Представления детей о смерти и система избегания хищников



Пиаже и другие психологи ХIХ в обнаружили, что детей ставят в тупик вопросы типа "куда делся дедушка?" и заключили из этого, что дети не имеют представления о смерти. Но здесь классики попали в стандартную ловушку: на прямые вопросы отвечает только сознание. Чтобы выяснить, какой информацией мы пользуемся неосознанно, нужно задавать косвенные вопросы.

В наши дни эксперименты Баррета показали, что уже четырёхлетки понимают: в результате успешной охоты хищника жертва никогда больше не будет расти, двигаться и, как пишет Буайе, "обладать сознанием" (вероятно – думать, чувствовать, хотеть) (с. 293). Больше ничего об этих экспериментах БарретаБуайе не сообщает, но, ссылаясь на них, делает смелое предположение, что всё наше интуитивное представление о смерти выводится из "стать жертвой хищника"; мы боимся не умереть вообще, а именно быть съеденными. Мёртвые тела мучительны в частности потому, что напоминают нам об этой перспективе.

 

Релевантность мертвеца

Буайе отмечает, что мертвец в высшей степени релевантен в описанном выше смысле: он приковывает внимание, активирует много когнитивных систем, вызывает сильные эмоции. Система досье до всякой религии заявляет, что мёртвый все ещё с нами, а система защиты от заражения до суеверий объявляет его источником неведомой, но грозной опасности.

Нет ничего удивительного, заключает Буайе, что самый распространенный тип сверхъестественных сущностей – мертвецы и духи предков. Кажется, он даже утверждает, что когнитивный образ мертвеца является прототипом и чуть ли не всех остальных сверхъестественных сущностей. По крайней мере, так можно понять не вполне ясный фрагмент со с. 306: «Эта формула (восприятие умерших нашими системами логического вывода = сверхъестественная сущность) – простейший, а значит, наиболее успешный способ передачи концепции сверхъестественного субъекта. Конечно, во многих местностях к этой простой формуле добавляются более сложные представления о других сущностях – богах или духах, не бывших когда-то людьми. Однако замена «базового» уравнения в таких усложненных версиях происходит очень редко».


Часть 4. Социальный мозг

 

В эту часть вынесен краткий ликбез от Буайе по когнитивным механизмам, отвечающим за социальные взаимодействия. Эта информация, хотя и не вся, будет использоваться в разных местах последующего текста.

 

Социальный интеллект в целом

У человека по сравнению с другими видами чрезвычайно развит социальный интеллект. Например, у него существует когнитивная система досье, которая хранит информацию о каждом знакомом: что он любит, что он рассказывал о себе и т.д. В сотрудничестве с развитыми системами интуитивной психологии это позволяет ему анализировать сложные ситуации типа «Мэри знала, что Питер обиделся, когда она согласилась с Полом, назвавшим Дженни слишком умной для Марка».

 

У других видов присутствуют в лучшем случае зачатки или отдельные компоненты этих систем. Например, как продемонстрировали эксперименты ДэниелаПовинелли, шимпанзе могут отслеживать направление чужого взгляда, но сильно уступают людям в способности угадывать по направлению взгляда намерения партнёра (с. 169).

 

По словам Буайе, некоторые аспекты интуитивной психологии развились у человека как средство более эффективного спасения от хищников, а другие – как средство сотрудничества.

 

Сплетни и сплетники

 

Сплетня – это информация:

 

1. О конкретном человеке.

2. Которую он сам предпочёл бы не распространять.

3. Касающаяся его ресурсов, половых связей, статуса и других аспектов, важных для его социальной жизни.

Третий пункт объясняет притягательность сплетен. Они процветают во всех человеческих обществах именно потому, что это источник сведений, важный для социальной жизни. Для сравнения: на людей, которые увлечённо собирают и распространяют информацию на другие, нейтральные темы, мы смотрим с недоумением. Таково отношение к фанатам певца, собирающим подробности записи каждой песни, или британским рейнспоттерам. Последние – это люди, которые все выходные следят за поездами, чтобы составить как можно более полный перечень всех составов всех железнодорожных компаний, включающий номера локомотивов и типы вагонов.

 

Второй пункт объясняет, почему сплетни в любом человеческом обществе осуждаются. Во-первых, мы не хотим, чтобы сплетничали о нас. Во-вторых, мы не хотим сами прослыть сплетниками, иначе нам перестанут доверять.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!