Круглый стол «Типы личности советского и постсоветсткого периода»



Попытайтесь проанализировать некоторые ключевые моральные, эстетические и, шире, идеологические константы, сформировавшие, или, во всяком случае, пытавшиеся сформировать тип личности так называемого «советского человека», который служил эталоном для нескольких поколений самых разных народов, населяющих советскую империю, а также предметом искреннего недоумения, а порою и восхищения всех «иных» людей, избравших для себя буржуазный образ жизни. Кто он, «гомо советикус» –  герой, жертвенный служитель, подвижник или оболваненный винтик тоталитарной системы? Каким образом можно утвердиться в его культурной идентификации, учитывая тезис Г. Зиммеля о том, что «переживания являются индексом реальности», а значит человек, не переживший советскую эпоху, никогда не сможет ее по достоинству оценить.

Кем был реальный советский человек, и каким он изображался в искусстве,
например в кино и литературе? Что утеряно в человеке постсоветского периода, а что приобретено?

Упражнения и проблемные задания

Задание 1. Укажите соответствие между понятиями и определениями типа личности.

Понятия   Определения  
1) модальный тип   а) не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон будущего
2) базисный тип   б) усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе
3) идеальный тип   в) тип личности, наилучшим образом отвечающий потребностям развития общества

Задание 5. Ниже приведены суждения. Определите, какие из них правильные, а какие – нет:

Социализация есть способ изменения и развития культуры;

Социализация – это совокупность традиций, обычаев, норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра;

Главная функция религии – социализация членов общества;

Если действие регулярно приводит к неудаче, то мотивация возрастает;

Близкие родственники являются агентами первичной социализации, а дальние родственники – агентами вторичной.

Приведите 3-5 примеров жизненных ситуаций, когда реализуются следующие понятия:

Социализация Десоциализация Ресоциализация

Задание 3. Прокомментируйте следующее высказывание американского социолога Питера Бергера относительно ролевой теории личности: «Социолог ставит с ног на голову идею здравого смысла о том, что появлению институтов предшествует появление людей с определенными качествами. Совсем наоборот. Свирепые воины находятся потому, что есть готовые к походу армии; потому появляются мыслители, что университету нужно заполнить штат, а убийцами становятся потому, что кого-то надо убить. Неверно, что каждое общество состоит из тех людей, которые ему нужны».

Вы согласны с этим? Аргументируйте свой ответ.

 

Задание 4. В свое время философ Н. Бердяев писал о русском национальном характере: «Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядование и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт».

 Осталось ли это высказывание Н. Бердяева актуальным в настоящее время? Охарактеризуйте социальные типы личности, соответствующие советскому и постсоветсткому периодам.

 

Задание 5. Как вы считаете, каждый ли человек является личность? Может ли человек не сформироваться как личность? При каких условиях это возможно?

Задание 6. Взрослые и дети отличаются друг от друга множеством признаков: соотношением рассудочных и эмоциональных компонентов; объемом приобретенных знаний; умением принимать необходимые решения в сложных ситуациях; умственными способностями; отношением к опасности. Добавьте еще 3 – 4 положения.

Задание 7. В кинофильме «Морозко», классике советской киносказки, представлен герой-богатырь, герой добрый молодец, который забрасывает свои дубинки высоко в небо. Он получит их назад, в качестве идеального оружия против разбойников, потом, в конце фильма, когда пройдет через период испытаний и преображений. Эти дубинки падут на головы злодеев и обеспечат победу Добра над злом. Как знать, быть может это символ определенных культурных и моральных архетипов, которые были изначально присущи русскому человеку, а позднее и человеку советскому; вера в справедливость, в то, что зло обязательно будет наказано, а добро непременно восторжествует.

Какому типу личности соответствует этот фильм?

Задание 8. «Чем примитивнее общество, тем более сходства между составляющими их индивидами» (Э. Дюркгейм).

Как Вы понимаете это высказывание?

Задание 9. Согласны ли вы с Г. Тардом, считавшим, что «так называемое «социальное давление» только содействует самоопределению и более яркому выражению каждой отдельной личности. Без этой опоры, оказывающей ему известное сопротивление, индивид не мог бы двигаться в общественной среде, подобно тому, как птица не могла бы летать без помощи сопротивляющегося ее крыльям воздуха»? Прокомментируйте свой ответ.

 

Задание 10. Американские социологи выявили связь между методами социализации и готовностью людей принимать ценности общества. Например, в зависимости от того, кем видят своих родителей юноши и девушки – надсмотрщиками или помощниками – они либо бунтуют против существующей системы власти, либо легко вливаются в нее. Те, кто получает мало поддержки, но много замечаний по дисциплине (особенно от отцов), часто становятся неконформистами в вопросах религии, и многие из них бунтуют, противопоставляя свои собственные ценности ценностям общества (Н. Смелзер).

