Политические учения Древей Индии



Вишняков Александр Валерьевич

История правовых и политических учений.

Юридический факультет. Заочное отделение

Предмет, метод и система истории политических и правовых учений.

История политических и правовых учений – это юридическая дисциплина, изучающая исторически развивающиеся знания о праве, рассматриваемая как явление знания и самосознания.

Предмет истории политических и правовых учений – это то, что изучает данная дисциплина. Он трактуется по разному, в зависимости от соответствующей философской концепции.

С позиций гегельянства (Гегель и младогегельянцы) предмет истории политических и правовых учений – это логика развития идей права в их взаимосвязях с моральной деятельностью, политической действительностью и всемирной историей.

С позиций марксизма (Карл Маркс и Фридрих Энгельс) предмет истории политических и правовых учений представляет собой различные уровни отражения политико – правовой реальности, рассматриваемой в её диалектическом развитии.

С позиций феноменологического подхода (Эдмунд Гуссерль) предметом истории политических и правовых учений являются различные феномены правопонимания.

С позиций позитивизма (Ганс Кельзен) предмет истории политических и правовых учений есть научные опытно – установленные политико – правовые факты и их предельно индуктивное обобщение при отрицании познавательной роли философии и теории.

Задачи истории политических и правовых учений: реконструкция изучаемых политико – правовых учений, их логический анализ; систематизация политико – правовых знаний; объяснение политико – правовых идей и теорий, исходя из познания их общественной сущности, а так же культурных, или психологических оснований; идейно – теоретическое обоснование конкретно – исторического законодательства и политической практики; понимание смысла и предназначения государства и права; проектирование возможных преобразований и реформ в политико – правовой сфере с учётом исторического контекста; критика, включая доказательство и опровержение политико – правовых теорий; предсказание новых явлений на основе логического вывода из имеющихся политико – правовых учений.

Методы истории политических и правовых учений – это принципы, способы и иные формы познавательной деятельности. История политических и правовых учений использует следующие методы: общепознавательные, в том числе анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, дедукция и индукция, идеализация, сравнение и аналогия; общенаучные, в том числе формально – логический, диалектический, эволюционный, сущностно – субстанциональный, системный, функциональный, синергетический, семантический и др.; специальные, в том числе метод избирательности историко–правовых фактов, историко–теоретические реконструкции; метод сравнительного правоведения и др.

Периодизация истории политических и правовых учений конструируется дифференцировано в зависимости от соответствующего подхода.

С позиций исторического подхода политические и правовые учения делится на 6 этапов: древнейшие, датируемые периодом равным примерно трём тысячам лет – с XXXV по V века до н. э.; древние, датируемые рамками почти одной тысячи лет с VI века до н. э. до V века н. э.; средневековые, датируемые также приблизительно одной тысячей лет – с V по XV века; политические и правовые учения ренессанса – XV – XVII века; политические и правовые учения нового времени – XVII – XIX века; политические и правовые учения новейшего времени – XX век.

С позиций формационного подхода политические и правовые учения делится на: рабовладельческие, феодальные, буржуазные и пролетарские.

С позиций технологического подхода политические и правовые учения делится на: доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные.

С позиций цивилизационного подхода политические и правовые учения распределяются по цивилизациям, в раках которых созданы.

Литература:

Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. М., 2004.

Малахов В. П. История политических и правовых учений. Учебное пособие для высшей школы. М., 2003.

Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. М., 1993.

Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений. М., 2009.

Политические учения Древей Индии.

Первой всеиндийской религией был ведизм, постулировавший метемпсихоз (реинкарнацию) и политеизм. Ведическую религию привнесли в Индию кочевники – арии, переселившиеся, благодаря возникновению колесниц, из Средней Азии на полуостров Индостан в середине II тысячелетия до н. э. В I тысячелетии до н. э. согласно ведам, то есть священным текстам, оформились четыре всеиндийских сословия – варны (брамины – священнослужителей, кшатрии – воины, вайши – производители, шудры – рабы), которые в I веке н. э. по профессиональному признаку распались на несколько тысяч каст, в том числе некоторых каст неприкасаемых, при этом смена варны, или касты всегда были запрещены. Ведизм в I тысячелетии до н. э. трансформировался в брахманизм – политеистическую религию, согласно которому абсолют – есть брахман, с которым должен при своей земной жизни слиться брамин, как капля воды с океаном. В I тысячелетии до н. э. брахманизм трансформировался в индуизм, который насчитывает несколько сотен тысяч различных антропоморфных божеств, связанных сложной мифологией, которым приписываются многочисленные деяния во взаимоотношениях друг с другом. И ведизм и брахманизм и индуизм признают извечное сосуществование и материи (пракрити) и сознания (пуруши) как двух первоначал всего сущего. Поэтому последователи индуизма не являются ни материалистами, ни идеалистами.

Возникновение первой в мире философской системы (локоята) произошло в VI веке до н. э. в Индии в рамках Чарваки – первого в мире материалистического учения. Последователи локояты проповедовали атеизм.

