Политико – правовые воззрения Аврелия Августина



В I веке н. э. возникло христианство в форме монотеизма. Монотеизм делиться на четыре вида. Теизм, согласно которому Бог, поскольку создал этот мир, а потому находится вне этого мира, но свободно действует в нём и являет чудеса. Деизм, согласно которому Бог является первопричиной мира и сообщил миру его законы. Бог как мировой разум сконструировал целесообразную машину природы, придал ей законы и движение, после чего она развивается сама собой, независимо от Него. Для деизма характерно отрицание чудес и какого – либо богопознания, кроме чисто рационального. Согласно и теизму и деизму Бог вечен, а мир – нет, так как имеет начало. Пантеизм, согласно которому мир – это истечение божественной природы, то есть Бог во всём и всё в Боге, притом, что Он сам не является личностью. Мир, согласно пантеизму, вечен, ибо сам является Богом. Дуализм, согласно которому мир так же совечен Богу, как и бесконечная борьба добра и зла, которые всегда будут равны друг другу. Признание потусторонности Бога отличает теизм от пантеизма, а признание непрерывной активности Бога – от деизма.

Монотеистические религии: иудаизм (теизм), основанный в середине II тысячелетия до н. э. Моисеем (сейчас иудаисты – это 0,3% землян); зороастризм (дуализм), основанный в начале I тысячелетия до н. э. Заратуштрой (зороастрийцев – парсов в древности насчитывались миллионы, ныне же их всего несколько сот тысяч); христианство (теизм), основанное в I веке н. э. Иисусом Христом (сейчас христиане – треть землян); манихейство (дуализм), основанное в III веке н. э. Мани и окончательно исчезнувшее; ислам (теизм), основанный в VII веке Магометом (сейчас мусульмане – это пятая часть землян). Отличие христианства, не считая антитринитариев, ариан, адвентистов и иеговистов, – догмат о Святой Троице, то есть Бог Сын предвечно исходит и предвечно рождается от Бога Отца, причём все православные и армяне – грегориане утверждают, что Святой Дух исходит только от Бога Отца, но через Бога Сына, а католики и протестанты – что Святой Дух исходит как от Бога Отца, так и от Бога Сына. Христианство повлияло на все религии мира, кроме иудаизма. Ислам признаёт Христа одним из шести пророков, наряду с Адамом, Ноем, Авраамом, Моисеем и Магометом, но отрицает Святую Троицу.

Аврелий Августин Блаженный (353 – 430 гг.) – христианский теолог и церковный деятель. Основатель западной патристики.

Согласно Аврелию Августину жизнь человечества началась после грехопадения и раскололась на два противоположных общества: Град небесный составили потомки Авеля, любящие Бога, а град земной – потомки Каина, любящие себя.На самом деле Град небесный – это католическая церковь, а град земной – это все остальные люди Земли, в том числе все принцы и все короли. Поэтому любой монарх, включая императоров, должен был всецело подчиняться церкви. Августин отделил понятие преступления от понятия проступок – «когда неукротимая страсть портит душу и тело – это проступок; когда она действует во вред другому – это преступление».

Аврелий Августин говорил: «Что суть царства, лишённые справедливости, как не большие разбойничьи шайки?» и доказывал, что государственно – организованное общество основывается на справедливости, а деспотические царства язычников нельзя называть государством, поскольку в языческих царствах нет государственно – правового общежития, но в них, как в разбойничьих шайках, есть власть одного предводителя, которому никто не смеет прекословить, а «право» сводится к тому, что захваченная на войне добыча делится по установившемуся обычаю.

В своей религиозной философии Аврелий Августин опирался не на Аристотеля, а на Платона.

Литература:

Аврелий Августин (Блаженный). Творения: В 4 – х т. Т. 3.: О граде божьем. Книги I – XIII. СПб., Киев, 1998.

Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. М., 2004.

Малахов В. П. История политических и правовых учений. Учебное пособие для высшей школы. М., 2003.

Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. М., 1993.

Нерсесянц В. С.История политических и правовых учений. М., 2009.

Политико – правовая концепция ислама.

Основатель и ведущий идеолог ислама – пророк Магомет (570 – 632 гг.). Ислам возник в Аравии в начале VII века н. э. Основной догмат ислама – поклонение единому Богу и признание Магомета Его «посланником», а потому мусульмане отрицают тройственность Бога, а Иисуса Христа считают не Богом, как христиане, но пророком, равновеликим Магомету. Другой основной догмат ислама – безусловный фатализм, то есть вера в абсолютную предзаданность небом всякой судьбы и всякого будущего. Все изречения Магомета, записанные его учениками объединены в Коран.

