Учение Аристотеля о праве, политике, гос-ве и законах
Основные работы – «Политика», «Никомахова этика». Согл его идеям, каждая вещь сост из материи и формы.
Гос-во, частн собственность, рабство и др соц явления – естественные, существ от природы явления.
Гос-во образуется вследствие влечения людей к общению: семья => селение (род) – гос-во (высшая форма человеч общежития) – влечение к совместной жизни.
Гос-во образуется благодаря моральному общению м/у людьми.
Гос-во – это общение м/у людьми ради достижения возможно лучшей жизни (люди – только свободные гр-не, которые управляют делами рабовлад об-ва).
Рабство – вызвано потребностями ведения хозяйства и производственной деятельности.
Частн собственность – явл элементом семьи, противник обобществления им-ва.
Классификация форм гос-ва: а) по числу правящих лиц (одного, немногих, большинства), б) осущ в гос-ве цель (правильные гос-ва – где власть преследует цели общего блага гр-н и неправильные - интересы личной выгоды). Правильные: монархия, аристократия, полития. Неправильные – тирания, олигархия, демократия.
Олигархия – власть богатых, демократия – неимущих (признак имущ положения властвующих) – соц противоречия.
+ Полития – смешання форма гос-ва (олигархия + монархия) строй, при котором преобладает собственность средних размеров. Соц опора власти – собственники земли. Важнейшие части – воины и правители, сочетание демократич и олигархич методов осущ власти – 2 вида справедливости: уравнивающая и распределяющая.
|
|
Уравнивающая справедливость – отношения обмена, возмещения, ущерба, назнач наказания за имущ и некоторые др преступления (все равны).
Распределяющая справедливость – учитывается положение человека в об-ве (по достоинствам и заслугам)
Придавая значение размерам и географ полож гос-ва (территория д.б обозримой, гр-не знали друг друга).
Свободнорожденные, не облад богатством или добродетелью не допускаются к высшим должностям (право участия в совещательной и судебной власти, но у народной массы не б решающего голоса).
Право – отожд с политич справедливостью, его связь с гос-вом как моральное общение м/у свободными гр-ми. Вне политич общения права нет.
Право: естественное и условное (установленное)
Естественное – «от природы», имеет везде одинаковое значение, предписания семьи, рабства, частн собственности.
Условное право – законы, установл в гос-ве, вкл писаные законы и неписаное обычное право.
Естественное право – выше закона
Среди законов важнее неписанные, основ на обычае.
Цицерон об об-ве, законах и гос-ве.
Диалоги «О гос-ве», «О законах».
Исходит из представлений о естеств происхождении гос-ва. Люди наделены стремлением к общению (потребность жить вместе). Власть д принадлежать мудрецам, гос-во б вечным если люди б жить по заветам и обычаям отцов.
|
|
Цель гос-ва – охрана имущ интересов гр-н.
Законы – высшие, неписаные и естественные, возникают задолго до объед людей в гражд общины, их нельзя изменить. Законы гос-ва д соотв установл в природе божеств порядку. На страже закона – д стоять жрецы.
Право вытекает из природы, естеств закона.
Гос-во – естеств организм, искусств образование.
Имущ и соц различия не от рождения, а в силу отношений в об-ве (на основании завладения, побед в войне, либо закона или соглашения).
Гос-во – дело народа. Право – основа гос-ва, его начало.
Гос-во – сообщество гр-н (свободных) и правовое сообв-во.
Презренные люди – ростовщики, мелкие торговцы, владельцы мастерских, все трудящиеся.
Политич идеал – аристократич сенатская республика, смешанная форма правления.
3 основные формы гос-ва:
Монархия – царская власть (лучшая)
Аристократия – власть оптиматов
Демократия – власть народа
Порочное состояние – тирания, власть богатых или толпы (черни).
Наиболее совершенное и устойчивое гос-во – смешанное (монархия, аристократия, демократия).
|
|
Право. Законы естеств и позитивные.
Естеств закон:
-всегда справедливый
-содержит разумные положения
-явл врожденным, вечным и постоянным
-существ в неписанной форме
-распростр на всех людей
Несправедливые позитивные законы – приняты разбойниками.
Политико-правовые воззрения ранних христиан.
1в н.э – в Римской империи сложилось и распростр христианство, 2 этапа:
1) «апостольская церковь» (1-2вв)
2) «епископальная церковь» (2ая пол 2в)
1. Формирование дохристианского учения – критика существующего политич строя. «Апокалипсис» Иоанна Богослова. Новые принципы земного жития – отрицание частной собственности, труд. Ожидание прихода мессии, Христа – сокрушит зло. Обособление от царства зла, равенство приверженцев религии, демократич начала, общинный строй. Выражены христианские учения о общечеловеч ценностях, нормы нравственности и справедливости. Сер 2в складывается церковный аппарат (епископы, дьяконы, духовенство – состоятельные люди).
2. 2ая пол 2в (4-5вв) – превращение христианства в офиц гос религию, меняется учение, его структура – церковная организация, толкование Евангелия. Исп послание апостола Павла. Политич власть дана от Бога. Идея послушания. Идеал общества – община равных. Богатство – добродетель, это всего лишь божье испытание; признается частн собственность, рабство получает оправдание (наказание за грехи). Идеал неравенства – церковь – священников не избирают, а назначают, жесткая дисциплина.
|
|
Каноническое учение о правею Право – как возможная свобода поведения и равенства – все равны всегда и во всем перед высшей судьей – Богом.
Право уст желательное поведение, которого нужно придерживаться. Право предлагает опред модель поведения, человеку нужно его придерживаться. Источник права – справедливость, идущая свыше, от Бога.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 468; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!