Политические учения Древнего Китая



Даосизм – религия и первая философская система Китая, основанная в VI веке до н. э. Лао – цзы. Ключевое понятие – дао – путь, то есть совокупность всех законов природы, человека и общества. Если прежде эти законы считались небоопределёнными и небоданными, то Лао – цзы объявил их вполне естественными. Он утверждал, что все явления и вещи в мире находятся в непрерывном изменении и со временем неизбежно переходят в свою противоположность, а потому мудрый монарх позволяет всему идти своим естественным путём – дао и особо не реагировать на его проявления. В этом принцип недеяния – «У – Вэй». Лао цзы призывал стряхнуть с себя оковы долга и обязанностей и вернуться к жизни, близкой природе дабы достичь долголетия. Первопричиной всего сущего Лао–цзы считал материю, а, следовательно, был материалистом. Согласно Лао – цзы миром правит диалектический закон единства и борьбы противопроложностей, таких, например, как инь и ян – соответственно женское и мужсоке начала и т. д. Фактически Лао – цзы за две с лишним тысячи лет до Гегеля сформулировал основные законы диалектики. По мнению Лао – цзы человек нераздельно слит с природой, а потому не должен использовать её в своих целях, а может лишь её мирно созерцать. А иначе человечество ждут крйне неблагоприятные последствия – всё плохое в этом мире – есть результат отклонения от дао. Последователи даосизма – даосы как правило уходили от цивилизации далеко в горы, или в какие – нибудь другие труднодоступные места, где занимались народной медициной и взаимопомощью, мирно созерцая природу.

Конфуцианство, основанное в VI веке до н. э. аристократом Кун – цзы (в европейской транскрипции – Конфуцием). Основной текст – Лунь юй (буквально – беседы и высказывания). Конфуций постулировал необходимость извечного сословного неравенства людей и, в первую очередь, обязанность соблюдения во всех подробнейших деталях всех наидревнейших ритуалов, а так же обычаев, обрядов и традиций. Любые беды в жизни государства и подданных мыслитель объявил результатом нарушения обрядов, ритуалов, традиций и обычаев. Если же никто не мог вспомнить нарушение каких именно обычаев, обрядов, ритуалов и традиций вызвало неблагоприятные последствия, то значит необходимые традиции, обычаи, ритуалы и обряды были забыты. Суть конфуцианства – это строгое соблюдение иерархии и дисциплины, в основе которой должна лежать сыновняя почтительность, под которой подразумевалось беспрекословное уважение старших не только по возрасту, но и по положению в обществе. Согласно Конфуцию каждый человек должен занимать строго определённое ему место в строгой иерархии рангов и должностей. Главным и предпочтительнейшим средством политики и всякого управления Конфуций объявил убеждение, а не принуждение. Он считал, что нельзя казнить людей, не наставив их, а монарх должен действовать на народ силой личного примера, а не силой оружия, что будет выгодно как народу, так и самому монарху. Необходимость многочисленной и привелегированной аристократии Конфуций объяснял необходимостью объединения правдивых людей в отличие от простонародья – подлородных лжецов, а наследственный статус аристократа – стимулом заботы о доверии потомкам. Только аристократ, по мысли Конфуция способен рисковать жизнью ради правды. Поэтому наибольшее доверие государь должен оказывать наиболее родовитым аристократам. Все эти правила не распространялись на варваров, то есть на внекитайское население, но свою внешнюю экспансию империя должна оказывать не силой оружия, но силой постепенного убеждения варваров в преимуществах цивилизации. Конфуций весьма скептически относился к писаному законодательству, считая его бесполезным и никчёмным по неизвестности его большинству людей. В монархическом Китае вплоть до Синьхайской революции 1911 года конфуцианство было государственной религией.

Школа фацзя, основанная Гуньсунь Яном, который жил в IV веке до н. э. Гланым тезисом фацзя являлось противопоставление народа государству, а государства – народу. Последователи фацзя были врагами конфуциан, потому – что считали, что природа человека зла и порочна, и её уже не исправить ни культурой, ни воспитанием. Согласно фацзя безграничное насилие – есть самый эффективный способ государственного управления, который можно и нужно применять всегда и везде. Само государство согласно Гуньсунь Яну возникло исключительно благодаря насилию и существует также благодаря лишь ему. Поэтому последователи фацзя, в отличие от конфуциан, ратовали за составление и написание многочисленных и подробных законов, которые должны в мельчайших деталях регламентировать всякую жизнедеятельность каждого подданного. Но при этом власть предержащие не обязаны были эти законы соблюдать. Власть по мысли Гуньсунь Яна не должна быть связана своим собственным законодательством. На фацзя ориентировался объединивший Китай в конце III века до н. э. император Цинь Шихуанди, который начал строить великую китайскую стену, казнил конфуциан и учёных, сжигая их труды. Согласно фацзя должно происходить регулярное обновление кадров в зависимости от личных способностей кандидатов на замещение должностей, а не по родовитости, а перед законом должны быть все равны, кроме одного монарха. По мысли Гуньсунь Яна государство должно быть агрессивным и вести завоевания ради объединения людей.

Моизм, основанный Мо – цзы в V веке до н. э. Тезис о всеобщей любви и взаимной выгоде – основной тезис учения Мо – цзы. Мо – цзы, в отличие от конфуциан отвергал сословное деление и связанные с ним предрассудки китайской аристократии. Он утверждал, что все люди итак от природы не равны по способностям и талантам, а потому нет необходимости закреплять их неравенство ещё и сословиями. Центральное понятие моизма – небо, которое «не различает больших, знатных и подлых; все люди – слуги неба, и нет никого, кому бы оно не выращивало буйволов и коз, не откармливало бы диких вепрей, не поило вином, не давало в изобилии зерно, чтобы люди почтительно служили небу. Разве это не есть выражение всеобщности, которой обладает небо? Разве небо не кормит всех?» Мо – цзы боролся против знати, аристократов и богачей и утверждал, что причиной лжи является бедность, а вовсе не низкое происхождение, и если перераспределить средства от богатых к бедным – лжи не будет. Мо – цзы критиковал конфуциан за их равнодушие к бедноте. Через пробуждение добра в сердце человеческом проходит согласно Мо – цзы духовная стадия всеобщей любви, а также через мирные договоры государств. Поэтому Мо – цзы выступал за мир и дружбу между народами и во всём мире, против всех и всяческих войн. Л. Н. Толстой в своё время интересовался учениями Мо – цзы.

Литература:

Древнекитайская философия: Собрание текстов в 2–х т. Т. 1. М., 1972.

Древнекитайская философия: Собрание текстов в 2–х т. Т. 2. М., 1973.

Малахов В. П. История политических и правовых учений. Учебное пособие для высшей школы. М., 2003.

Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. М., 1993.

Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений. М., 2009.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 291; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!