Тема 6. Личность в системе социальных связей



Цель занятия– уяснить понятие личности с точки зрения социологии; рассмотреть механизм формирования личности.

 

  1. Личность как объект социологического анализа: понятие, структура, типология.
  2. Социализация личности; сущность, этапы, механизмы.
  3. Социальные связи и отношения.

 

Первый вопрос раскрывает различие в понятиях человек, индивид, индивидуальность, личность (уровни, типы) В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если строго подходить к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое.

Индивид – отдельный конкретный человек как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность – это совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения социальной сущности человека и индивида.

В социологии личность определяется как:

- системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

- субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Социологов интересуют мнения, мотивы поступков, жизненные планы, ценностные ориентации, цели деятельности и др., что выражает личность современного человека. При изучении человеческой личности принято различать следующие уровни ее проявления:

- природное – существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей;

- биологическое – общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у человека с животными;

- наследственное – существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей;

- социальное – приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми.

Социальное в широком смысле разделяют на три составляющих: 1) собственно социальное как совокупность приобретенных черт, минимально необходимых для нормального выполнения своих социальных ролей; 2) специфически культурное как совокупность норм и правил приличествующего поведения, которые соблюдаются автоматически и превратились в неотъемлемые черты индивида, которые позволяют другим считать его воспитанным; 3) нравственное – высшее проявление социального и культурного начал в человеке, связанное с соблюдением этических норм как абсолютных требований.

Социальный тип личности представляет собой продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей и отражает их устойчивые черты характера, сформировавшиеся под влиянием общественной системы.

В научной литературе существует множество типологизаций личности. В рамках самой общей выделяют следующие типы личности:

- модальный (усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе);

- базисный (наилучшим образом отвечает объективным условиям современного этапа общественного развития);

- идеальный (не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего).

В современной социологии существуют различные концепции личности. Вместе с тем, все они признают личность как специфическое образование, сформированное под воздействием тех или иных социальных факторов.

Ролевая концепция рассматривает личность как совокупность ролей, выполняемых ею в обществе. Существуют различные варианты данной концепции в работах Дж. Мида, Р. Линтона, Р. Мертона, Т. Парсонса, Т. Шибутани и др., но в целом представители структурного функционализма рассматривают личность как функцию от множества социальных ролей, которые присущи индивиду в обществе. Под социальной ролью понимается модель поведения, заданная социальной позицией личности в системе общественных отношений.

Поведенческая концепция личности, разработанная американскими социологами Дж. Хомансом, Б. Скиннером и др., рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы. Стимулом является любое благо, социальное по происхождению: знания, комфорт, уважение и т.п. Чем выше стимул, тем ценнее вознаграждение, тем чаще человек будет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и к обществу в целом. Рассматривая реакцию человека на ту или иную ситуацию, поведенческая концепция личности исходит из системы поощрений, и поэтому изменение личностью поведения объясняется стимуляцией желаемых действий.

Концепция «зеркального Я» разработана американским исследователем Ч. Кули. В соответствии с этой концепцией личность формируется в процессе ее социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое «зеркальное Я», которое состоит из трех элементов:

- представления о том, как его воспринимают другие люди;

- представления о том, как они его оценивают;

- как человек отвечает на воспринимаемую им реакцию других людей. Таким образом, в теории «зеркального Я» личность выступает как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зрения других членов данной социальной группы.

 Психоаналитическая концепция личности, разработанная 3.Фрейдом, включает три сферы:

- подсознания («Id» или «Оно»), где господствует биологически обусловленные сексуальные (либидо) и агрессивные побуждения;

- самосознания («Ego» или «Я»), которая стремится реализовать бессознательные побуждения в приемлемую для общества форму;

- сверхсознания («Super-ego» или «Сверх-Я»), включающая моральные нормы, принятые в данном обществе.

Взаимодействие этих сфер носит конфликтный характер и определяет динамику развития личности. Главная проблема – противоречия между человеком и обществом. Фрейд считает, что человеческая природа слишком консервативна, чтобы могли произойти серьезные социальные изменения, и предполагает, что с помощью психоаналитической терапии и правильно организованной системы воспитания может произойти эволюция в нужном направлении.

