ЗАНЯТИЕ 3. «Игра № 1 «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КУБИКИ»



(на закрепление понятий о факторах среды обитания)

 

Основные понятия: среда обитания живых организмов, факторы среды обитания: абиотические, биотические, антропогенные; лимитирующая роль экологических факторов.

Тип игры: настольная игра-упражнение.

Дидактический материал: набор игровых кубиков, выполненных из плотного картона. В набор входят пять кубиков: три из них несут информацию об абиотических факторах (различных степенях изменчивости температуры воздуха летом, освещенности, влажности, солености и высоты над уровнем моря), четвертый — о биотических факторах, пятый — об антропогенных факторах.

Ниже дается развертка экологических кубиков (размеры граней — 3,5 х 3,5 см).

 

 

Проведение игры:

Игра может проводиться в двух вариантах: фронтальном и групповом, Фронтальный вариант: проводится с целью ознакомления класса с правилами игры, с условными обозначениями, требованиями, предъявленными к играющим. Время, затрачиваемое на игру — 10 — 15 минут. Сначала учитель знакомит класс с правилами игры, условными обозначениями, требованиями, предъявляемыми к игрокам.

Правила и ход игры: играющий последовательно бросает все пять кубиков: сначала — кубики с абиотическими факторами, затем — с биотическими и с антропогенными факторами. Выбросив первые три кубика, на доске (или на листе бумаги) играющий записывает значения полученных параметров. Например:

t летом +35, +42° С; ; влажность ≈35%. По этим параметрам игрок подбирает соответствующий тип сообщества (например, пустыня) и называет одно (или несколько) животное, обитающее при данных абиотических условиях среды (в данном сообществе) — например, скорпион. Затем играющий бросает четвертый кубик и получает какой-то биотический фактор, влияющий на выбранное им животное. Он должен оценить степень влияния данного фактора на это животное и дать несколько вариантов путей и результатов такого воздействия. Например, выпал фактор «животное того же вида». Возможный ответ: «Этот фактор оказывает воздействие. Если вне периода размножения скорпион встречает другого скорпиона, то возможна конкуренция за пищу, за убежище, за территорию. В период размножения — конкуренция за самку (с самцом), с самкой — брачные отношения».

Затем бросается пятый кубик, и играющий получает один из антропогенных факторов. Требования те же, что и к предыдущему ходу. Например, выпал фактор «вырубка леса». Возможный ответ: «Данный фактор не оказывает воздействия на такое животное, как скорпион».

Если выпадают два противоречивых значения одного и того же фактора, то следует бросить кубик еще раз, пока не будут получены правдоподобные сочетания факторов.

В результате — происходит моделирование взаимоотношений какого-то животного со средой обитания, оценивается степень влияния того или иного фактора на животное.

Учащиеся по одному по желанию выходят к доске и с помощью учителя пытаются дать правильный и полный ответ. Подсказки из класса приемлемы и поощряются. Оценки за игру в данном варианте не выставляются.

Групповой вариант: правила и требования те же. Класс разбивается на группы по четыре человека (две соседние парты). На каждую группу выдается один набор кубиков. Учитель сообщает классу сколько времени отводится на игру (5 — 10 минут). За это время играющие могут по одному разу бросить кубики и все оставшееся время обдумывать ситуацию, могут — по несколько раз. Но в конце игры каждая группа должна сдать листы со своим вариантом моделирования ситуации (одной или нескольких). Учитель оценивает сданные работы и выставляет в журнал только отличные оценки. Оценки «4», «3», «2» не выставляются, но сообщаются учащимся.

Таким образом, игра может проводиться в течение двух или даже трех уроков: первый урок — проведение фронтальной игры, второй — проведение групповой, третий — подведение итогов; а может — в течение одного урока (если есть такая возможность).


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 592; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!