Создание бога с нуля: руководство для начинающих



 

Придумай странное

 

Религиозные понятия, по Буайе, формируются так: придумывается объект, небольшая часть свойств коего противоречит его онтологической категории.Например, Бог относится к категории ЧЕЛОВЕК, но обладает противоречащими ей свойствами всеведения и всемогущества. Священная гора, которую кормит народ аймара в Андах, относится к категории ОБЪЕКТ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ, но обладает пищеварением.

 

Но не слишком странное

 

Здесь важно подчеркнуть несколько деталей.

1) Онтологическая категория не разрушается – из неё делается единственное исключение.Аймара вовсе не считают, что все горы едят – нет, ест вот эта, священная.

2) Список странностей краток. Нарушается лишь небольшая часть свойств, а не все подряд – так, Бог всемогущ и всеведущ, но во всем остальном у него вполне человеческая психика (по крайней мере, в представлении верующей массы; богословы никогда не смогут донести до неё свои утончённые построения именно потому, что они утончённые).

3) И это не слишком странные странности.Важно не только то, какой длины перечень нарушенных свойств, но и то, какие это свойства.Изменение не должно затрагивать слишком уж фундаментальных свойств: что существование непрерывно (ничто не существует только по средам), что мыслящие субъекты обладают памятью (поэтому боги не забывают всё тотчас), что каждый хочет, чтобы осуществлялись его намерения (поэтому боги не покарают за послушание). Нарушение этих правил разрушило бы основу для интуитивных умозаключений; о свойствах богов и духов ничего нельзя было бы сказать заранее. Распространение такой религии было бы так же трудоёмко, как обучение высшей математике – передача огромной массы контринтуитивной информации, которую нужно большими интеллектуальными усилиями увязывать в систему. Разумеется, такая религия не имела бы шансов на успех. Коммуникация успешна, пока передается небольшой объём информации: «Христос сын Божий, исцелял больных и воскрес из мёртвых»; во всем остальном Христос – человек, а что такое человек и каковы его свойства, неофит и сам знает.

 

Буайе приводит пример: изображённый круг с выемкой или квадрат с выступом мы распознаем именно как «испорченный круг» или «испорченный квадрат» (чему, кстати, очень трудно научить компьютер). Но такое распознавание работает лишь до определённого предела: если исказить квадрат слишком сильно, он уже не будет восприниматься как квадрат. При создании религиозных понятий важно не переступать этого предела.

 

Буайе приводит примеры, как при создании фантастического наше воображение движется проторенными путями, создавая не слишком фантастическое: когда испытуемые рисовали "фантастическое животное", у этих зверей было много глаз – но хотя бы два смотрели вперед, много ног – но ноги располагались парами (с. 88). Другой пример – оборотни. Оборотни нарушают свойство фрейма ЧЕЛОВЕК "все люди имеют одно и то же и неизменное строение тела" (Буайе отмечает, что его нарушают и некоторые природные процессы, например, превращение гусеницы в бабочку). Между тем результаты обработки огромных масс фольклора показывают, что превращения обычно происходят между близкими онтологическими категориями (т.е. свойства фреймов во многом совпадают): человек чаще всего превращается в животное (причём обычно в зверя или птицу, а не, скажем, в насекомое), намного реже – в растение, ещё реже – в неодушевленный предмет (с. 96). К тому же обычно оборотень после превращения сохраняет человеческую психику (та же царевна-лягушка). То, что превращение неполное (с сохранением психики) и в близкую онтологическую категорию, позволяет думать об оборотне как о человеке, воспринимать его как «особенного человека» и распространять на него всё наше огромное интуитивное знание о свойствах человека.

 

Набор «удачных странностей» скуден

 

Буайе говорит, что набор противоестественных для данной онтологической категории свойств, сохраняющих потенциал для умозаключений, весьма скуден. Так, для онтологических понятий ЧЕЛОВЕК и ЖИВОТНОЕ это некоторые физические свойства (бесплотность призраков), физиологические (бессмертие богов), когнитивные (предвидение). Для ОРУДИЙ это приписывание им физиологических свойств (кровоточащие статуи) или когнитивных (предметы, которые слышат сказанное). По утверждению Буайе, перелопатив горы фольклорного материала, мы найдём гигантское количество сверхъестественных существ, но все они уложатся в эти и ещё несколько других шаблонов.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!