Правомерно ли расценивать такой результат социализации как неудачу и угрозу обществу?

Как Вы понимаете, что такое социализация личности и каковы ее ведущие направления и механизмы?

Кейс-задания

 

Задание 1. Прокомментируйте предложенное японским филологом Мори Дзедзи образное сравнение европейского типа личности с яйцом в скорлупе, а японского – с яйцом без скорлупы.

«..."яйцо в скорлупе" имеет твердую, лишенную эластичности внешнюю оболочку. Поскольку внутренность яйца защищена скорлупой, ее трудно разрушить. Зато, когда давление извне превосходит допустимые пределы, яйцо мгновенно лопается. Так как внутренняя часть заключена в скорлупу, каждое яйцо выглядит отдельным предметом, который можно автономно перемещать в пространстве и наделить собственным именем. Пыль, пристающая к гладкой и твердой скорлупе, не проникает внутрь и легко стирается. По внешнему виду невозможно распознать, не испорчено ли яйцо, но внешняя защита в известной мере предохраняет его от загрязнения. Напротив, "яйцо без скорлупы" мягко эластично. Не защищенное скорлупой, оно сравнительно легко разрушается, но не от внезапного удара, а медленно, поддаваясь давлению извне. Поскольку такое яйцо относительно аморфно, ему нельзя присвоить имя и переносить с места на место без сосуда. К нему легко пристает пыль, которую трудно удалить: зато через окружающую его мягкую пленку легко распознать начавшееся разложение».

Задание 2. Проанализируйте описанные ниже стили воспитания детей, принятые в Японии и в Англии. Постарайтесь ответить на вопрос: чем обусловлены различия между этими стилями и на какие задачи «работает» каждый из них.

«В Японии воспитатель чаще стремится использовать методы поощрения, нежели наказания. Воспитывать там означает не ругать за совершенные плохие поступки, а, предвидя плохое, обучать правильному поведению. Даже при очевидном нарушении правил приличия воспитатель избегает прямого осуждения, чтобы не поставить ребенка в унизительное положение. Вместо порицания японских детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат соответствующие усилия для этого. Японские традиции воспитания исходят из того, что чрезмерное давление на психику ребенка может привести к обратному результату.

Если оценивать процесс воспитания детей в Японии с европейской точки зрения, то можно заключить, что японских детей неимоверно балуют. В первые годы жизни им ничего не запрещают, не давая тем самым повода для плача и слез. Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведение детей, словно не замечая его. Первые ограничения начинаются только в школьные годы, но и тогда они вводятся постепенно. Только с шести – семи лет японский ребенок начинает подавлять в себе стихийные порывы, учится вести себя подобающим образом, уважать старших, чтить долг и быть преданным семье. По мере взросления регламентация поведения значительно усиливается.

В Англии процесс социализации детей основывается на совершенно иных принципах. Англичане считают, что неумеренное проявление родительской любви и нежности приносит вред детскому характеру. Согласно английским педагогическим принципам баловать детей – значит, портить их. Традиции английского воспитания требуют относиться к детям сдержанно, даже холодно. За совершение проступков ребенка ждет суровое наказание. С детства молодые англичане приучаются к самостоятельности и ответственности за свои поступки. Они рано становятся взрослыми, и их не надо специально подготавливать для взрослой жизни. Сознательно отстраняясь от детей, родители тем самым готовят их к трудностям взрослой жизни. Уже в 16-17 лет, получив аттестат об окончании школы, дети покидают родительский дом и живут отдельно».

Задание 3. На семинарском занятии, предваряя детальный разговор о проблемах ролевого поведения, поразмышляйте над тем, почему развитие и трансформация старых и обретение новых ролей так важны для развития человека. Для этого необходимо обратиться к вопросу: что на что влияет – личность на роли или роли на личность?

Полезный для обсуждения данного вопроса опыт можно получить при просмотре художественного фильма «Эксперимент» режиссера О. Хиршбигля. Этот художественный фильм был снят по мотивам реальных событий – эксперимента Зимбардо, который вместе со своими студентами решил выяснить, являются ли тюремные зверства порождением порочных преступников и злобных охранников или сами роли охранника и заключенного ломают и ожесточают даже чутких и жалостливых людей? Для участия в эксперименте студенческая группа была случайным образом (на основе жеребьевки) разделена на «охранников» и «заключенных», был создан соответствующий антураж, и группы приступили к выполнению своих ролей. В первый день эксперимента студенты преимущественно развлекались и шутили, однако уже на второй день, по словам Зимбардо, стало ощущаться «все растущее несоответствие между реальностью и иллюзией, между выполнением роли и самоидентичностыо... Эта тюрьма, которую мы сами создали, стала поглощать нас как создание своей собственной реальности».

