Языковой знак. Свойства знака
Как орудие общения язык должен быть организован как целое, обладать известной структурой и образовать единство своих элементов как некоторая система. Прямое «отражение» вещей может быть только в звукоподражаниях.
Свойства:
1) Знак должен быть материальным, т. е. должен быть доступен чувственному восприятию, как и любая вещь.
2) Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует, поэтому знак – член второй сигнальной системы.
3) Содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, тогда как содержание вещи исчерпывается ее материальной характеристикой.
4) Содержание знака определяется его различительными признаками, аналитически выделяемыми и отделяемыми от неразличительных.
5) Знак и его содержание определяется местом и ролью данного знака в данной системе аналогичного порядка знаков.
ЯЗЫК КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА
Знаки – заменители предметов. В процессе использования знаков возникает знаковая ситуация.
Свойства знака:
1) Наличие материальной формы;
2) Наличие смысла или содержания;
3) Существование только в пределах системы и противопоставленность другим знакам системы;
4) Условность;
5) Обязательное наличие связи между понятием и знаком для всех, кто использует знаковую систему.
Свойства языка:
1) Сложность;
2) Универсальность.
Структура языка:
1) Фонемы;
2) Морфемы;
3) Лексемы;
4) Словосочетания и предложения.
|
|
Структура языка. Языковые уровни.
Язык имеет уровневую организацию:
- Текст – текстовый уровень
- Предложения и словосочетания – синтаксический уровень
- Слова – лексический уровень
- Морфемы – морфемный уровень
- Фонемы – фонемный уровень.
Парадигматические и синтагматическиеотношения в языке.
• Парадигматические отношения (= inabsentia) (совокупность)
• Синтагматические отношения (= inpresentia)
Синтагматические отношения между элементами языка - это отношения единиц в линейной последовательности. Иначе эти отношения называют комбинаторные. (пример: дом стоит в поле).
Парадигматические – группировки единиц в классы на основании общности или сходства их некоторых существенных свойств. То есть парадигматические отношения никогда не характеризуются отношением реального взаимодействия. (пример: дом-дома-дому, падеж).
Теории происхождения языка (до теории Энгельса)
В I главе книги Бытия сказано, что бог творил словесным заклинанием и сам человек был сотворен силой слова, а во II главе той же книги рассказывается, что бог творил «молчком», а потом привел к Адаму (т.е. к первому человеку) всех тварей, чтобы человек дал им имена, как он назовет, так чтобы и было впредь.
|
|
В этих наивных легендах уже обозначились две точки зрения на происхождение языка:
1. Языкнеотчеловека;
2. Языкотчеловека
В различные периоды исторического развития человечества этот вопрос решался по-разному.
Внечеловеческое происхождение языка первоначально объяснялось, как «божественный дар».
Со времен античности сложилось много теорий происхождения языка:
1. Теория звукоподражания (идет от стоиков (древнегреческих философов) и получила поддержку в XIX и даже XX в.).
Суть теории: «безъязычный человек», слыша звуки природы (журчание ручья, пение птиц и т.д.), старался подражать этим звукам своим речевым аппаратом. Конечно, в любом языке есть несколько звукоподражательных слов (ку-ку, гав-гав, пиф-паф и т.д.) и производных от них (кукушка, гавкать, хрюкать и т.д.). Но, во-первых, их очень мало, во-вторых, «звукоподражать» можно только «звучащему», а как же тогда назвать «безгласное»: камни, дорога, дома, квадраты и многое другое?
Наблюдение над языками показывает, что, для того чтобы «звукоподражать», надо в совершенстве уметь управлять речевым аппаратом, чем первобытный человек с неразвитой гортанью не мог владеть.
2. Теория междометий (идет от эпикурейцев (древнегреческие ученые), противников стоиков; поддерживал Жан-Жак Руссо в XVIII в.).
|
|
Суть теории: первобытные люди инстинктивные животные вопли превратили в «естественные звуки» - междометия, сопровождающие эмоции, откуда якобы произошли все иные слова.
Междометий в языках даже меньше, чем звукоподражательных слов. Причина возникновения языка сторонниками этой теории сводится к экспрессивной функции. Следует сказать, что в языке есть очень многое, не связанное с экспрессией, и эти стороны языка являются самыми важными, ради чего и мог возникнуть язык.
Данная теория предполагает наличие «человека без языка», который пришел к языку через страсти и эмоции.
3. Теория «трудовых выкриков» (возникла в XIX в. в трудах вульгарных материалистов).
Суть теории: язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд.
«Трудовые выкрики» только средство ритмизации труда, они ничего не выражают, даже эмоций, а являются только внешним, техническим средством при работе. Ни одной функции, характеризующей язык в этих «трудовых выкриках» обнаружить нельзя.
Ошибочно мнение, что эта теория близка к теории Ф. Энгельса.
4. «Теория социального договора» (появилась с середины XVIII в.; опиралась на некоторые мнения античности).
|
|
Адам Смит провозгласил ее первой возможностью образования языка. У Руссо было иное толкование в связи с его теорией двух периодов в жизни человека: первого – «природного», когда люди были частью природы и язык «происходил» от чувств, и второго – «цивилизованного», когда язык мог быть продуктом «социальной договоренности».
Суть: в позднейшие эпохи развития языков возможно «договориться» о тех или иных словах, особенно в области терминологии.
Но совершенно ясно и то, что для объяснения первобытного языка эта теория ничего не дает, т.к. чтобы «договориться» о языке, надо уже иметь язык, на котором «договариваются». Кроме того, данная теория предполагает сознательность у человека до становления этой сознательности, развивающейся вместе с языком.
5. Существовали на протяжении долгого времени различные теории происхождения языка (звукового) из жестов (XIX – XX в.).
Все ссылки на наличие якобы чисто «жестовых языков» не могут быть подтверждены фактами; жесты всегда выступают как нечто вторичное для людей, имеющих звуковой язык. Среди жестов нет «слов», и жесты не связаны с понятиями. Жесты могут быть указательными, экспрессивными, но сами по себе не могут называть и выражать понятия, а лишь сопровождают язык слов, обладающий этими функциями.
6.Происхождение языка из аналогии с брачными песнями птиц как проявления инстинкта самосохранения (Ч. Дарвин) и тем более из пения человеческого (Ж.-Ж. Руссо – в XVIII в., О.Есперсен – в XX в.) или даже «забавы».
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 417; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!