ЗАНЯТИЕ 6. «ПУТЬ ГОЛОВАСТИКА»



Тип игры: настенная заключительно-обобщающая игра по разделу «Среда обитания и факторы среды».

Вариант игры: групповой (команда).

Основные понятия: обобщаются все понятия раздела «Среда обитания и факторы среды», названные в предыдущих трех описаниях.

Дидактический материал: нарисованное на листе ватмана игровое поле, фишки с номерами команд, которые крепятся на игровом поле с помощью булавок, и большие номера команд, которые помещаются на столе перед каждой командой.

Проведение игры:

Игра проводится в групповом варианте. Класс делится на команды. Затем учитель сообщает школьникам цель и правила игры. Главная цель — повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела «Среда обитания и факторы среды», а также темы «Класс земноводные».

Правила игры:

1. На игровом поле размещены игровые ходы различных геометрических конфигураций (или же различных цветов). Ходов одного типа — по несколько штук, все они пронумерованы. Каждая команда начинает движение со своего хода в виде круга. Цель — как можно скорее добраться до последнего хода.

2. Ходы команды делают по очереди. Каждая команда получает право на очередной ход только правильно ответив на блиц-вопрос. Если ответ неверен — остается на месте.

3. Переходить с места на место можно только по линиям, соединяющим ходы. Каждая команда должна побывать на ходах всех имеющихся конфигураций (или цветов).

4. Команда, получившая право на очередной ход, сама решает, на какой именно из нескольких ходов одинаковой конфигурации она собирается перейти и сообщает его номер учителю. Учитель передвигает фишку.

5. На игровом поле есть несколько «сгорающих» ходов, то есть команда, которая попала на такой ход, выбывает из игры, так как в этом случае развитие головастика прерывается по какой-либо причине.

6. Команда, попавшая на «сгорающий» ход, может вернуться в игру, только правильно ответив на штрафной вопрос (повышенной сложности).

К сведению учителя:

Если команда попадает на ход в виде ромба № 1, то она не выбывает из игры, но пропускает ход, так как на дне развитие икры замедляется.

Примерные блиц - вопросы для команд (на обсуждение каждого вопроса — 30 секунд).

 

Команда 1 Команда 2 Команда 3 Команда 4
1. Назвать любой абиотический фактор Назвать любой биотический фактор Назвать любой антропогенный фактор Назвать любой абиотический фактор (не называвшийся другой командой)
2. Сколько сред обитания выделяют? Лягушка обитает в ...... среде обитания Змея обитает в .....среде обитания Дождевой червь обитает в ...... среде обитания
3. Жабры — это приспособление к обитанию в ...... среде обитания Густой мех — это приспособление к обитанию в условиях .... Большие глаза - это приспособление к обитанию……… Роговые чешуи - это приспособление, защищающее от ....
4. Осетр относится к экологической группе..... Окунь относится к экологической группе ....... Олень относится к экологической группе……. Волк относится к экологической группе ......
5. Свет — это .... фактор среды Пища — это ..... фактор среды Влажность — это ......фактор среды Вырубка леса — это ……фактор среды
6. Экология — это ..... Миграция — это………… Гетеротрофы — это ........ Местообитание— это……..

 

Примеры штрафных вопросов.

Вопросы взяты из книги С. С. Молис, С. А. Молис «Активные формы и методы обучения биологии. Животные».

1. Правильна ли пословица «На то и щука в море, чтобы карась не дремал»?

2. В одном из районов Колумбии в борьбе с насекомыми, вредящими лесам, многократно применялись сильнейшие ядохимикаты. И вдруг оказалось, что в ближайших реках полностью исчезли лососи. Какова связь между упомянутыми фактами?

3. В умеренном климатическом поясе водится несколько десятков видов земноводных, а в тропиках их около 1,5 тысячи видов. Объясните этот факт.

Перед началом игры проводится жеребьевка: номера команд выкладываются на столе цифрами вниз, представители команд по одному подходят и вытягивают свой номер, который они затем устанавливают перед собой на парте. Команда, вытянувшая номер 1, начинает игру.

Если какая-то из команд попала на «сгорающий» ход, то учитель сообщает им об этом и объясняет, почему они должны выбыть из игры. Если команда изъявляет желание вернуться в игру, то учитель зачитывает им штрафной вопрос. Игроки обдумывают ответ на вопрос в течение того времени, которое понадобится остальным командам на то, чтобы сделать свой очередной ход. Когда вновь приходит очередь делать ход проштрафившейся команде, они дают ответ на вопрос. Если ответ неверен, команда выбывает из игры, если же он правильный — команда получает право очередного хода.

На игровом поле имеются следующие «сгорающие» ходы:

ромбик № 3 — икра, прикрепленная к водным растениям, высохла из-за понижения уровня воды в водоеме;

шестигранник № 1 —головастик съеден жуком-плавунцом;

прерывистый круг № 3 — головастик выловлен сачком аквариумиста;

треугольник № 1 — головастик съеден рыбой;

полукруг № 2 — молодой лягушонок съеден цаплей.

Победителем в игре является та команда, которая первой попадет на ход в виде полукруга № 1. Команды, оказавшиеся на этом месте позже, соответственно занимают второе, третье и четвертое места. В данном случае оценки «5» выставляются членам команды, занявшей первое место, оценки «4» (с согласия игроков) выставляются членам команды, занявшей второе место.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 306; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!