В рамках междисциплинарных исследований сложился социобиологический подход, сторонники которого (Э. Уилсон, Д. Фридман и др.) в объяснении процессов формирования и развития личности делают акцент на биологических факторах. Например, некоторые типы поведения человека обусловлены генетически, т.е. наличием врожденных механизмов, являющихся результатом длительной эволюции. Данная теория не принимает во внимание способность людей мыслить, использовать символы и тем самым игнорирует роль культуры и социальной среды в становлении и развитии личности.

При марксистском подходе к изучению личности упор делается на социальную обусловленность ее природы и деятельности. Согласно теории К. Маркса, сущность человека есть совокупность общественных отношений. Сущность индивидуальной личности составляет не ее физическая природа, а ее социальное качество, т.е. общественно значимое качество, присущее многим людям. Таким образом, личность, с точки зрения марксистского подхода, рассматривается как реализованная в индивиде интеграция социально значимых черт и общественных отношений общества. Таким образом, проблема личности породила множество концепций, но ни одна из них не может быть абсолютизирована. Только синтез лучших исследовательских подходов дает целостное представление о природе личности, о процессах ее формирования и развития.

Второй вопрос раскрывает процесс социализации личности. Социализация – процесс формирования, развития и становления личности путем усвоения общепринятых в обществе ценностей и норм, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. На основе социализации происходит формирование социально значимых качеств личности, которые позволяют ей принимать полноценное участие в жизни общества. Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на объект. Социализация требует также деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности. Социализация представляет собой двухсторонний процесс. С одной стороны, общество воздействует на индивида, а с другой, индивид на общество. Социализация – это процесс включения личности в общество, усвоение ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения.

Социализация не сводится к традиционным понятиям «воспитание» и «образование»; она продолжается в течение всей жизни человека и охватывает все процессы воздействия на него со стороны социального окружения.

Социализация включает в себя ряд этапов, каждый из которых имеет свою специфику.

Если за основу классификации взять главный показатель зрелости личности – его трудовую деятельность, то можно выделить три этапа – дотрудовой, трудовой и послетрудовой. В большинстве социологических дискурсов различают период первичной социализации (от рождения до формирования личности; 90% информации) и период вторичной социализации (развитие личности на стадии ее социальной зрелости).

В процессе вторичной социализации личности очень значимым для личности может быть ресоциализация, потребность в которой возникает при серьезных изменениях в жизни человека и всего общества, когда ранее приобретенные знания, ценности, роли и навыки потеряли свое определяющее значение. Ресоциализация – это процесс усвоения личностью новых, более адекватных изменившимся условиям жизни, знаний, ценностей, ролей и навыков.

В социализации выделяют две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию. Социальная адаптация – это приспособление индивида к социальным условиям, ролевым функциям, социальным нормам, к социальным группам, институтам, организациям, выступающим в качестве сферы его жизнедеятельности.

Интериоризация – это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.

Одним из механизмов социализации является идентификация. Социализация предполагает способность человека выработать и реализовать «я – концепцию». Такая концепция включает личную и социальную идентичность, т.е. способность человека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств и способность определения своей принадлежности к какой-либо общности (возрастной, политической, семейной и т.д.) Действие идентификации как механизма социализации связано с тем, что индивид усваивает и реализует нормы, ценности, качества и т.п. тех групп, принадлежность к которым он осознает. Можно сказать, что действия людей во многом определяется их самооценкой и групповым членством.

В процессе социализации на личность оказывают влияние агенты и институты социализации. Агенты социализации – люди ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. На этапе первичной социализации агентами являются родители, родственники, друзья, сверстники, учителя, тренеры и т.д., в качестве институтов социализации выступают социальные институты семьи и брака, образования и др. На этапе вторичной социализации агенты – представители администрации университета, предприятия, армии, милиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д., а институтами являются производство, государство, армия, суд, церковь, средства массовой информации и т.д. В связи с резкими переменами в жизни общества может возникнуть необходимость ресоциализации – усвоения личностью новых знаний, ценностей, ролей, навыков, правил поведения вместо прежних ценностей и норм. Процесс отучения от старых ролей, норм и ценностей называется десоциализацией.

