Политический спор Ивана Грозного и А.Курбского



Иван 4

«Теория православного христианского самодержавия»

Династийная власть, т.е власть передаваемая на протяжении многих поколений в рамках 1 династии.

ü Власть, действующая в соотв с традициями предков

ü Власть, данная от Бога (из Священного писания)

ü Власть единоличная, независимая от боярства, духовенства – вообще от любой общественной силы

ü Царь должен сосредотачивать в своих руках все управление

ü Вмешиваться в жизнь монастырей

ü Царь ответственен за своих подданных

ü Отвергал договорные отношения м/у царем и подданными

ü Отношения с подданными не как равные, а как господина и рабов (сторонник тирании), но не произвол

ü Ради соблюдения веры подданные могут противиться царю

ü Опричина – божье наказание

А.Курбский

ü Всякая ересь губительна для гос-ва

ü Злодеяния Ивана4 – отступление от православия

ü Верховная гос власть от Бога, но ее носители не исполняют ее, творят произвол

ü Беззаконие Ивана4 – губительно

ü Царь должен защищать подданных

ü Праведный суд

ü Царская власть д осущ при содействии советников (постоянного действ при царе совещат органа)

ü Церковь д.б препятствием беззакония и произвола правителей

Общая характеристика ППУ Нового времени.

16 в – долгий век, который означает переходную эпоху важных изменений, которые в дальнейшем определяют дальнейшую с/му.

Середина 15 – первая пол 17 вв – эпоха от возникновения новых монархий до 30-летней войны, которая полностью поменяла политическое лицо Европы.

16 в - начинается модернизация в историческом плане, процесс глубоких изменений в общественной жизни, переход от традиционного общества к современному. Переход ознаменовался созданием современного государства (современного типа), некая организация власти имеющая публичный характер, появляется публичное право, а в сфере идеологических учений тоже произошли изменения – изменения мировоззрения, переход от сложного восприятия мира к упрощенному одномерному восприятия – процесс секуляризации. Наличие нескольких уровней – божественный, одномерный мир – личный интерес, отказ от восприятия мира как Вселенная (порядок). В ППУ – секуляризация власти, самостоятельная ценная общность, живущая по своим законам сфера, создание новых ценностей, которые б созданы эпохой Возрождения и реформацией, гуманизм, постичь самого себя, идея индивидуализма, свободы. Возрождение – культура элиты, а реформация – все ценности –в массы, учения приобрели религиозную форму. Вера – это личное дело.

В ППУ главная идея – политика как борьба частных интересов – идею заложили Макиавелли и Бодден.

Новое понимание политики и гос-ва Н.Макиавелли и Ж.Бодена.

       Макиавелли «Государь»

       -учение свободно от теологии, основано на изуч современных правительств, опыта гос-ств Античного мира, устройство гос-ва основано на психологии человека.

       Гос-во – отношение м/у правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь. Цель гос-ва, основа прочности – безопасность личности и незыблемость собственности (благо свободы).

       Наилучшим образом обеспечение в республике. Отдает предпочтение смешанной форме правления. Результат и средство согласования стремлений и интересов борющихся соц групп.

       Опровергал мнение о порочности народа.(они постоянее, честнее, мудрее и рассудительнее государя), народ сохр существующий строй.

       Знать – источник беспокойства и смут в гос-ве, но нужная часть в гос-ве (гос деятели, должн лица).

       Д.б компромисс м/у знатью и народом (аристократич и демократич интересы в гос-ве).

С ненавистью отзывался о феод дворянстве. Во всех гос-вах основа власти – законы и войско.

       Важное средство политики – решение (воля Богов), по необходимости преобразовывать христианство.

       Политика – это сфера человеч деят-ти, требущая изучения (укрепление власти, расширение границ гос-ва).

       Идеал – буржуазное гражд об-во.

           

Ж.Боден – против феод децентрализации, против религиозного фанатизма, сформулировал понятие «суверенитета».

Власть гос-ва постоянна и абсолютна (высшая независимая власть), независимость гос-ва от Папы Римского, от церкви, от сословий, от др гос-ва. Суверенитет – это издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назнач высш должн лиц, осущ суд, право помилования, чеканка монет и взимание податей.

Следует учению Аристотеля.

Гос-во – правовое управление семьями и тем, что у них общее. Семья – основание и ячейка гос-ва. 3 вида власте- отношений: супружеские, родительские, господские.

Не б сторонником рабства.

Отрицает деление форм гос-ва на правильные и не, это зависит от историч и природных особенностей страны, отрицателен к демократии (толпа изгоняет лучших).

Не одобрял аристократию – глупое большинство.

Наилучшее – монархия (монарх как Бог вселенной).

Наилучшая – королевская монархия.

2 вида гос соединений:

-соединение, основ на неравестве

-основ на равенстве

Суверенитет:

1. Присущ только гос-ву как качество верх власти

2. Неограничен

3. Неделим

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 322; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!