В реальности эксперимент был прекращен через шесть дней. В фильме «Эксперимент», конечно, все преувеличено.

Обсудите фильм на семинаре. Прокомментируйте следующее высказывание Питера Бергера:

«...если рассматривать роль только как регуляторную модель видимых со стороны действий, то можно упустить один существенный аспект роли. Мы чувствуем себя более пылкими, когда целуем; более смиренными, когда стоим на коленях; более свирепыми, когда потрясаем кулаками, т.е., скажем, поцелуй не только выражает пыл, но и "производит" его. Регламентированные действия привносят в роль соответствующие эмоции и социальные установки. Профессор, изображающий ум, сам начинает чувствовать себя умным. Проповедник вдруг замечает, что сам начинает верить в свои проповеди. Солдат слышит в своей душе зов Марса, надев военную форму. У каждого из них соответствующая эмоция или социальная установка могла присутствовать и до начала игры, но роль неминуемо усиливает ее. Однако во многих случаях есть все основания полагать, что в сознании актеров не было абсолютно ничего, что могло бы предвосхитить выполнение ими их ролей. Другими словами, умными становятся с назначением на преподавательскую должность, верующими — выполняя обряды, готовыми к бою — маршируя в строю... Роль воспитывает, придает форму, задает типовые образцы и действия и самого актера. В этом мире очень сложно притворяться, и, как правило, человек становится тем, кого он играет».

Тестовые задания

Задание 1. Укажите верное утверждение.

Социальные нормы и ценности становятся элементом внутреннего мира человека на фазе:

а) адаптации;

б) интериоризации;

в) экстериоризации;

г) социализации;

Задание 2. Укажите верное утверждение.

Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, является одним из определений:

а) человека;

б) индивида;

в) индивидуальности;

г) личности.

Задание 3. Укажите верное утверждение.

К модальной личности можно отнести:

а) идеальный тип личности;

б) наиболее распространенный тип личности в обществе;

в) нормативный тип личности;

г) девиантный тип личности.

Задание 4. Укажите верное утверждение.

К нормативной личности можно отнести:

а) принятый культурой данного общества тип личности, наиболее отражающий особенности культуры;

б) наиболее распространенный в обществе тип личности;

в) идеальный тип личности;

г) девиантный тип личности.

Задание 5. Укажите верное утверждение.

Главным фактором, определяющим процесс формирования личности, является:

а) биологическая наследственность;

б) культура;

в) личные убеждения;

г) социальный опыт.

Задание 6. Укажите верное утверждение.

Социализация индивида – это:

а) развитие личности;

б) воспитание личности;

в) принуждение личности;

г) постепенное усвоение индивидом требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения.

Задание 7. Укажите верное утверждение.

Основные элементы, образующие структуру личности:

а) биологические, экономические, экологические;

б) социальные, психические, биологические;

в) психические, социопсихологические, политические;

г) социальные, экономические, биологические.

Задание 8. Укажите верное утверждение.

Необходимость социализации обусловлена:

а) биологической конституцией человека;

б) социальными причинами;

в) биологическими и социальными причинами;

г) ни тем, ни другим.

Задание 9. Укажите верное утверждение.

Экстериоризация  – это:

а) внешнее проявление норм поведения в обществе;

б) усвоение социальных норм и ценностей определенной общности и группы;

в) включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека;

г) внутреннее сопротивление внешним требованиям и нормам.

Задание 10. Укажите верное утверждение.

Автором теории «зеркального Я» является:

а) Дж. Мид;

б) Ч. Кули;

в) Т. Парсонс;

г) Э. Дюркгейм.

 

Основная литература

 

1. Мухаев Р.Т. Социология. Конспект лекций: учебное пособие. Москва Проспект, 2015.

2. Павленок П.Д. Социология: Учебное пособие / П.Д. Павленок, Л.И. Савинов, Г.Т. Журавлев. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013.

3. Социология: Основы общей теории: учеб. Пособие / под общ. Ред. А.Ю. Мягкова. М.: Флинта: НОУ ВПО МПСИ, 2011.

4. Социология: учебное пособие / А.А. Акмалова [и др.]. М.: Юриспруденция, 2014.

5. Фролов С.С. Общая социология: учебник. М.: Проспект, 2011.

Дополнительная литература

 

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: М.: МПСИ, 2010.

3. Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск: Модус, 2012.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 645; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!