В третьем вопросе рассмотрите процесс включения личности в социальные связи и отношения.

Социальные связи – это зависимость людей, реализованная через социальные действия, осуществляемая с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. М. Вебер выделил следующие типы социального действия: 1) целерациональное действие – ясное представление человеком своей цели и средств ее достижения, с учетом реакции окружающих. Рациональность обычно всегда ориентируется на успех; 2) ценностно-рациональное действие совершается через веру; 3) аффективное действие происходит в состоянии бессознательном, на чувственном уровне; 4) традиционное действие – привычка, инерция.

В теории Т. Парсонса социальное действие рассматривается как система, в которой выделяются следующие элементы:

- действующее лицо;

- объект (индивид или общность, на которое направлено действие);

- цель действия;

- способ действия;

- результат действия (реакция объекта).

В социологии выделяют следующие разновидности социальных связей: социальный контакт и социальные взаимодействия. Если связь между людьми поверхностна и субъект связи может быть легко заменен другим человеком, то говорят о социальном контакте. Социальное взаимодействие (интеракция), в свою очередь, предполагает регулярное систематическое влияние индивидов друг на друга, в результате чего возобновляются и создаются новые социальные связи внутри общностей или между его элементами.

В социальном взаимодействии участвуют не менее двух субъектов, которых называют интерактантами. Их интерактивные действия должны быть непременно направлены друг на друга, цель которых – вызвать определенную ответную реакцию со стороны партнера. Взаимодействие может иметь следующие виды: – непосредственное (межличностное) с многообразными модификациями, связанными с социальным положением субъектов и выполняемыми ими социальными ролями; – опосредованное (через посредников) – предполагает распределение ролей между участниками, наличие оговоренных норм, системы ценностей, регулирующих это взаимодействие.

Социальное взаимодействие можно классифицировать:

- по количеству участвующих субъектов: двухстороннее, многостороннее;

- типу контактов: солидарное или антагонистическое;

- уровню организованности: организованное или неорганизованное;

- характеру оценок: эмоциональное, волевое или интеллектуальное;

- уровню: межличностное, групповое, социетальное.

Теории социального взаимодействия (интеракции) развивались, в основном, в рамках американской социологической мысли, в которой сильны были идеи утилитаризма, прагматизма и бихевиоризма. Бихевиористскому принципу «стимул – реакция» был придан широкий социологический смысл. Стимул и реакция стали рассматриваться в аспекте человеческого действия и взаимодействия, когда один человек (или группа), действуя на другого, ожидает от последнего определенной положительной реакции.

К классическим теориям этого направления относятся теории «зеркального Я», «символического интеракционизма» и «теория обмена». Концепция «зеркального Я» разработана американским исследователем Ч. Кули. В процессе социализации происходит трансформация индивидуального сознания в коллективный разум с усвоением социальных норм и переоценкой своей личности с позиции восприятия окружающими, т.е. осуществляется переход от интуитивного «самоощущения» к «социальным чувствам». Человек смотрит на другого человека, как в особое зеркало, и видит в нем свое собственное отражение. Причем это отражение не всегда совпадает с собственной оценкой человека. Социализация, по Ч. Кули, и означает необходимость согласования оценки и самооценки, превращение «индивидуального Я» в «коллективное Я». Т.е. индивидуальная природа человека приобретает социальный смысл только лишь в коммуникации.

Символический интеракционизм (от лат. Interaction – взаимодействие) – направление в социологии, сосредотачивающееся на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании. Представителями символического интеракционизма являются Г. Блумер, Дж. Мид, А. Роуз, Г. Стоун, А. Стросс и др. Дж. Мид рассматривает личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формирования в ролевом взаимодействии. Роли устанавливают границы подобающего поведения индивида в определенной ситуации. Необходимое в ролевом взаимодействии – это принятие роли другого, что обеспечивает превращение внешнего социального контроля в самоконтроль и формирование человеческого «Я». Главная характеристика человеческого действия, по Миду, – использование символов. Ученый различает две формы или две ступени социального действия: общение при помощи жестов и символически опосредованное общение. Общение посредством жестов представляет собой как бы сокращенную, свернутую схему действия, когда по отдельному жесту (движению) можно восстановить действие в целом. Возникновение символически опосредованного взаимодействия Мид объясняет функционально – необходимостью координировать поведение людей, так как у них нет надежных инстинктов, и антропологически – способностью человека к созданию и использованию символов.

