Политическая мысль Древней Руси
ППУ в Древней Руси можно обнаружить в Древнерусской книжности (переводная литература, летописи, жития, повести и т.д). Книжность – общий взгляд на мир, религиозный, повседневный. Трудно выделить ППУ как нечто самостоятельное – они не существовали. Представления природы власти, устройства общества были основаны на язычестве, христианстве, а также богатая философская, религиозная традиция Византии. Многие представления кажутся противоречивыми, из-за того что язычество и христианство воспринимали – двоеверие. ППУ выражались в очной сложной форме, многообразной (летописи, повести, поучения). Все эти идеи представляли сочетание религиозных и бытовых идей. Характерен назидательный и практический характер ППУ.
ППУ Древней Руси выделяют несколько этапов:
1. 11-13вв – эпоха Др Руси и феодальной раздробленности, главный вопрос – о единстве Руси,
2. 14-16 вв – становление единого централизованного государства- характер самодержавной власти..
11-13вв – В эти века главная задача книжников – встроить Русь в общемировой процесс, общем божественном деле, указать место Руси в замысле Бога. Задача б решена в рамках летописи «Повесть временных лет». Ключевой момент – происхождение славян, принятие ими христианства. Все правители произошли от Рима – основа всех основ. Задача была решена в ряде оригинальном сочинении «Слово о законе и благодати» Иллариона. Христианство на Руси принято добровольно. Идея особой избранности славян и русских, они приняли по собственному желанию. Характер власти - раскрывается в летописях, мимоходно. Власть – князья – такие же простые люди, но им дано больше в жизни, они д больше делать. Если князья живут по-христиански, то это благо д/народа, если нарушают – неисчислимые бедствия. Эти же идеи получили развитие в «Поучении Мономаха своим сыновьям» - нач 12 в, форма поучения отца своим детям, совет по поводу того как устроить жизнь , как повседневно заниматься княжескими делами, 3ья часть касается смысла жизни. Мономах не использует понятия государства, власть, а использует понятие князь, правитель. Государство в современном понятии не существовало, все держалось на князе. С т.з Мономаха, князь – это человек, которому дано больше чем остальным. Требования к нему – повышены – евангельская мысль. Власть –обязанность, а не привилегии, чтоб обязанность исполнять князь д больше чем остальные заниматься собой, своей душой, он не может себе позволить слабости, за ним лежит ответственность за других, он отвечает за всех. Мономах считает, что тот кто наделен властью, д.б примером для других, примером христианским. Должен заниматься совершенствованием своей души, с другой стороны князь д.б воином. Понятие хозяина – сам себе. Князь должен любить семью, заботиться о дружине, обеспечить справедливость в мире.
|
|
|
|
14-16вв – В этот период ключевыми вопросами для политической мысли становятся вопросы о будущем Руси, что есть Русь и какова ее задача. Вопрос решался с нескольких сторон «что есть Русь, чем д.б Русь и какова д.б власть в этой Руси», вопрос поднимался в летописях, бытиях, сочинениях разных авторов, воинских авторов, Русь – единство русской земли. Куликовская битва – первая совместная акция русских князей, которая показала что они стремятся к чему-то общему, у них общие интересы, Русь впервые была спасена от порабощения. Сочинения появляются в 15 в, главная мысль – единение русской земли. Русские едины потому что у них есть единая вера. Вся последующая литература возникает в конце 15 в, развивает идею единения русских земель, концепция Москва – третий Рим, которая сделала 2 шага – единение русских на основе православия, русские д объединить все остальные народы, исповедующие православие, продолжение эстафеты Византии построения государства. Идея служения. Всех русских объединяет идея служения русского царства. «Кто в православном царстве будет править» - вопрос власти.
|
|
16в – вопрос о природе власти, ее назначения, решался в 2х течениях – нестяжатели (Нил Сорский) и иосифляне (Иосиф Волоцкий).
Дискуссия нестяжателей и иосифлян.
16в - ? о природе власти, ее назначении. Решался в 2х направлениях: нестяжатели (Нил Сорский) и иосифляне (Иосиф Волоцкий), м/у ними не б противоборства в целях, их объединяла 1 цель – устроение справедливой, праведной жизни, православного царства на земле, различие м/у ними – методологические. Иосифляне считали, что церковь – это духовная сила, которая д помогать властям строить православное царство, нестяжатели считали, что эта помощь д.б духовной (личным примером и советом), заниматься не материальными интересами, а душой, а иосифляне считали, что нужна и матер помощь.
Еще 1 ? – взаимоотношение церкви и гос-ва, гос-во – это что-то автономное или зависимое ?. ответ – связь с божественным, иначе оно превратиться в противоположное, в насилие над людьми, дьявольское начало. Главное – связь власти с верой.
«Нестяжатели» - проповедовали бескорыстие (нестяжание) и призывали монастыри отказаться от владения к-л им-вом, превратиться в шуолы духовной жизни. Главное в человеч жизни совершается не во внешнем по отношению к человеку мире, а внутри самого человека (жизнь человеч духа). Нил Сорский, Вассиан Косой, Максим Грек. Характерно практическое отношение к церковной лит-ре. Стремились к созданию в об-ве независимой от г-ва, непорочной, предельно авторитетной среди населения духовной власти.
Иосифляне – считали, что монастырское им-во не м препятствовать монахом достичь вечного спасения. Проповедовал идею божественного происхождения верховной г-ной власти.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 572; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!