Гос-но правовая мысль Др Китая (конфуцианство, легизм, моизм, даосизм)



Особенности учений:

-в основе не религия, а ритуал (то, как надо поступать)

-все ПУ – крайне прагматичны (цель – найти эффективные способы управления людьми)

-многообразие учений – поиск идеала общ-го устройства.

       Даосизм – отражение воззрения общинной верхушки и части знати, их протест против чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарат и расширения гос деятельности.

Дао – путь, правильный, соотв велениям неба.

Государь – сын неба, дарующий законы дао народу. Люди отошли от простоты, разорвали естественные узы с землей, вместо мудрости полаг на знания. Восстановление возможно умными вождями из числа наследств знати, которые поведут за собой народ.

Мудрый государь – не вмешивается в дела страны. Восстановление порядков древности, отучить народ от знаний.

       Конфуцианство (Конфуций – защищал интересы слоев, стремившихся примерить имущ и наследственную знать).

       Основные категории: понятие благородного мужа, человеколюбия, правила ритуала.

Управлять г-вом призваны благородные мужи во главе с государем – «сонном неба». Деление людей на «высших» и «низших» не м.б устранено. Благородные – не по происхождению, а по моральным качествам. Благородный муж – человек нравственного совершенства. Главная их задача – воспитать в себе и распростр человеколюбие (поведение, отвечавшее нравственным ценностям семьи). «Не делай того, чего не желаешь себе». Восстановление истинного , изначального смысла, существующих в об-ве титулов и обязанностей. Государь д относиться к подданным как к своим детям, заботиться о них, а народ – подчиняется. Прообраз гос власти – управление в семье или общине.

Противник управления законами, против правовых запретов, выступал «за» религиозно – моральные методы (ритуалы и обряды).

Моизм - выражал интересы мелких собственников (свободные землевладельцы, ремесленники, торговцы), которые б неустойчивы.

Осуждали замещение гос должностей по принципам происхождения и родства. Доказывал, что все люди равны перед божеств небом. На гос службу необходимо выдвигать мудрых (мудрые – которые получили знания из жизни простого народа). Управление гос-вом не требует обучения. В зародыше – идея равенства.

Принцип всеобщей любви (одинаковое отношение к людям), взаимная выгода. Идеальное гос-во – с мудрым правителем во главе с отлаженной исп службой. Единомыслие, искоренение вредных учений, поощрение доносов. Наказания и награды в зависимости от поступков.

Легизм – интересы имущ и служилой знати (законники).

Учение о технике отправления власти. Программа общ-ных преобразований. Большое значение опыта предшествующих правителей. Доказывали невозможность возврата к старине – усл д/создания светской политич теории – провести политич и эконом реформы. Вся власть в руках верховного правителя, упразднение передачи должн по наследству. Преданность по службе в войске, продажа чиновничьих должностей. Повиновение чиновников государю.

Необходимо ограничить общинное СМУ, подчинить местн администрации. Цель – поставить гр-н под контроль гос-ва. Единые д/всего гос-ва законы, репрессивная политика (уг закон). Власть и народ – противоположные стороны. Закон – борьба с террором. Высшая цель созд могущ державы, путем захват войн.

Платон о праве, идеальном гос-ве и обществе.

     Платон – философ объективного идеализма. Теория идей. Миру чувственных предметов и идей противостоять идеи (общие понятия), которые существуют за пределами неба. Бестелесные идеи вечны и неизменны, им присуще истинное бытие. Знание человека об окр природе не м.б истинным. Достоверные знания – только воспоминания души.

     Диалоги «Гос-во» и «Законы».В диалоге «Гос-во» - идеальны гос строй – аналогия с космосом и человеч душой. В душе человека есть 3 начала, в гос-ве д.б 3 сословия: разумное – правители-философы, яростное – воины, вожделяющее – земледельцы и ремесленники. Сословное деление об-ва – условие прочности гос-ва. Каждый человек д заниматься тем делом, к которому он предназначен от природы. Во главе гос-ва необходимо поставить философа, воплотить небесные идеи в земной жизни(нравственное и интеллектуальное совершенство). Образцовое гос-во либо аристократия либо монархия. Особое внимание – проблемы воспитания и образа жизни граждан. Преодоление в об-ве имущ расслоения – важнейшая соц-эконом особенность идеального строя. Прообраз идеального гос строя – аристократич Спарта (патриархальные отношения) – тимократия (господство сильнейших воинов) – вечно б воевать, одигархия – скопление богатых у частных лиц (имущ ценз) бедняки не участ в управлении – б воевать само с собой (богачи и бедные). Демократия – власть народа, должности замещаюся по жребию – свобода в гос-ве, сверх меры – своеволие и базначалие. Тирания – наихудший вид гос-ва (насилие), полное отсутствие добродетелей. Выход из порочного состояния об-ва – возвращение к изначальному строю – правлению мудрых.

     Диалог «Законы» -2й по достоинству гос строй, приближая его к действительности греч полисов. Отличие от «гос-ва»: отказ от коллект собственности философов и воинов и установл д/гр-н единого пордка пользования им-вом. Земля – собств гос-ва (=по плодородию участки). Деление граждан на сословия заменяется градацией по имущ цензу. Рабский труд – обеспеч производств потребности. Идеи смешанной формы гос-ва и сочетания моральных методов осущ власти с правовыми. Идеальный гос строй – совмещение начал демократии и монархии (демократич принцип ариф равенства (выборы по большинству) и монархич принцип геометрич равенства (выбор по заслугам и достоинству). Все выборные гос органы и правители обязаны действовать в точном соотв с законом. Общественную жизнь необх урегулировать нормами писаного права. Закон – не слудует модернизировать. Закон – религиозно-нравст нормы, установл мудрыми людьми гос-ва в качестве ориентира д/остальных гр-н. подчинение правителей божеств законам. Выделял формы гос-ва, опирающиеся на закон: монархия, аристократия, демократия и против закона – тирания и олигархия. Идеальное гос-во – где политик осущ власть «руководствуясь знанием».


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 577; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!