда не должны бы были выходить из нее. Для случайных преступников тюрьма бесполезна, штраф или условное осуждение вполне достаточны. Для привычных преступников тюрьма недостаточна, если изъятие из общества не будет продолжаться неопределенное время, т. е. пока не будет доказательств действительного исправления".

Принцип большей или меньшей опасности преступника (по внушаемому им страху).

Закон: характер наказания должен определяться степенью приспособляемости виновного, т. е. исследованием тех условий существования, при которых можно предположить, что он перестает внушать опасения. Не считал целесообразной отмену смертной казни.

Гарофало большое значение придавал возложению обязанности возмещения вреда, причиненного преступлением, как одной из эффективных мер воздействия на преступность. По этому поводу он писал: "По учению нашей школы при многих правонарушениях, в особенности при легких проступках против личности, можно было бы с пользой заменить несколько дней тюрьмы или ареста более действенной мерой — удовлетворением пострадавшего. Возмещение убытков могло бы стать настоящим эквивалентом наказания.

Во втором издании "Криминологии" Гарофало разработал рациональную систему наказаний. В этой системе всех преступников он классифицировал на четыре группы:

 

I. Убийцы, характеризующиеся нравственной нечувствительностью и инстинктивной жестокостью.

При совершении ими убийств из корысти или ради иного какого-либо эгоистического наслаждения, убийств без всякого повода и убийств с особой жестокостью Помещать их в приюты для умалишенных преступников или применять к ним смертную казнь.

II. Насильники или импульсивные преступники, характеризующиеся отсутствием чувства сострадания, наличием предрассудков относительно мести, долга, чести и т. п.

К совершеннолетним из этой группы, совершившим убийства при обороне или оскорблении Удаление из местности, где обитает семейство жертвы (местное изгнание).
К совершеннолетним, виновным в убийстве из чувства чести или мести Удаление на остров, в колонию, в отдаленное селение с оставлением на свободе, но под надзором на срок от 5 до 10 лет.
К совершеннолетним, виновным в грубых и жестоких поступках, в нанесении ран, сопровождаемом оскорблениями, в изувечивании, похищении или изнасиловании, лишении свободы с намерением любодеяния Возмещение ущерба и штраф, удержание части жалованья или принудительные работы (в случае отказа — тюремное заключение).
К несовершеннолетним, виновным в преступлениях с пролитием крови без смягчающих обстоятельств и в посягательстве на целомудрие Помещение в приют для умалишенных преступников, в колонии для преступников, а в случае рецидива — депортация с оставлением в некультурной местности.

III. Преступники, лишенные чувства честности.

При совершении привычными преступниками из данной группы воровства, мошенничества, поджога, подлога, вымогательства. Направление в приют для умалишенных преступников, если они сумасшедшие или эпилептики. В противном случае — депортация.
При совершении тех же преступлений случайными преступниками, лишенными чувства честности. Направление в рабочие артели на неопределенный срок (пока не приобретется привычка к какой-нибудь полезной работе).
При совершении казнокрадства, лихоимства (взяточничества с вымогательством), продажи должностей, злоупотребления властью. Лишение должности, воспрещение занимать общественную должность, штраф, возмещение вреда.
При совершении погрома, поджога, причинении из мести убытков (без посягательств на личность). Возложение обязанности возместить убытки, в случае невозможности — тюремное заключение. Для умалишенных — направление в соответствующий приют, для рецидивистов — депортация.
При банкротствах и преступной несостоятельности. Возмещение убытков, лишение права торговли и права занимать общественные должности.
При подделке монет, кредитных билетов, удостоверений, объявлений и свидетельств, присвоении звания, лжесвидетельстве. Тюремное заключение на неопределенный срок, штраф, лишение должности и возмещение убытков.
При двоеженстве и подмене или сокрытии ребенка. Релегация (ссылка в местности с тяжелым климатом) на неопределенный срок
При совершении несовершеннолетними из данной группы воровства, мошенничества. Направление в земледельческие колонии на неопределенный срок.

IV. Политические преступники

Преступники виновных в мятеже, восстании, отказе от повиновения власти Тюремное заключение на неопределенный срок.

 

 

Артхашастра Каутильи

Искусство политики" (Артхашастра Каутильи)

Основными элементами государства являются: государь, министр, сельская местность, укрепленные города, казна, войско и союзники.