Общие идеи символического интеракционизма получили дальнейшее развитие в работах американского исследователя Г. Блумера, который в работе «Символический интеракционизм: перспективы и метод» и ввел в научный оборот само название этого направления. Блумер исходил из установки Дьюи на определение значения объекта, исходя не из его свойств, а из его роли в жизни людей. Объект – то, что он значит в ожидаемом и реальном взаимодействии. Причем устойчивость значений делает взаимодействие привычным, позволяет его институциализировать. В самом взаимодействии можно выделить два уровня: несимволический (объединяющий все живое) и символический (свойственный только человеку). Посредством знаковой системы человек задает дистанции, т.е. структурирует внешний мир. Развивая и изменяя значения, люди тем самым изменяют и сам мир.

Оригинальный вариант символического интеракционизма разработан в трудах Э. Гоффмана, которого называют автором «драматургического подхода», т.к. он выразил проявления личной и общественной жизни в театральной терминологии. При этом человек одновременно выступает в качестве автора, режиссера, актера, зрителя и критика, как бы примеривая на себя разные социальные роли. Таким образом, характерными чертами символического интеракционизма являются: стремление исходить при объяснении социального поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества, понимаемого как совокупность межличностных взаимодействии; – попытка рассмотреть все многообразие связи человека как связи, опосредованной символами, при этом большое значение придается языковой символике. Теория социального обмена – направление в современной социологии, рассматривающее обмен различными социальными благами (в широком смысле слова) как фундаментальную основу общественных отношений, на которой вырастают различные структурные образования (власть, статус и др.).

Представители теории социального обмена (теории действия) – Дж. Хоманс и П. Блау. Дж. Хоманс – американский социолог, согласно взглядам которого, социология является результатом естественного развития психологии. Существенным элементом этого направления стала теория социального поведения, которое интерпретировалось как обмен. Сущность данной теории состоит в том, что люди взаимодействуя друг с другом на основе своего опыта, взвешивают возможные вознаграждения и затраты. Социальное действие, согласно Хомансу, – процесс обмена, который строится по принципу paциональности: участники стремятся получить максимальную выгоду при минимальных затратах. Для объяснения социального действия Хоманс предлагает использовать пять основных гипотез: 1) гипотеза успеха, согласно которой, если при совершении определенного действия человек получает награду, он стремится это действие повторить. Гипотезу успеха Хоманс дополняет введением еще одной переменной – регулярности получения вознаграждения. Если какое-либо действие вознаграждается регулярно, то тенденция к повторению этого действия слабее, нежели в том случае, когда вознаграждение не регулярно; 2) стимула – основывается на том, что деятельность человека разворачивается не в пустом пространстве, а в конкретных ситуациях (обстановка, время и т.п.), т.е. при сопутствующих обстоятельствах, которые Хоманс называет стимулами. В итоге если в определенной ситуации определенное действие было успешным, то в будущем, в похожей ситуации, в аналогичной обстановке человек будет вести себя исходным образом; 3) ценности – чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятность соответствующего действия; 4) голодания – насыщения: человек нуждается в поощрениях и наградах, однако чем чаще он в недавнем прошлом получал определенные вознаграждения, тем быстрее у него развивается привыкание к ним, и, тем не менее, ценным будет для него каждое последующее вознаграждение; 5) фрустрации – агрессии: если личность не получает награды, она возмущается, и в состоянии негодования для нее наибольшей ценностью становится само агрессивное поведение.

