Концепция естеств права и общественного договора в учениях Г.Гроция и Т.Гоббса



Г.Гроций – «о праве войны и мира, 3 книги» - решение актуальных проблем м/ународного права. Природа человека, соц качества людей. Различает право естественное и право волеустановленное. Источник естеств права – человеч разум, стремление спокойного общения человека с др. Волеустановленное право (делится на человеч и божеств) – д соотв предписаниям естеств права. Основа практики феод права и феод строя. Ссылки на Бога и Священое писание, но Бог подчинен законам природы. Теория договорного происхождения г-ва. Г-во – союз людей д/соблюдения права и общей пользы. Признак г-ва – верховная власть (издание законов, правосудие, взимание налогов, ?войны и мира). Каждая форма правления основана на общ-ном договоре. 1. Народ м изменить образ правления, если это предусм в договоре или д-р расторгнут правителем 2. Право народа преобразовывать г-во. Осуждал войны, зачинщик д нести отв-ть.

Т.Гоббс – защитник королевской власти. «Левиофан или материя, форма и власть г-ва». – математич метод. Строил свое учение на изуч природы и страстей человека- людям присуще соперничество, недоверие, любовь к славе ( люди враги). Естеств право – свобода делать все д/самосохранения. Естеств закон – запрет делать то, что пагубно д/жизни. Следует искать мира. Г-во – это великий Левиофан (библейское чудовище), искусств ч-к или земной бог. Власть его абсолютна (издание законов, контроль за их соблюдением, уст налогов, назнач чиновников, судей и т.д). предпочтение – монархия (неограниченная). Правовое равенство лиц в их взаимных отношениях (суверен д обеспечить д/всех равную справедливость). Частн собств-ть – усл общежития. Свобода – делать то, что не запрещено законом. Гарантия правопорядка и законности – неогранич власть короля. Цель г-ва – безопасность индивидов достижима не только при абс монархии.

Дж.Локк о естественном праве, законах и гос-ве.

       Дж. Локк «2 трактата о правлении» естественное право, гражд об-во

       Представление о «естеств состоянии» , идея прав и свобод человека, состояние равенства

       Естественные права: собственность – право на собственную личность (индивидуальность), на свои действия, свой труд и его результаты, собственность связана с личностью.

       Собственность не м.б равной, против уравнительных теорий, против феод произвола, посягательств абс монархии на им-во подданных (налоги, конфискации).

       В естеств состоянии все равны, свободны, имеют собственность (с появлением денег она стала неравной), это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность, но закон нуждается в гарантиях (охране).

       Естеств законы обеспеч наказанием нарушителей закона (неотвратимость наказания).

       Гос-во – гарант прав и законов, естеств прав и свобод, исп силы об-ва д/приминения законов.

       Право народа пересмотреть соглашение в случае тирании, нарушении естеств прав или их гарантии.

       Гос-во созд д/гарантии естеств прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не д. посягать на эти права, д. гарантировать эти права.

       Абс монархия – один из случаев изъятия носителя власти из-под власти законов. Монархия против общ-ному д-ру, естеств праву и закону. Абс монархия – всегда тирания, т.к нет гарантий естеств прав.

       Пределы власти гос-ва – естеств права подданных .

       Различал законодат, исполнит и союзную (федеративную власти).

       Гарантия и воплощение свободы – равняя д/всех, незыблемый и постоянный закон.

       Законодат власть – высшая в гос-ве основана на согласии и доверии подданных (за представит с/му).

       Законодат и исп власти не д.б в одних руках.

       Законы строго обязательны д/правительства, чиновнеков и судей.

       Идея разделения властей – природа человека – созд правила и руководствоваться имим (законодат), исполнять решения(суд, исп власть), способность определять свои отношения с др людьми (союзная власть).

Учение Ш.де Монтескьё о гос-ве и праве.

Шарль Луи де Монтескьё «Персидские письма» , «О духе законов». Ход историиопред не божеств волей и не случайным стечением обстоятельств ,но действием соотв закономерностей. Эмпирические методы исследования. Возникновение политически организованного об-ва – историч процесс. Г-во и законы – следствие войн. Общий дух нации. На общий дух, нравы и законы нации воздействует мн-во причин (физич и моральные). Физич причины опред обществ жизнь на самых первых порах, когда народы выходят из состояния дикости (климат, почва, рельеф и положение страны). Ведущая роль – графич факторов. Моральные причины – вступают в действие позднее, с развитием цивилизации (принципы политич строя, рег=лигиозн верование, нравств убеждения и др). воздействуют сильнее чем физ причины. Принцип гос строя, свобода – личная безопасность, независимость индивида от произвола властей. Свобода – право делать все, что дозволено законами. 3 вида правления: республика (демократия и аристократия), монархия и деспотия. Республика – г-во где власть принадлеж либо всему народу (демократия), либо его части (аристократия). Движ сила – политич добродетель (любовь к отечеству). Монархия – единоличное правление, основ на беззаконие и произволе (трах, неправильная форма г-ва). Республика х-на д/небольших г-ств, монархия – д/средних, диспотия – д/обширных империй. Учение о разделение властей (законодат,испонит, судебная), чтоб она принадлежала различным гос органам, спец полномочия, чтоб сдерживали друг друга.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 367; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!