Существует пять основных обязанностей ислама: 1. абсолютная вера в единственного Бога и признание Магомета – его последним и главным пророком; 2. ежедневная пятикратная молитва – намаз с ритуальным омовением перед ней; 3. уплата обязательного налога – закят изначально в пользу бедных, а в действительности – в распоряжение государства; 4. ежегодный пост в месяце рамазан, во время которого нельзя есть и пить при свете дня; 5. паломничество в Мекку – хадж. Кроме того, Магомет завещал мусульманам постоянно воевать за веру, то есть осуществлять джихад. Одними из тягчайших грехов в исламе считаются ростовщичество, употребление алкоголя и свиного мяса. Монашествующих среди мусульман нет, а потому нет и такого аскетизма, который распространён у всех прочих конфессий.

Магомет, основавший ислам, родился и вырос в Мекке, но переехал оттуда в Медину в 622 году (переезд из Мекки в Медину – хиджра – первая и изначальная дата мусульманского летоисчисления), начал войну с Меккой и в 630 году вернулся в неё.

Исламское духовенство, состоящее из имамов, возглавляется халифом. Отношение к халифу раскололо ислам на два основных течения – суннизм и шиизм. Отличие заключается в том, что для суннитов община выше имама, а потому избирает его, а для шиитов имам выше общины, а потому он передаёт свою должность по наследству. Кроме того, шииты не признают иных имамов, кроме родственников Магомета, а точнее – потомков зятя Магомета Али, женатого на дочери Магомета Фатиме. Двенадцатый имам шиитов аль–Махди без вести пропал в конце IX века – возможно, был убит. Но, в отличие от суннитов, шииты верят в его чудесное спасение, в то, что он скрытно обитает среди людей, чтобы, когда придёт время, вернутся перед концом света на землю, дабы окончательно утвердить среди людей правду и справедливость. Приход аль–Махди по верованиям шиитов возможен в любое время.

Раскол ислама на суннизм и шиизм произошёл ещё в VII веке. Раскол этот произошёл по вопросу о том, кто должен возглавлять имамат, то есть теократическое государство мусульман (теократическое государство вообще – это государство, глава которого является в то же самое время и главой духовенства). Иными словами – кто должен быть имамом, то есть одновременно и светским и религиозным главой мусульман. Для суннитов национальность имама не имеет значения. Изначально у суннитов существовала выборность халифов, но вскоре она перестала быть даже номинальной – с 1517 по 1924 годы халифом суннитов являлся по совместительству турецкий султан. Для шиитов же истинным халифом является только Али – зять Магомета, женатый на его дочери Фатиме, а имамами – его кровные родственники. Шииты исповедуют культ мучеников, пострадавших за веру.

Одни только сунниты признают сунну, от которой и получили своё название. Сунна – это текст священного предания, существующий как дополнение к Корану – священному писанию. Если Коран был написан в начале VII века при жизни Магомета, то Сунна – в середине VII века уже после смерти пророка. У шиитов вместо сунны своё священное предание – ахбар.

В настоящее время шииты составляют около 60 % населения Ирака, приблизительно 70 % населения Ирана и примерно 80 % населения Азербайджана. Так же имеются шиитские общины в Йемене и в ряде других государств. Самое большое число мусульман – суннитов проживает в Индонезии – 88 % всего населения республики.

Кроме суннизма и шиизма в исламе существует ещё ряд сект, в том числе исмаилиты, мутазилиты и др. Мутазилиты появились в VIII веке. Как сказал советский историк Л. Н. Гумилёв: «По сути дела, мутазилиты перестали быть мусульманами. Отрицая несозданность Корана, они отрицали и святость его, что позволяло им толковать суры (тексты) аллегорически, то есть как угодно. Не признавая предопределения, они выступали против фатализма на том основании, что Аллах не предписывает творить зло, а поскольку такое налицо, то оно исходит не от Бога, а от свободной воли. В этом они смыкались с зороастризмом, ибо при отсутствии возможности выбора между добром и злом свободной воле людей негде проявиться. Бога мутазилиты считали непознаваемым, так что не было возможности отличить его от Шайтана (Иблиса). Рай и ад они считали метафорами, а не реальностью».

От шиизма в VIII веке откололась секта исмаилитов. Они, в отличие от всех остальных мусульман и мутазилитов, верят в реинкарнацию и защищают интересы феодалов. От исмаилитов в IX веке отделились карматы, выступавшие против феодализма.

Коран и сунна вместе взятые составляют шариат – своеобразный кодекс юридических норм мусульманско–суннитского права. Кроме шариата существует ещё адат – местное обычное право мусульман, основанное на обычаях. Если нормы шариата одинаковы для всех мусульман – суннитов, то нормы адата в различных местах различны в зависимости от местных обычаев.

Литература:

Малахов В. П. История политических и правовых учений. Учебное пособие для высшей школы. М., 2003.

Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. М., 1993.

Нерсесянц В. С.История политических и правовых учений. М., 2009.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 274; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!