Нейтрализация оппозиций (сравнить взгляды Московской и Ленинградской школ)



 

Нейтрализация фонем:

Московская фонологическая школа (МФШ)считает, что при нейтрализации фонем возникает так называемая гиперфонема, которая реализуется в разных вариантах в составе разных слов.

{б-п}

И в разных формах слова реализуются разные варианты одной фонемы.

Ленинградская фонологическая школа (ЛФШ)считает, что нейтрализации нет. «В разных формах одного и того же слова имеет место оппозиция двух фонем».

Обе школы имеют равное влияние в лингвистике.

 

Фонетическое членение речи: фразы, синтагмы, такты, слоги

Речь фонетически представляет собой звуковой поток или цепь звучаний. Эта цепь распадается на соподчиненные звенья, являющиеся особыми, чисто фонетическими единицами языка, следующими друг за другом во времени.

Фонетические единицы речи как звенья речевой цепи – это:

1) фразы,

2) такты,

3) слоги;

4) звуки.

Таким образом, звуки речи употребляются не изолированно, а в условиях слогов, тактов и фраз.

Фраза– это самая крупная фонетическая единица, которая объединяется интонацией. Фраза распадается на такты.

Такт– это часть фразы (один или несколько слогов), объединенная одним ударением.

Такты, в свою очередь, распадаются на слоги.

Слог– это часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков; при этом не все звуки могут образовать слог, т. е. быть слоговыми (или слогообразующими). Для этого не годятся в составе слов звуки мгновенные, т. е. взрывные и аффрикаты.

Слог. Теории слога. Виды слога

Слог– минимальная произносительная единица речи.

Длительные могут быть слоговыми по степени сонорности, максимально сонорные – гласные, сонорные- согласные и фрикативные.

 

Теории слога:

Экспираторнаятеория.

Каждый слог образуется на выдохе.

1 слог = 1 выдох.

Сонорнаятеория.

Слог – это сочетание менее звучного элемента с более звучным (гласным или сонантом)

Теориямускульногонапряжения.

На каждый слог приходится пик мускульного напряжения. (Л. В. Щерба предложил теорию пульсации, т. е. объяснял слоги как отрезки речи, соответствующие чередованиям нагнетания и разрядки мускульного напряжения речевого аппарата во время произношения).

Виды слога:

По своему звуковому строению слоги можно подразделить на:

1) Открытые (заканчиваютсянагласный);

2) Закрытые (заканчиваются на согласный)

При этом слоги, кончающиеся сонорными согласными, можно называть полуоткрытыми

(это важно для понимания слогораздела).

По началу слога:

1) Неприкрытые (начинающиесягласной)

2) Прикрытые (начинающиесясогласной)

+

1) Долгиеслоги

2) Краткиеслоги

3) Ударныеслоги

4) Безударныеслоги

Сочетание двух гласных в пределах слога называется дифтонгом, при этом одна из этих гласных будет слоговой, другая – неслоговой. Слоговой будет та гласная, которая обладает большей длительностью и на которую может падать ударение.

 

Дифтонги бывают:

1) нисходящими, если в них первая гласная –слоговая;

2) восходящими, если в дифтонге вторая гласная слоговая.

Русскому языку дифтонги чужды (заимствуя из др. языков слова с дифтонгами, русские разлагают их на два слоговых монофтонга, получается лишний слог; или превращают неслоговую гласную дифтонга в согласную, подгоняя под свои сочетания ай, ой, эй, ий, уй, ав.

Звук речи – это часть слога, произнесенная за одну артикуляцию, т. е. с наличием одной экскурсии и одной рекурсии; если же экскурсий и рекурсий будет более чем по одной, то это уже не одна артикуляция, а следовательно, и не один звук, а звукосочетание; например, в русском [ц] один звук, где в экскурсии смычка, а в рекурсии мгновенный выход в щель с фрикацией, а [тс] – звукосочетание, где две экскурсии и две рекурсии (для [т] и для [с]); ср. произносящиеся по-разному две фамилии: Коци Котс(а также кот-с).

Ударение, его виды

Вопрос о редукции, т. е. об изменениях звуков (по преимуществу гласных) в безударных слогах, тесно связан с вопросом об ударении.

Ударение– это выделение из группы слогов одного слога.

Это в разных языках достигается различными средствами:                                                          

1) силой или интенсивностью артикуляции – это динамическоеударение (иначе: силовое, его также часто называют экспираторным);                                                        2) долготой произношения – это квантативное ударение (иначе: количественное или долгóтное);                                                                                                            

3) движением голосового тона (восходящего, нисходящего или комбинированного) на фоне нейтральноготона прочих слогов – это тоновое ударение (иначе: мелодическое, музыкальное).

Чисто тоновое ударение – в китайском, дунганском, корейском, японском языках. Языки с чисто количественным ударением встречаются редко.

Если в русском языке удлинить безударный слог, то возникает иллюзия второго ударения. Иллюзия двух слов с двумя ударениями получается и в военных командах: кру:гом! Бе:гом!

При экспираторном и экспираторно-комплексном ударении его место в слове может быть фиксированным или нефиксированным.

Это одноместноефиксированное ударение. Бывает ударение фиксированное, но разноместное, например в итальянском языке: на предпоследнем слоге casa – «дом», на последнем libertá – «свобода», на третьем с конца tempera – «темпера» (вид минеральной краски) и даже на четвертом с конца – recitano.

Примером языка с нефиксированным, разноместным и подвижным ударением может служить русский, где для тех же слов и корней ударение может быть на любом слоге и даже уходить за пределы слова (например, на предлог: голова’, голо’вка, го’лову, на’голову). Благодаря способности передвигаться, ударение в русском языке играет большую роль в грамматике, различая грамматические формы, например: руки’– ру’ки, насы’пать – насыпа’тьи т. п.

Динамическое и динамически-комплексное ударение может быть причиной редукции.

Различают количественную и качественную редукцию.

При количественной редукции гласные безударных слогов теряют в долготе и силе (это условно и называют количеством в гласных), но характерный тембр сохраняют в любом слоге.

При качественной редукции происходит то же, что и при количественной, но слоговые гласные безударных слогов не только делаются слабее и короче, но и теряют те или иные признаки своего тембра, т. е. качества.

Голосовые связки при редуцировании безударных гласных звучат также слабее, что уменьшает их сонорность.

При очень сильной редукции безударные гласные могут доходить до нуля, т. е. переставать произноситься, например, в таких словах, как жа’в[о]ронки, про’в[о]лока, суто’л[о]ка, все-т[a]ки.

Редукция может затрагивать и согласные; этим следует объяснять такие явления в русском, как превращение йота в [и] и неслоговое») на конце слогов и в безударных слогах, оглушение конечных звонких согласных в слове и некоторые другие.

 

Виды ударения:

1. Словесное;

2. Фразовое .

По природе различается:

1. Динамическое;
2. Количественное;
3. Музыкальное.

При динамическом (силовом) ударный слог произносится с большим усилием.

При количественном (квантитативном) с большей длительностью, обычно только в сочетании с силовым.

При музыкальном ударный слог произносится с особым тоном.

По месту ударения в системе языка различают:

1Свободное;
2. Фиксированное (связанное).

По месту ударения в системе форм слова различают:

1. Одноместное;
2. Разноместное.

Одноместное – яблоко à яблоки

Разноместное – гора à горы

 

В многосложном слове:

1. Главное;
2. Второстепенное.

Фразовое ударение может быть нейтральным и логическим.

Он завтра уезжает.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1135; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!