П. Блау, в отличие от Хоманса, предложившего психологизированный вариант теории, пытался соединить анализ поведенческих стратегий на микроуровне с макроструктурами общества. Исходным положением теории социального обмена, согласно Блау, является то, что людям необходимы многообразные виды вознаграждений, получить которые они могут, только взаимодействуя с другими людьми. Однако мыслитель учитывает и то, что отношения в процессе взаимодействия могут быть неравными. В этом случае человек, обладающий средствами для удовлетворения потребностей других людей, может использовать их для приобретения власти над ними. В отличие от простого взаимодействия, социальные отношения отличаются тем, что они осознаются индивидами как длительные, повторяющиеся, а, следовательно, устойчивые.

Таким образом, социальные отношения – это устойчивая система нормированных взаимодействий между двумя партнерами или более на основе определенного интереса, которые различаются по своему составу и характеру связей: – между индивидами, например, любовь, вражда, обмен товарами или услугами, совместная трудовая деятельность; – между группами (классами, этническими группами, социальными институтами и другими общностями) по поводу одинаковых или противоположных интересов, часто связанных с распределением результатов общественного труда. В современном российском обществе социальные отношения имеют свои особенности, т.к. в переходный период основное социальное противоречие заключается в том, что, с одной стороны, рыночная модель позволяет развиваться экономической инициативе человека, а с другой стороны, люди вынуждены не просто менять свой профессиональный статус, а в большинстве случаев снижать его. Более того, происходит разрушение прежней системы нравственных ценностей, что, в целом, является причинами межличностных конфликтов. Для избегания этих негативных процессов регулятивное воздействие оказывает белорусское государство. Разработка стратегии социально-экономического развития страны и осуществление реальных регулятивных воздействий государства на функционирование рыночной экономики реализуются посредством включения в действие сложного социального механизма, который имеет множество взаимосвязанных звеньев.

В ходе семинара проверяется знание важнейших терминов, необходимых для подготовки к теме семинара.

Подведение итогов.Оценка деятельности студентов. Назначение домашнего задания.

Вопросы для самопроверки знаний

  1. В чем отличие понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность»?
  2. Какова структура личности?
  3. Назовите основные факторы формирования личности.

4. В чем сущность основных теорий развития личности?

5. Какова роль социализации и индивидуализации в процессе становления индивидов?

  1. Как влияют основные институты и ведущие агенты на процессы социализации?
  2. Что представляет собой личность как социальный тип?
  3. Что представляет собой личность как деятельный субъект?
  4. Какие типы социального действия, согласно концепции М.Вебера, Вы знаете?
  5. Какие разновидности социальных связей выделяют в социологии? В чем заключается их сущность?

Темы для докладов

1. Значение индивидуального опыта в процессе формирования личности.

2. Способы воздействия на личность в ходе осуществления социального развития.

3. Пути и средства гармонизации интересов личности и общества.

4. Идентичность в глобализующемся мире.

5. «Человек советский» как социокультурный тип.

Литература для обязательного прочтения

А) Прочитайте отрывок из хрестоматии: Кули Ч. Первичные группы // Общая социология. Хрестоматия / под общ. ред. Н.И. Лапина. М.: Высш. школа, 2006. С. 163-167.

Ответьте на вопросы.

1. Что собою представляет первичная группа и почему она так называется?

2. Какое влияние данная группа оказывает на процесс социализации личности?

3. Каково влияние первичных групп на социальные институты?

 

Б) Прочитайте отрывок из хрестоматии: Т. Парсонс. Процесс социализации и структура референтных групп // Общая социология. Хрестоматия / под общ. ред. Н.И. Лапина. М.: Высш. школа, 2006. С. 168-173.

Ответьте на вопросы.

1. Какие стадии социализации проходит личность?

2. Каковы особенности социализации на каждом из этапов?

3. Когда возникает дифференциация по профессиональным группам и какую роль она играет в социализации?

 

В) В. Томас, Ф. Знанецкий. Три типа личности // Общая социология. Хрестоматия / под общ. ред. Н.И. Лапина. М.: Высш. школа, 2006. С. 173-179.

Ответьте на вопросы.

1. Какие типы личностей выделяют авторы?

2. Каким образом тип личности определяет образ жизни?

3. Являются ли указанные типы личности окончательными?

4. Какова взаимосвязь окружающей среды и субъекта?


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 639; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!