Буддизм – первая мировая религия. Основатель – Сиддхартха Гаутама, он же – Будда (буквально пробуждённый), он же–Шакья Муни, то есть отшельник из шакьев, живший в VI веке до н. э. в Индии царевич, который в 29 лет ушёл в лес, в 36 лет стал буддой, то есть достиг нирваны. Суть религии – метемпсихоз и четыре постулата: 1. жизнь – есть страдание; 2. причина страданий – невыполненные желания; 3. избавление от желаний – есть избавление от страданий, то есть достижение нирваны; 4. способ избавления от желаний – следование учению будды. Никаких божеств в буддизме нет, а есть только многочисленные будды. Но в буддизме дозволено всем, вплоть до духовенства, исповедовать наряду с буддизмом так же и любую другую религию, или даже несколько религий одновременно. А потому многие буддисты одновременно являются также и язычниками и монотеистами. Главный текст буддизма – трипитака (буквально – три корзины), возникший в V веке до н. э. и записанный в I веке до н. э. Ключевые понятия: 1. карма – сумма всех поступков живого существа в одном теле; 2. дхарма – первичный элемент бытия (динамика совокупности дхарм – это источник страданий, а его статика – это нирвана), 3. сансара – перевоплощения личности до достижения ею нирваны; 4. нирвана. После объединения Индии в начале III века до н. э. кшатрием Чандрагуптой – основателем империи маурьев, царь из Маурьев Ашока в середине III века до н. э. ввёл буддизм как государственную религию во всей Индии. После распада империи гуптов VI веке н. э. буддизм в Индии был заменён индуизмом. При этом империи гуптов и маурьев были первыми в мире полицейскими государствами, в которых власть царя была ограничена Паришадом, то есть придворным советом. В I веке н. э. буддизм распался на хинаяну и махаяну (буквально – большую и малую колесницу). Хинаяна распространена в юго–восточной Азии, а махаяна – в Китае, Корее и Японии. Согласно хинаяне нирваны могут достичь только монахи, согласно махаяне – кто угодно. Махаяна заменила требование ухода от мира призывом к воздействию на него. Достигшие нирваны монахи называются архаты, а бодхисатвы в махаяне – это те, кто не погрузился в нирвану только из желания спасти других людей. В XII веке от махаяны отделился ламаизм (Монголия, Тибет, буряты, калмыки), для которого характерен культ хубилганов, то есть живых воплощений Будды – Далай–лам. Во главе ламаистов одновременно стоят два лица – Далай–лама, занимающийся исключительно духовными вопросами, и Панчен–лама, занимающийся наряду с духовными так же и светскими вопросами. При этом Далай–лама выше Панчен–ламы. Им подчиняется множество других лам, то есть монахов. Буддисты считают Иисуса Христа бодхисатвой, воплощением монаха Авалокиты. Исповедующие только буддизм составляют 6,1% мирового населения.

Джайнизм – религия которую сейчас исповедует примерно 0,1% людей. Основатель – Мохавира Джина, живший в VI веке до н. э. и завещавший хранить всё живое. Суть: реинкарнация (метемпсихоз) и запрет на убийство и причинение телесной боли живым существам, включая растения и животные. Поэтому джайнисты занимаются только коммерцией.

Учение Чанакья основал Каутилья – советник Чандрагупты Маурья. Источник учения это – артхашастра – древнеиндийский трактат об управлении государством, составленный в период с IV века до н. э. по III век н. э. Суть артхашастры – принцип «средства оправданы целью», который противоречит дхарме, но при этом аморальные средства можно использовать только тогда, когда исчерпаны все позитивные средства. Поэтому центральным понятием артхашастры является артха – польза. Но данным принципом должны руководствоваться только кшатрии, в том числе цари, а брамины и все остальные – только дхармой.

Индуизм – это политеистическая религия, развившаяся из брахманизма – религии, господствовавшей в Индии ещё в I тысячелетии до н. э. В свою очередь брахманизм произошёл от ведизма, господствовавшего в Индии во II тысячелетии до н. э. Индуизм – это собирательное название для множества религий и сект. У индуизма нет единых текстов, как и символа веры, или доктрины, а есть только общие понятия: карма, дхарма, понимаемая либо как абсолют, либо как индивидуальное нравственно – социальное установление для правильной жизни, либо как долг, сансара – перевоплощения души, брахма и прочие и несколько сотен тысяч божеств. Кастовый строй отличает индуизм от брахманизма. Последователи индуизма – это 13,5% людей.

Сикхизм – религия Индии, основанная в XV веке Нанаком. Священная книга – Адигрантх. Суть: монотеизм, отрицание каст и обрядов, отсутствие священнослужителей. Сикхи составляют 0,4% землян.

Литература:

Древнеиндийская философия: Собрание текстов. Начальный период. М., 1972.

Малахов В. П. История политических и правовых учений. Учебное пособие для высшей школы. М., 2003.

Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. М., 1993.

Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений. М., 2009.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!