Часть 1. Религии и бытовое представление об их корнях



П. Буайе. Объясняя религию. Природа религиозного мышления (конспект книги)

 

Аннотация

 

Книга культурного антрополога П.Буайе посвящена науке, которую можно назвать когнитивным религиоведением. Основываясь на обширных и новейших экспериментальных данных о человеческом мышлении, часть которых получена лично им,учёный подробно проясняет многие аспекты религиозной жизни человечества. Он рассказывает, как возникают религиозные идеи, почему они столь притягательны, отчего религия ведает вопросами морали и смерти, зачем людям ритуалы,при каких условиях учение о Боге порождает насилие и в чём корни религиозного фундаментализма.

Попутно Буайе камня на камне не оставляет от представлений, бытующих по всем этим вопросам среди обывателей, и в этом, пожалуй, главная ценность книги. Кроме того, приведённые сведения об устройстве человеческого мышления интересны и сами по себе.

 

Это конспект книги, в оригинале насчитывающей более 450 страниц. Автор конспекта надеется, что ему удалось сохранить все существенные факты, идеи и аргументы, пожертвовав лишь их подробным «разжёвыванием» и многократным повторением. Ссылки на страницы даны по изданию П. Буайе. Объясняя религию. Природа религиозного мышления. М.: Альпина-нон-фикшн, 2016и приводятся в основном там, где упоминаются конкретные экспериментальные данные. Цитаты из Буайе выделены курсивом.

 

Оглавление

Часть 1. Религии и бытовое представление об их корнях. 3

1.1. Насколько разными бывают религии?. 3

1.2. Откуда взялась религия?. 4

1.2.1. Гипотеза "религия объясняет непонятные явления природы". 4

1.2.2. Гипотеза «религия объясняет природу зла». 5

1.2.3. Гипотеза «религия дает иллюзию контроля над случайностями и этим успокаивает» 5

1.2.4. Гипотеза «религия примиряет с неизбежностью смерти». 5

1.2.5. Гипотеза «религия сплачивает общество» + гипотеза «религия предписывает нормы морали» 6

1.2.6. Гипотеза «люди просто готовы поверить в любую чушь». 6

1.2.7. Гипотеза «религия – продукт мистического опыта». 6

1.3. Что общего между всеми религиями?. 7

Часть 2. Бог в голове. Как когнитивные системы создают религиозные представления. 8

2.1. Роль когнитивных искажений. 8

2.2. Мир как результат чьей-то деятельности. 9

2.3. Концепция мемов. 10

2.4. Когнитивные системы анализа данных («системы логического вывода») 10

2.5. Явные идеи как продукт работы когнитивных систем.. 13

2.6. Работа с воображаемым.. 13

2.7. Культура как результат «нештатной» эксплуатации когнитивных систем.. 14

2.8. Как информация упакована в голове: фреймы и онтологические категории. 14

2.9. Запоминать странное. 16

2.10. Создание бога с нуля: руководство для начинающих. 16

2.10.1. Придумай странное. 16

2.10.2. Но не слишком странное. 17

2.10.3. Набор «удачных странностей» скуден. 18

2.10.4. Когнитивные системы тебе всё равно не поверят. 18

2.11. Теория релевантности. 19

Часть 3. Там, за краем. Религия, смерть и загробная жизнь. 20

3.1. Религия и смерть. 20

3.2. Мёртвое тело как «когнитивный детонатор». 21

3.3. Обряд двойных похорон. 22

3.4. Представления детей о смерти и система избегания хищников. 22

3.5. Релевантность мертвеца. 23

Часть 4. Социальный мозг. 24

4.1. Социальный интеллект в целом.. 24

4.2. Сплетни и сплетники. 24

4.3. Когнитивная система социального обмена. 25

4.4. Альтруизм и естественный отбор. 25

4.5. Сигналы готовности к сотрудничеству. 26

4.6. Коалиции. 26

4.7. Наивная социология. 28

4.8. Социальные группы как коалиции. 28

Часть 5. Бог и совесть. 31

5.1. Отношение богов и духов к нравственности. 31

5.2. Компоненты личной морали. 31

5.3. Всезнание и социум.. 32

5.4. Релевантность всезнания. 33

5.5. Кажущаяся объективность морали. 34

Дополнение. Моральные запреты и внеморальные правила. 34

Часть 6. Ритуалы.. 36

6.1. Что в ритуалах требует объяснения. 36

6.2. Императивность ритуала. 36

6.3. Жертвоприношение как акт социального обмена. 37

6.4. Инициация как обряд. Парадоксальность инициации. 38

6.5. Обряд как продукт наивной социологии. 39

6.6. Боги и духи как рационализация ритуала. 40

6.7. Боги действуют на людей, люди на богов. 40

6.8. Симптомы обсессивно-компульсивного расстройства как аналог ритуалов. 41

Часть 7. Религия как социальный институт. 42

7.1. Верить без институтов. 42

7.2. Шаманы vs. священники. 42

7.3. Религия как бренд и доктрины, созданные церквями. 43

7.4. Роль письменности. 44

7.5. Воздвижение доктрины.. 44

7.5.1. Изгнание духов. 44

7.5.2. Упразднение чудес. 45

7.5.3. Устранение умерших из социальной жизни. 45

7.5.4. Деление на своих и чужих. 45

7.6. Религиозные доктрины и насилие. 45

Часть 8. Религиозный фундаментализм.. 46

8.1. Фундаментализм и наивные версии его происхождения. 46

8.2. Фундаментализм как реакция на обесценивание коалиций. 46

 


Часть 1. Религии и бытовое представление об их корнях


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!