Правовые школы средневековья



11в – находка рукописей Дигеста Юстиниана – изучение римского права в Север Италии

11-12в в Болонье – школа глоссаторов – изучавших и преподававших римское право. Выступали на стороне светской власти. Утверждали, что народ передали императорам всю власть, которая неограниченна и наследственна. Главный источник права – законы, установл светской властью императоров, королей, лордов.

14в – постглоссаторы – комментаторы, обосновывали идеи, аналог глоссаторам. Считали свободы естеств правом, а рабство – порождение насилия («барто-листы» - по названию одного из предствителей). Продолжали развитие юр науки.

Изучали римское право, стремились обобщить и систематизировать правовые понятия.

12 в – противовес легистов – школа канонистов, с/матизировали папские декреты, решения церквей, высказывания отцов церкви, положения Библии.

Естественное право отождествл с божеств законом, излож в свящ книгах, единств источник права – обычай.

«Саксонское зерцало» (12-13вв) – сборник норм обычного права и судебн практика северовосточн Германии с комментариями.

-идея общ-ного мира

-прекращение феод усобиц

Причина неусобиц – притязание церкви на светскую власть и связ с ними интриги (теория 2х мечей: папе – духовный, императору – светский). Их «мечи» независимы, император получает меч не от папы, а от бога.

Описывается процесс происхожд г-ва.

Выступает против рабства и крепостничества (ч-к д принадлежать Богу).

Правовая и политич доктрина ислама.

Источники учений – Коран (запись проповедей Мухаммеда) и Сунна (рассказы о выссказываниях и поступках Мухаммеда)

Коран и Сунна- действующее право. Содержатся положения, привлек д/народных масс. Единство арабов, братство верующих, необходимость соблюдения общепризнанных норм морали. Осуждается жадность и нечестность богатых и власть имущих. Запрещено ростовщичество. Обязанность мусульманина – уплата налога (на нужды общины, помощь беднякам и малоимущим). Оправдывается соц и имущ неравенство, считается законным рабство, осуждение завистливости бедняков. Предписание безусловного покорства властям. Признавалось, что власть принадлежит общине верующих, или ее предводителю (выборному или наследственному), на совет авторитетных знатоков религии и права, направляющих верующих на верный путь. Духовная и светская власти- едины. Нет иерархии духовенства, а есть «люди религии» которые влияли на верующих, контролировали светскую власть. 2 направления: суннизм и шиизм.

Суннизм – халиф избран общиной или ее предстваителями.

Шииты – признают законными Халифами только 4го Халифа – Али (родственник Мухаммеда), их власть божественно установлена и передается по наследству.

Сунниты признают Коран и Сунну (кияс – суждение по аналогии) и иджма (единое мнение знатоков права). Фикх – право и доктрина права. Мазхабы – религиозно-правовые школы: Ханбалиты – признают источником права Коран и Сунну.

Суннизм – преобладающее течение ислама, офиц религия, вероисповедание в гос Арабского Востока.

Шииты – считают Али и его потомков единственными законными халифами. Признают Коран и те части Сунны, которые касаются Али. Считают, что врата иджтихада всегда открыты. Составляли меньшинство.

7в- возник хариджизм, считали что халифом м.б избран любой мусульманин (м его избирать и смещать), отстаивали равенство мусульман (широкие массы).

Политико-правовые идеи арабских ученых.

Развитие представлений о власти сформулированное в доктрине ислама получ развитие в арабских учениях ученых (философы, историки, дипломаты).

Арабская наука сложилась на основе Калама (мусульманское богословие), на античной традиции – учение Аристотеля. 2 ключевых центра – Богдад и Кордова.

Труды посвящены естественно-научным дисциплинам (медицине, географии, астрономии, химии и др).

Аль-Фараби (комментарии трудов Аристотеля) – истина постигается философией, средством доказательных рассуждений, но философов, которым доступно истинное знание – немного, большая часть людей занята трудом и приобретает знания посредством поэтических и риторических образов и речений – необходима оперирующая религия, без которой невозможно об-во.

Предпринимается попытка изложить идеальное обв-о (города – г-ва).Об-ва: великое (объединение всех людей, народов земли), средние (об-во опред народа) и малое (отдельные города людей), а города –гос-ва: добродетельные, коллективные и невежественные.

Добродетельные города-гос-ва – принципы высокой нравственности людей, помогают друг другу – счастливы.

5 слоев населения в добродетельном городе-гос-ве:

1. Мудрецы (философ – правитель возглавляет)

2.  Люди религии, поэты, музыканты

3. Счетоводы, геометры, врачи

4. Воины

5. Богатые люди, скотоводы, земледельцы

Связь дружбой, взаимными интересами, справедливостью.

                  

       Ибн Сина (10-11вв) – занимался историей. Описал почти все древние и современные ему вост об-ва средневековья, выделил учение падения и возвышения г-ва, циклы развития об-ва.

           

       Ибн-Хальдун (14в) – «Большая история». Влияние Аристотеля.

       Различал об-во и г-во, соотношение и закономерности развития.

       Люди создали об-во д/совместного добывания средств к жизни.

       Разделение труда – фактор объединения.

       Объединены д/защиты от врага.

       2 типа состояния об-ва:

1. Примитивное «сельское» - люди занимаются земледелием и скотоводством

2. Цивилизованное «городское» - развитие ремесла, торговли, науки, ис-ва.

В 1м об-ве – производится необходимое.

       Произ-во излишков – неравенство и принуждение

       2й этап – владычество (власть – собственность) – изымание у народа излишек, налогов, вмешивается в торговлю - подрыв стимула к труда – неизбежность гибели любого г-ва (средний возраст г-ва – 120 лет).

       3 поколения:

-равенство

-роскошь и неравенство, вражда

-деградация, разрушение г-ва

       Г-во проходит 5 этапов:

1. Возникновение новой принудит силы

2. Расправа с теми, кто помог прийти к власти правит

3. Расцвет г-ва

4. Переход к насилию и диспотии

5. Упадок и гибель г-ва

3 типа г-ва:

1. «естеств монархия» - диспотия, интересы правителя

2. Политич монархия – защита подданных

3. Халифат – защита веры, земного порядка (идеал).

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1018; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!