Политико – правовые идеи Б. Спинозы



Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677 гг.) – нидерландский философ – просветитель, идеолог рационализма, пантеизма, материализма, либерализма, юснатурализма и договорной теории государства.

Весь мир в представлении Спинозы – это закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Единый на весь мир Бог, по мнению философа – это вся природа, то есть единая вечная и бесконечная субстанция, причина самой себя. Мышление и протяжение согласно Спинозе – это атрибуты, то есть неотъемлемые свойства, субстанции, а уже отдельные вещи и идеи – её модусы, то есть единичные проявления. Человек в соответствии с убеждениями Спинозы – это часть природы, его душа – модус мышления, а тело – модус протяжения.

Необходимость государства и права Спиноза объяснял естественной причиной, а именно – противоречием между страстями и разумом людей. При этом страсти – источник эгоизма, а разум – это воля человека. Естественное состояние – война всех против всех сменяется царством разума, то есть государством, а потому общественные закономерности обусловлены особенностями человеческой природы, а разумное сочетание частных интересов граждан и интересов всего общества порождает общественную гармонию.

Право согласно Спинозе, прежде всего естественное право, порождаемо влечениями и всевозможными страстями людей. Потому право в понимании философа соразмерно силе. Объединение же индивидов в государство, то есть в одно целое, способствует достижению обеспечения естественных прав каждого гражданина, так как он распространяет на государство и своё право и, таким образом, государство становится неким продолжением естественного права.

Поскольку в естественном состоянии согласно Спинозе людям жить плохо, то все действия человека включены в цепь универсальной мировой детерминации.

Все государства мира Спиноза разделил на три вида по тому, кто распространяет на государство свою волю: демократия, в которой все без исключения граждане распространяют свою волю на государство; аристократия, в которой распространяют свою волю на государство лишь немногие и монархия, где государство отождествляется с волей одного человека (Людовик XIV – «государство это я»).

Идеалом Спинозы была демократическая республика – он был в полном смысле слова республиканцем. Так он считал, исходя из того, что только в республике, все без исключения граждане распространяют на государство свою волю, хоть и ограничивают, тем самым, свои права. Спиноза допускал монархию лишь в том случае, если власть монарха в ней сводилась к минимуму сильным парламентом. Вообще Спиноза считал, что функции государства необходимо свести к минимуму, сделать его, своего рода «ночным сторожем», так как целью гражданского состояния являются мир и безопасность жизни.

Будучи родившимся в ортодоксальной иудейской семье, за своё вольнодумство Спиноза был проклят раввинами.

Литература:

Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. М., 2004.

Малахов В. П. История политических и правовых учений. Учебное пособие для высшей школы. М., 2003.

Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. М., 1993.

Нерсесянц В. С.История политических и правовых учений. М., 2009.

Бенедикт Спиноза. Избранные произведения в 2 – х т. 2. М., 1957.

Учение о законах Ш. Л. Монтескьё.

Шарль Луи де Секонд барон де Монтескьё (1689 – 1755 гг.) – французский философ – просветитель, мыслитель и историк, правовед, идеолог юснатурализма и договорной теории государства. Главный труд – «О духе законов» написан в 1748 году.

Монтескьё стремился вскрыть причины возникновения того, или иного государственного устройства, анализируя различные формы государства. Он утверждал, что законодательство страны зависит от формы правления, и выступал против абсолютизма, главным орудием против которого видел систему разделения властей.

Монтескьё ввёл понятие «дух нации», под которым разумел совокупность, в первую очередь, природно – климатических, а также всех прочих, возможных факторов. Дух нации формирует «дух» законов. А законы, с точки зрения Монтескье – это постоянные и общие связи между разными факторами общества, в том числе размеры территории, климат, образ жизни, в том числе охота, земледелие, скотоводство, ремесло, политический режим, религия, обычаи и нравы, а совокупное влияние всех этих условий – это «дух» законов.

Монтескьё абсолютизировал природно – климатический фактор, воздействие которого он находил буквально во всём.

Все государства мира по форме правления Монтескьё разделил на три вида: республики, монархии и деспотии. Эта классификация, за исключением деспотии, господствует до сих пор. Форма правления зависит от площади государства – республика свойственна небольшим государствам, монархия – крупным, а деспотия – чрезмерно великим, а так же от климата – холодному климату свойственны монархии, теплому – республики, сухому – деспотии. Так, например, Испания – деспотия вследствие сухости её климата. Идеалом Монтескьё была конституционная монархия британского образца, а Францию он считал страной, климат которой в меру холодный и в меру тёплый. Непосредственно форму правления определяет, с точки зрения Монтескьё, принцип правления. Принцип правления в монархии – честь, в республике – добродетель, а в деспотии – страх. Свободу Монтескьё подразделял на естественную, то есть вседозволенность и политическую, то есть право на всё, не запрещённое законами, в том числе свобода гражданская. Право Монтескьё объявил мерой свободы и регулятором отношений между гражданами с одной стороны и правительством – с другой.

Наряду с Джоном Локком Монтескьё сформулировал в окончательном виде теорию разделения властей. Он разделил всю публичную власть на три вида – законодательную, исполнительную и судебную. При этом верховной он считал законодательную власть, которая должна состоять из собрания представителей и собрания знатных, то есть наследственных аристократов, и которая только одна должна создавать законы. Исполнительная же власть должна их исполнять и возглавляться монархом, а судебная – карать преступления и допускать столкновения частных лиц. Монтескьё говорил: «нет монарха, нет и дворянства, нет дворянства – нет и монарха». За монархом всегда должно оставаться право вето на любой закон. Исполнительная власть всегда должна быть вправе останавливать действия законодательной, а законодательная власть никогда не должна сметь останавливать действия исполнительной, а также обвинять её в чём – либо. А иначе государство станет не монархией, а республикой без свободы.

Философ различал право, под которым разумел только естественное право и закон. Совпадающие с естественным правом законы являются правовыми, а несовпадающие – соответственно неправовыми. Эти последние философ объявил произволом.

Кроме того, Монтескьё выступал за рецепцию зарубежного опыта и в отличие от идеологов исторической школы права, полагал, что только в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться непригодными для другого народа.

Литература:

Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. М., 2004.

Малахов В. П. История политических и правовых учений. Учебное пособие для высшей школы. М., 2003.

Шарль–Луи Монтескье. О духе законов. М., 1999.

Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. М., 1993.

Нерсесянц В. С.История политических и правовых учений. М., 2009.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 390; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!