О министрах

…Своих соучеников, так как он узнал их честность и пригодность к делу, они ведь будут пользоваться его доверием. Нет, ведь, как его прежние соучастники игр, они будут пренебрежительно относиться к нему.
… Тех, у которых с ним общие тайные дела, потому что у них с ним общие добродетели и пороки. Они ведь не предадут его из боязни, что он знает их слабые стороны.   Этот недостаток – общий у царя и у министров. Боясь того, что они знают его слабые стороны, он станет следовать им в правильных и неправильных поступках. Скольким людям царь обнаружит свои тайны, от стольких он будет в зависимости, потеряв власть из-за этого поступка.
…тех, кто в опасностях, угрожающих его жизни, помогут ему, потому что так обнаруживается их преданность. Нет, это преданность, но не проявление ума.
…Тех, кому поручены дела по счетной части и по доходам, и которые их выполнили, как им было указано или с избытком, ибо на том выявилась их пригодность. Нет. Ибо эти люди не обладают другими нужными для министров свойствами.
… людей, отцы и деды которых были министрами, так как ему известны их дела. Они его не покинут, даже в случае ошибок с его стороны, благодаря близкому знакомству. Ведь коровы, минуя чужое стадо коров, остаются со своими. Нет. Ибо эти люди, забрав все, станут поступать как господа.
…Новых людей, опытных в политике. Новые люди будут смотреть на держателя жезла как на Яму и не совершат против него поступков. Нет, говорит Бахудантипутра, знающий историю, но не знающий практики потерпит неудачу в делах.  
…Людей благородного происхождения, обладающих умом, честностью, мужеством, преданностью, так как достоинства стоят на первом месте. Да, так как пригодность человека создается из пригодности его к делу вообще и из его специальной пригодности.

Учредив надзор за главными должностными лицами, пусть царь устроит надзор за горожанами и сельскими жителями. И (шпионы) должны знать все, что говорится (в толпе). Пусть он приобретает во вражеских странах лаской и дарами тех, кто может предать, не идущих на предательство – ссорой и силой и пусть указывает им на ошибки вражеского царя. Если же царству вредят фавориты или главенствующие лица соединяются вместе, так что невозможно открыто противодействовать злодеям, против них (царю), возлюбившему дхарму, надлежит использовать тайные кары. Надлежит применять тайные кары и к своему окружению, и к окружению врага терпеливо и без колебаний, и на будущее время, и для настоящего.

Круг (мандала) правления. Свое владение царя –– ядро государства, исконные земли, на которые непосредственно простирается власть государя. За пределами собственных владений остаются земли соседей и друзей. Правитель соседней страны  в ряде случаев неравный в правах с государем. Идеальный правитель должен властвовать над соседями. Выделяется целая категория соседей, подобных слугам. Царь попадает в положение слуги, если он не в состоянии противостоять более могущественному государю. По неравноправным договорам более слабый правитель становится зависимым. В аналогичной ситуации оказывается и тот, кто в тяжелых обстоятельствах добровольно прибегает к помощи более могущественного соседа. Заручившись покровительством, такой царь ведет себя, подобно слуге по отношению к своему господину. Его владения рассматриваются как кормление, полученное от более сильного владыки; он не должен без разрешения строить крепости, заключать брачные союзы, возводить сына на престол, совершать крупные жертвоприношения, устраивать празднества, отправляться в увеселительные поездки и обязан постоянно изъявлять свою преданность государю. Может он попросить своего владыку и о том, чтобы ему дали другие земли вместо прежних. Если у государя есть основания не доверять зависимому царю, то он воспринимает его не как врага, а как изменника и использует методы, какие применяются к прочим начальствующим лицам в государстве (скажем, натравливает их друг на друга и т. д.). При этом рекомендуется на освободившийся престол сажать того из наследников зависимого царя, который проявил лояльность к государю. Таким образом, власть в стране первого все же остается наследственной. Но царь не должен претендовать на земли, имущество, сыновей и жен зависимого правителя. Надлежит назначать родственников последнего на почетные должности. В этом случае зависимые правители будут служить сыновьям и внукам царя. Если же он станет посягать на земли, имущество, детей и жен зависимых правителей, то против него поднимется весь круг государств (мандала). Его чиновники, обладающие собственными землями, тогда либо прибегнут к помощи круга государств, либо своими силами лишат его царства или жизни.

