Политико – правовые взгляды Фомы Аквинского



Фома Аквинский (1226 – 1274 гг.) – философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма. Доминиканец.

Схоластика отличается от патристики тем, что опирается на философию Аристотеля, а не Платона. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, Фома Аквинский утверждал, что природа завершается в благодати, разум – в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего – в сверхъестественном откровении.

По мнению Фомы Аквинского, пользовавшегося аристотелевскими понятиями формы и содержания, в Боге форма и содержание не соединяются, в отличие от тварного мира. Поскольку случайности нет, но всё происходит по причине, то первопричина всего – это и есть Бог в понимании Фомы Аквинского. Это его первое и самое главное доказательство.

Фома Аквинский объявил естественное право выражением божественного разума. Согласно Фоме Аквинскому люди и по божественным законам и в силу естественного права от своего рождения неравны, а поэтому низшие должны повиноваться высшим.

Право в понимании Фомы Аквинского – это сфера правды и справедливости, которую он представлял как воздаяние каждому своего. Право создано Богом для регулирования жизни людей и даруется человеку через пророков, или царей.

Все законы мира Фома Аквинский разделил на четыре части в порядке от высшего к низшему: 1. Вечный закон, заключённый в Боге и существующий сам по себе, то есть сам божественный разум, управляющий вселенной, его универсальные нормы и общие принципы; 2. Естественный закон, то есть отражение вечного закона в человеческом разуме, включающий в себя законы общежития, предписывающий стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывающий искать истину, то есть Бога и уважать достоинство людей; 3. Человеческий закон, то есть позитивное право, а именно – действующее феодальное право, постоянно изменяющийся во времени, в отличие от неизменного и вечного естественного закона, которому никакой другой закон не может противоречить (предназначение человеческого закона – силой принуждать людей избегать зла и стремиться к добродетели, он может быть различным в разных государствах – все сходства между человеческими законами всех государств мира образуют право народов, все различия – право граждан); 4. Божественный закон, то есть Библия, который необходим, так как человеческий закон не способен полностью истребить зло, а из – за несовершенства человеческого разума люди сами без Библии не могут придти к единому представлению о правде).

По мнению Фомы Аквинского государство возникает потому, что человек сам в одиночку удовлетворить свои потребности не может. Целью же государственности Фома Аквинский считал «общее благо». При этом всякое общество должно оставаться сословным. Народ согласно Фоме Аквинскому вправе свергнуть тирана, если он обложил его чрезмерными налогами, а если действует вопреки церкви, то свергнуть его сам Бог велел.

Литература:

Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. М., 2004.

Малахов В. П. История политических и правовых учений. Учебное пособие для высшей школы. М., 2003.

Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. М., 1993.

Нерсесянц В. С.История политических и правовых учений. М., 2009.

Фома Аквинский. Сумма против язычников. Книга I. М., 2000.

Политические идеи Реформации (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин).

Реформация – это утверждение протестантизма в Европе. Протестантизм – это направление в христианской религии, для которого характерны: 1. упрощение богослужения (сокращение числа таинств с семи до двух – крещения и причащения); 2. замена латыни в богослужении родным языком; 3. выборность духовенства; 4. отмена монашества; 5. отмена целибата; 6. отрицание папской власти; 7. отрицание икон. Реформация началась в Европе 31 октября 1517 года, когда монах Мартин Лютер выступил против католичества, прибив 95 тезисов против продажи индульгенций к дверям церкви Виттенберга. В реформации, отменившей все таинства церкви кроме двух – крещения и причащения, было два направления: бюргерское – Мартин Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли; плебейское – Томас Мюнцер и анабаптисты. В Англии реформация произошла по воле короля Генриха VIII в 1534 году. С тех пор Объединённое королевство Великобритании и Ирландии (ныне – Великобританнии и Северной Ирландии) – теократическое государство, так как глава государства – это глава церкви, а в верхней палате британского парламента – палате лордов обязательно присутствие наряду с определённым количеством светских лордов так же и определённое число высших церковных иерархов одной лишь англиканской церкви. В англиканской церкви нет выборности духовенства, но есть ещё таинство брака, а вместо папы её возглавляет британский монарх.

Бюргерское направление.

Мартин Лютер жил (1483 – 1546 гг.) Он перевёл Библию на немецкий язык. Лютер провозгласил превосходство светской власти над духовной. Идеальная форма правления по Лютеру – монархия, а её социальной базой должны быть только богатые горожане – бюргерство и землевладельцы. Лютер выступал за подавление возмущений и бунтов против власти со стороны низов. Согласно Лютеру душа человека в целом подчинена высшей духовной силе – божественному промыслу, а внутренняя свобода человека – это рабство воли. Реальная свобода возможна лишь в практических делах, но и там она, в конечном счете, совпадает с Божьим промыслом. Стало быть, Лютер был фаталистом. Далее он утверждал, что разумное стремление к имущественному благополучию – есть знак божественного промысла, как и верность божественному призванию, то есть верность выбранной специальности, трудолюбие и бережливость.

Жан Кальвин (1509 – 1564 гг.) Придерживался тех же теорий, что и Мартин Лютер, только считал лучшей формой правления не монархию, а теократическую республику, хуже которой считал аристократию, ещё хуже – монархию, ещё хуже тиранию, которая даже заслуживает кроме небесной так же и земную кару. Кальвин допускал возможность противодействия монарху со стороны церкви и представительных органов, но лишь мирными способами, а восстания – только против тирана и только тогда, когда все мирные способы борьбы с ним уже исчерпаны.

 Кальвин выступал за сближение государства и церкви, чтобы создать теократию и за религиозный отбор при выборах в коммунальный совет, или магистрат.

Кальвинизм учит об абсолютном предопределении человека к спасению Богом. Воля же самого человека ничего изменить в этом предопределении не может. Исходя из этой доктрины, все люди, согласно кальвинизму являются или избранными Богом, или нет. Сам человек не может знать о своей избранности, а только догадываться, судя по материальному успеху и преуспеванию в своих делах, во имя чего Кальвин оправдывал любые методы. Кальвинисты называются реформатами, во Франции – гугенотами, в Англии – пуританами, где возглавили борьбу против монархии.

Плебейское направление.

Томас Мюнцер (1490 по 1525 гг.). Выступал за фактическое равенство всех людей, чтобы любой правитель сравнялся с последним христианином, за революционную борьбу, против драгоценных металлов, денег за отмену частной собственности. Мюнцер возродил республиканские идеи гуситов – таборитов. Его аргументы: 1. обнищание простонародья; 2. беззакония и произвол местных властей; 3. грабительская политика католической церкви. Цель движения Мюнцера – это новый общественно – политический строй, в том числе справедливое и демократическое общество, объединение общин в гражданское единство. В ходе крестьянской войны в Германии 1524 – 1526 гг. Мюнцер был пленён и казнён.

Мюнстерская коммуна анабаптистов 1534 – 1535 гг. в осаждённом войсками феодалов Мюнстере конфисковала церковное имущество, отменила долги и всякие деньги и ввела уравнительное распределение предметов потребления – пала, все участники казнены.

Литература:

Малахов В. П. История политических и правовых учений. Учебное пособие для высшей школы. М., 2003.

Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. М., 1993.

Нерсесянц В. С.История политических и правовых учений. М., 2009.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 445; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!