Католическая политико-правовая доктрина (А.Августи, Ф. Аквинский)



А.Августин (д/православных признан Блаженным). «О граде божием».

Смысл учения – существует 2 уровня человеч жизни – духовная произвольная от Бога и земная (негативная оценка – связь с грехом, земля, обитающая дьяволом) – эти уровни захватывают все сферы жизни.

Существуют 2 вида гос-ва, 2 града (город-образ гос-ва) – град Божий и град земной. Град Божий он считал г-вом, с т.з Цицерона церковь явл настоящим гос-вом, т.к ведет всех людей к истине, справедливости. Земной град – не признавал г-вом, т.к это наживание за счет других, через насилие добиться того, что нужно. 2 разновидности земного гос-ва:

Г-во банда, которое стремиться нажиться за счет др

Г-во христианское –правитель наставляет церковь.

Церковь д направлять, наставлять власть земную. Идея «Доводы Августина» , теория солнца (церковь) и луны (светское г-во).

Превращение церкви из рядового игрока в ведущую политич силу, Августин обосновал верховенство Пап Римских.

Обосновал идею соц неравенства. Необходимо разделение людей, т.к точно также устроена жизнь на небасах. Роль града земного – поддерживать соц порядок.

Фома Аквинский – большое влияние оказал Аристотель . 2 важнейшие составные части:

1. Иерархия форм Вселенной (идея Аристотеля) – разные уровни бытия, жизни, но они выставлены в зависимости от качества, от совершенства. 2 уровня: Божественный (небо) и человеч (земля). Смысл – все пронизано иерархией. 2 важных момента: с/ма права и учение о власти.

Классификация законов:

-вечный закон (божеств естеств) – лежит в основе всей жизни, и природы и об-ва

-божеств закон (божеств положит) – Библия

-естеств закон (человеч естеств) – законы природы, по которым живет человек

-человеч закон (человеч положит)- существующие на данный момент законы в об-ве.

Суть –человеч закон д отражать в себе все предыдущие.

Учение о гос власти. 3 элемента гос власти: сущность, происхождение, использование.

Сущность – порядок управления, основан на господстве и подчинении. Существ порядок на земле установл свыше, т.е Богом, власть от Бога, но поведение властвующего человека оценивает церковь.

Использование – как у Аристотеля классификация форм гос-ва на правильные и не, разница м/у которыми преследует общее благо, отраж в законах.

Неправильная форма – власть в личных интересах, беззаконие.

Предпочтение монархии (хар-на д/небес)

Лучшая форма управ-я мн-вом, если его много – когда управляет 1, который ограничен своими действиями церковью.

Проблемы гос-ва и права в средневековых ересях.

Ересь – религиозное учение, признающее основные идеи (догматы) христианства, но понимающие и толкующие их иначе, чем господствующая церковь. Все еретики считали себя истинными христианами и выступали против духовенства и церкви, извратившей учение Христа. Церковь же обвиняла еретиков в неправильном толковании текстов священного писания, в заимствовании идей др религий. Многие ереси – чисто богословские и не касались общественно-политич проблем.

Ересей м разделить на 2 типа: ранние (10-12 вв) и поздние (2ая пол 14 – 15 вв).

Ранние ереси – во многом носили неформальный характер (не существовало спец оформления идей в виде трактатов), эти идеи в основном передавались устно, напрямую, через проповеди, личное общение и предполагали множество вариантов – подобие народного фольклора. Основная база – крестьяне, средние городские слои.

Поздние ереси – отличаются большей формальностью , учение приобретает письменный вид, в виде трактатов и поучений, воззваний, активное участие в разработке принимает интеллигенция – профессура, священники, появляется организационные структуры – подпольные кружки, общины равных с выходом на широкие массы.

Ранние ересибогомилы (милые Богу - христиане), возникла в славянской среде, дошла до юга Франции, не создали четкого учения, но у них был критический взгляд на церковь и существующую с/му власти, фактически возрождали ранее христианства – идея апостольской церкви. Их идея – неповиновение любой власти и церковной и светской. Обоснование неповиновению нашли в Библии, ключевое понятие – нельзя служить 2м господам. Реальный правитель на земле – дьявол (лукавый).

Катары (альбигойцы) – юж Франция, сев Италия, 12-13 вв, охватили широкие слои населения, отрицание церкви и гос-ва, в том виде в котором они существуют, замена их общиной верующих, в которой неважно кто ты по соц положению, главное – верующий. Идея ненасилия, обращались к образу Христа. Вызвало недовольство Пап, в результате – крестовые походы, д/их осквернения, учреждена инквизиция (конец 12 в).

Поздние ереси почти все делились на 2 группы – бюргерские (городские) и крестьянские, плебейские. Разница- в соц составе и в степени радикализма, степени отрицания существующего строя. Бюргерские ереси – средние слои горожан, мелкое дворянство, низшие слои духовенства, выступали за восстановление ранней христианской церкви, упрощение, возвращение к истокам. Крестьянство, плебс – низшие городские слои, обычно выступали за упразднение церкви и любой власти. Примером бюргерской ереси явл движение в Англии конца 14 в, в нем б 2 ключевые фигуры – Дж Уиклияр и Дж Болл. Примером христианской ереси явл гуситы – Ян Гус (профессор), богослов, дал трактовку Нового Завета – нет учения о церкви и нет слов Христа о богатых и бедных людях.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 384; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!