 Наилучшим союзником (другом) считается такой, который подчиняется. Если же он выходит из повиновения, его следует лишить земли с помощью претендентов на престол. У неверного союзника тоже может быть отнята его земля, его владения передаются другому.

Учитывая характер отношений между главенствующим правителем и его соседями, друзьями, наверное допустимо иногда рассматривать в качестве государства именно мандалу, а не собственные владения царя, являющиеся лишь ядром его державы.

 

Манадала 6 чакравартинов

 

 

Билет № 27

Теория «тела династии»

В соответствии с учением Чжоу-гуна (XI-X в. до н.э.) мандат властелина Небо предоставляет тому, кто воплощает в своем лице наибольшее количество “дэ” (честность, благодать, справедливость).

Предполагалось, что основателем династии (а следовательно, и обладателем Мандата Неба) мог быть только совершенномудрый, предки которого в течение многих поколений занимались стяжанием благой силы-Дэ, некоей маны, благой энергии Неба и Земли, пестующей все сущее. Личность основателя – носитель огромного количества этой маны, что собственно, и наделяет его возможностью стать обладателем Мандата Неба. Вступив на престол, основатель начинал испускать свою ману -Дэ во все четыре стороны света, выполняя таким образом свою функцию упорядочивающего вселенную миродержавного монарха. Одновременно своим запасом маны (силы-Дэ) император-основатель формирует “тело династии”.

Преемники основателя добродетельным правлением могут преумножать Дэ, могут поддерживать баланс благой силы, а могут тратить, “проедать” ее, если их поведение недостойно их сана. Признаками утраты “дэ” являются аморальность правителя, пренебрежительное отношение к подданным, нарушение норм справедливости. Таких в конце концов оказывается большинство, в результате чего мана истощается и последний представитель династии оказывается лишенным Небесного Мандата, который получает за свои добродетели основатель новой династии. Тогда Небо вновь начинает воздействовать на Поднебесную, выбирает властителя-мудреца, исполненного, и учреждается новый династийный цикл.

Если такого на данный момент не имеется, “великие силы Поднебесной” распадаются и единая империя заменяется периодом раздробленности на более или менее длительный срок. Как правило, после правления в течение 200-300 лет общекитайской династии следовал период “распадения великих сил Поднебесной” (иногда очень длительный, как в III-VI веках, иногда на несколько десятилетий, как в X веке), после чего страна объединялась под властью новой императорской династией.

“Возрождение в середине” – это обновление Небесного Мандата, которое может иметь место в период крайнего упадка правления благодаря героическим усилиям по умножению маны-Дэ добродетельным правителе, вступившим на престол. В результате, происходит стабилизация династии и продление срока ее нахождения у власти.

Такие “возрождения в середине” имели место 1) в 27 г. н. э., когда после узурпации власти Ван Маном произошла реставрация династии Хань (Поздняя, или Восточная Хань, 27-220), 2) в 755-756 гг., когда танским императорам удалось подавить мятеж полководца Ань Лушаня и стабилизировать погружавшуюся в хаос империю, продержавшуюся до 907 г., 3) в 1127 г., когда благодаря бегству на юг династии Сун сохранила свою власть над южным Китаем до монгольского завоевания 1279 г. (север был завоеван чжурчжэнями) и 4) в 1861-1875 гг., когда в правление малолетнего императора Тун-чжи Китай смог оправиться от ударов, нанесенных ему Второй Опиумной войной и англо-французской оккупации Пекина, а также от последствий охватившей в то же время юг страны крестьянской войны тайпинов.

Начало правления новой династии действительно почти всегда был отмечен экономическим подъемом и расцветом; обычно это можно объяснить эффектом объединения страны и прекращением всевозможных смут и междоусобиц, положивших конец правлению предыдущей династии. Кроме того, политические реформы, проводимые новой династией способствуют повышению эффективности деятельности государственного аппарата и искоренению таких зол конца династийного цикла, как коррупция и произвол чиновников на местах. Традиционные представления об этом процессе выражены фразой: “Принцип чередования расцвета и упадка есть не что иное, как Веление Неба” (шэн шуай чжи ли суй эр тянь мин е).

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!