ЗАНЯТИЕ 4. Игра № 2 «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КУБИКИ»



(на закрепление понятий об адаптационных приспособлениях животных)

 

Основные понятия: приспособление (адаптация), пути (виды) адаптации: анатомический, морфологический, физиологический, этологический; относительный характер любой адаптации.

Тип игры: настольная игра-упражнение.

Дидактический материал: набор игровых кубиков (кубики № 1, 2, 3, то есть с абиотическими факторами среды, из игры № 1).

Внешний вид и описание кубиков см. в описании игры № 1.

Проведение игры:

Данную игру целесообразнее проводить в групповом варианте. Класс разбивается на группы по четыре человека (две соседние парты). На каждую группу выдается один набор кубиков. Учитель сообщает классу, сколько времени отводится на игру (5 — 10 минут). Задача играющих: бросив все кубики по очереди и получив при этом определенные значения различных абиотических факторов (температуры, освещенности и прочих), назвать любые приспособления живых организмов к воздействию данного параметра. Здесь возможны два варианта:

1) учащиеся один раз выбрасывают каждый кубик и, получив три различных параметра, пытаются назвать как можно больше различных приспособлений к данному параметру у разных животных. Побеждает та группа, которая назвала больше всех всевозможных приспособлений (во внешнем строении, внутреннем строении, поведении и т. п.) к определенному значению какого-то одного абиотического фактора;

2) учащиеся многократно бросают кубики, и каждый раз для полученного параметра называют хотя бы одно приспособление какого-то животного. В этом случае побеждает та группа, которая успела за отведенное время получить большее количество параметров и к каждому из них правильно назвать хотя бы одно приспособление какого-то животного.

Приведем примеры:

1 вариант. При выбрасывании кубика выпал следующий параметр: влажность 100% (то есть водная среда обитания).

Возможный вариант ответа:

1) обтекаемая форма тела (рыбы);

2) жабры (рыбы);

3) плавательные перепонки (земноводные);

4) плавники (рыбы);

5) тело покрыто слоем слизи, уменьшающей трение о воду (рыбы, земноводные);

и так далее.

2 вариант. При выбрасывании кубиков выпали следующие параметры:

1) t летом « -1, -3°С — густой мех (у наземных млекопитающих);

2)  (ночные животные) — большие глаза;

3) влажность ≈35% — летняя спячка (черепахи);

4) соленость повышенная (для водных животных) - определенные особенности обмена веществ;

и тому подобное.

Следует отметить, что количественный показатель используется только для создания соревновательности между командами. Большее внимание следует уделять качественности ответов, то есть члены команды должны уметь определить причину возникновения названных ими приспособлений у данных животных.

Абсолютным победителем (пять баллов в журнал) является группа, занявшая первое место и по количеству, и по качеству ответов.

Подведение итогов игры: по ходу игры учащиеся записывают свои ответы (без комментариев) на листах бумаги. По истечении отведенного на игру времени, работы сдаются учителю, который быстро подводит предварительные итоги (по количеству и правильности ответов) и называет претендентов на место победителя. Для того, чтобы стать победителем, члены команд-претендентов должны устно аргументировать свои ответы (объяснить, почему возникают названные ими адаптации). Правильность их ответов оценивается учителем совместно с остальной частью класса. После такого небольшого обсуждения (5 — 7 минут) объявляется команда-победительница. Игра завершена.

ЗАНЯТИЕ 5. «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ЖИВОТНЫХ»

Тип игры: устная игра в вопросы и ответы.

Вариант игры: групповой.

Основные понятия: экологическая группа, насекомоядные, плотоядные, хищники, растительноядные, падальщики и др.

Дидактический материал: нарисованный на листе плотного ватмана (или на доске) скалистый утес с пятью уступами и три фишки с номерами команд, которые крепятся на листе ватмана с помощью булавок, приклеенных на обратной стороне каждой фишки.

Проведение игры:

Игра проводится в групповом варианте. Размеры групп могут быть разными, но желательно не больше 8 — 10 человек.

Класс делится на группы. Затем учитель сообщает школьникам правила игры: всем командам будет предложено последовательно пять заданий. Каждое из заданий команды выслушивают все вместе, затем им отводится время для обсуждения задания. Первой отвечает команда, которая раньше всех закончила обсуждение и попросила слова. Свои ответы играющие излагают на листах бумаги, которые затем и сдают учителю. Учитель по очереди проверяет их (без комментариев), объявляет результаты (перемещает фишки на листе ватмана) и лишь затем дает свой краткий комментарий к ответам команд.

Ход игры иллюстрируется движением фишек на листе ватмана. За каждый правильный ответ фишка команды поднимается на одну ступень (уступ на скале), если команда ответила правильно, но затратила на это больше времени, чем было отведено, фишка остается на месте, если поступил неправильный ответ — фишка опускается на одну ступень. Победителем оказывается та команда, фишка которой на момент завершения игры окажется выше всех. Игроки команды-победительницы поощряются выставлением отличных оценок в журнал.

Задания к игре:

1. Составьте «меню» (из пяти «блюд») для какого-нибудь насекомоядного животного (время для обсуждения данного задания — 2 минуты).

2. По группе картинок с изображениями разных животных определите, к какой экологической группе относятся все эти животные. Почему вы отнесли их именно к этой группе? (3 минуты).

(Например, экологическая группа — ночные животные, — можно продемонстрировать фотографии или рисунки садовой сони, совы, лемура, геккона).

3. Определите (назовите) признаки, по которым животных разных видов объединяют в экологическую группу полярные животные. Назовите животных, относящихся к этой группе (3 минуты).

При ответе на вторую часть этого вопроса учитывается количество названных животных, то есть, какая команда их больше назовет.

4. По досадному недоразумению «меню» для двух разных экологических групп «смешали» в одно. Определите, какие это группы и составьте для каждой из них свое «меню», используя те объекты питания, которые перечислены: личинка комара, мелкая ящерица, майский жук, лягушка, паук, мелкая птица, муха, мышь (4 минуты).

Здесь возможна подсказка: если учащиеся затрудняются в определении групп, то их можно назвать (насекомоядные и хищные).

5. Распределите всех ниже перечисленных представителей разных отрядов рыб на 3 экологические группы: пресноводные рыбы, морские и проходные рыбы (3 минуты).

Скат - хвостокол, плотва, лещ, латимерия, осетр, горбуша, налим, треска, речной уторь, сардина, судак.

Возможные варианты ответов:

1. 1) Личинка комара;

2) Бабочка;

3) Муха;

4) Майский жук;

5) Комар.

2. Ночные животные. У таких животных, как правило, большие глаза. Большой размер зрачков позволяет им улавливать даже очень слабый, рассеянный свет и ориентироваться в пространстве.

3. Густой меховой или перьевой покров (преобладает пух), белая окраска, слой подкожного жира, конечности, опушенные шерстью или перьями и др.

4. Насекомоядные: личинка комара, майский жук, паук, муха. Хищные: мелкая ящерица, лягушка, мелкая птица, мышь.

5. Пресноводные: плотва, лещ, налим, судак. Морские: скат - хвостокол, латимерия, треска, сардина.

Проходные: осетр, горбуша, речной уторь.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 365; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!