ЗАНЯТИЕ 10. Игра «ЗАСЕЛИ СВОЙ БИОТОП»



 

Тип игры: настольная игра (экологическое лото).

Вариант:групповой.

Основные понятия: биотоп, биоценоз, биогеоценоз (биогидроценоз), организмы-автотрофы, гетеротрофы, редуценты.

Дидактический материал: набор игровых карт: больших (размер 25x28 см) и маленьких (7x6 см). Количество карт: больших — 9 штук (можно меньше — до 6 штук), маленьких — 72 штуки (до 48 штук). На больших картах в верхней части дается описание комплекса абиотических факторов определенного биотопа, в нижней части имеется прорезь, в которую учащиеся в процессе игры помещают картинку с изображением этого биотопа (с фитоценозом). Справа и слева на большой карте оставлено пустое место для размещения восьми маленьких карточек. На маленьких карточках даны изображения различных животных (от червей до млекопитающих), которые входят в биоценозы различных биогео (гидро) ценозов. Всего в наборе представлены компоненты девяти биогео (гидро) ценозов: степи, тундры, луга, широколиственного леса, болота, пустыни, реки, альпийского луга, озера.

Ниже приводятся описания биотопов названных биогео (гидро) ценозов.

Тундра — участок суши (слабохолмистая равнина), влажность повышенная, толщина слоя почвы невелика, дальше идет вечная мерзлота; короткое холодное лето и длительная суровая зима; сильные ветры.

Болото — участок водоема с неподвижной водой, почва переувлажненная, бедная питательными веществами, имеет склонность к постепенному зарастанию растительностью.

Широколиственный лес — равнинный или холмистый участок суши; климат мягкий: зима не очень морозная, лето теплое; влажность повышенная, сильные ветры бывают очень редко.

Луг — равнинный участок суши, влажность повышенная, почвы плодородные, богатые питательными веществами, хорошо увлажненные, образуется на месте лесов и болот.

Степь — равнинный участок суши, влажность пониженная, лето жаркое, зима морозная, дожди редки и имеют ливневый характер, сильные ветры, почвы плодородные.

Река — участок водоема с пресной текучей водой.

Альпийский луг — участок суши, рельеф горный, давление пониженное, постоянные ветры, короткое жаркое лето, длительная суровая зима, большие перепады температур днем и ночью.

Пустыня — равнинный участок суши, осадков очень мало, почва песчаная, лето длинное и очень жаркое, зима очень короткая и холодная, влажность очень низкая.

Озеро — участок водоема со стоячей пресной водой.

Перечень животных, которые могут быть предложены учащимся для «заселения» биотопов:

Степь — кузнечик, обыкновенная полевка, степной орел, пчела, крапчатый суслик, дрофа, овод, жаворонок.

Альпийский луг — кузнечик, архар, пищуха, снежный барс, кеклик, паук, бабочка, муха.

Тундра — песец, тундряная куропатка, лемминг, тундровый волк, полярная сова, северный олень, паук, комар.

Болото — болотная черепаха, серая цапля, лягушка, комар, стрекоза, личинка стрекозы, личинка комара, уж.

Луг — трясогузка, гусеница, бабочка, мышь-малютка, муха, божья коровка, тля, ящерица.

Лес — синица, лисица, прыткая ящерица, гадюка, лесная мышь, майский жук, еж, квакша.

Река — окунь, речной рак, плотва, зимородок, белая планария, личинка комара, речная улитка катушка, выдра.

Озеро — уж, карась, головастик лягушки, паук-серебрянка, жук-плавунец, щука, лягушка, малек карася.

Пустыня — серый варан, кобра, песчаная ящурка, навозник, саксауловый воробей, тушканчик, паук, бабочка.

Проведение игры:

Игра проводится в групповом варианте. Класс делится на группы по 4 человека. Правила игры целесообразнее объяснять по ходу игрового действия, так как они не очень сложны.

Игра включает в себя несколько этапов:

1) учитель раздает командам большие карты и предлагает игрокам ознакомиться с описанием биотопа, данного на их карте. Затем в течение трех минут учащиеся должны определить описание биотопа какого биогео (гидро) ценоза дано на карте и назвать его учителю. Если какая-то из команд затрудняется с ответом, учитель сам называет им биогео (гидро) ценоз. По мере того, как поступают ответы, команды от учителя получают картинку с изображением данного биогео (гидро) ценоза, которую вставляют в имеющуюся на карте прорезь;

2) после того, как команды определили, какой у них задан биогео (гидро) ценоз, учитель начинает показывать игрокам маленькие карточки с изображениями животных и называть их. Члены команд должны подумать (в течение 10 секунд), населяет ли это животное их биотоп и, если они считают, что населяет, поднимают руку. Если появляется несколько претендентов на одно животное, то карточка с его изображением отдается той команде, в которой раньше была поднята рука. Если по истечении 10 секунд очередная карточка не была затребована ни одной из команд, она откладывается в сторону с тем, чтобы быть предъявленной позже (по второму кругу).

Та из команд, которая правильнее всех «заселила» свой биотоп, является победительницей. Правильность «заселения» определяется самими игроками следующим образом: в левом верхнем углу каждой большой карты имеется условный значок.

Учитель предлагает учащимся перевернуть маленькие карточки и сравнить условный значок, который имеется на обратной стороне каждой карточки, с тем, что изображен на большой карте. Если значки одинаковы, значит, карточки выбраны правильно. Следует отметить, что поскольку одно и то же животное может встречаться в нескольких биоценозах, то на обороте маленькой карточки с изображением такого животного может быть несколько условных значков. В таком случае животное считается правильно отобранным, если хотя бы один из этих значков совпадает с тем, который изображен на большой карте.

Неправильно отобранные карточки учащиеся откладывают в сторону и больше их не трогают. Затем учитель предлагает членам команд подсчитать количество правильно отобранных карточек и сообщить ему. Команда, у которой это число наибольшее, — победитель;

3) если остается небольшой запас времени, то игру можно продолжить. Учитель предлагает учащимся из имеющихся у них маленьких карточек (правильно отобранных) составить всевозможные цепи питания. Объявляется конкурс на составление максимально возможного количества разных цепей питания и на составление самой длинной цепи питания. Свои варианты ответов команды записывают на листе бумаги и сдают учителю, который быстро подводит итоги и объявляет результаты.

При подведении итогов и выявлении команды-победительницы возможны два варианта:

1) победитель определяется только по итогам второго этапа игры;

2) победитель определяется по количеству баллов, набранных командой в ходе всех этапов игры.

 

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1024; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!