Политико – правовые взгляды Т. Гоббса



Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.) – английский философ – рационалист, идеолог материализма, юснатурализма и договорной теории государства. Основной труд – «Левиафан» – написан в 1651 году.

Государствоведение Гоббс стремился сделать столь же точной наукой, как алгебра, или геометрия, поскольку геометрия и механика для него идеальными образцами научного мышления. Природу Гоббс считал совокупностью протяжённых тел, различающихся величиной, фигурой, положением и движением (перемещением).

Гоббс полагал, что всем людям присущи соперничество, то есть стремление к наживе, недоверие, то есть стремление к безопасности, любовь к славе, то есть честолюбие и прочие пороки, которых никогда не искоренить ни культурой, ни воспитанием. Поэтому естественное (догосударственное) состояние человечества по Гоббсу – это братоубийственная война всех против всех, в которой «человек человеку волк». Каждый в естественном состоянии воюет только за себя и никогда – за других. Каждый в нём обладает частной собственностью, но обладает ей ровно в том количестве, в каком смог её отвоевать у других. По мысли Гоббса свобода – это вседозволенность, ибо «от природы все люди имеют право на всё». Какой – либо морали, нравственности и вообще этики в таком состоянии нет и быть не может, но зато нет и лжи.

В соответствии с убеждениями Гоббса, естественный закон – это предписание, согласно которому, человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни, или что лишает его средств к её сохранению, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни.

Но рост плотности населения в отдельных местах сделал там войну всех против всех совершенно невыносимой. Поэтому люди вынуждены были в данном случае договориться о мире друг с другом. Этот договор и создал государство, которое Гоббс назвал «левиафаном». Государство же согласно Гоббсу – это единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путём взаимного договора между собой огромное множество людей с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как это сочтёт необходимым для их мира и общей защиты.

Иными словами государство по Гоббсу – есть зло («левиафан»), но отсутствие его – зло ещё большее.

Все формы правления государств, Гоббс разделил на три категории по количеству людей, объединяющих суверена на: монархии, где сувереном является один человек, аристократии, где сувереном являются немногие и демократии, где сувереном является большинство граждан. Сам Гоббс был сторонником неограниченной абсолютной монархии.

Литература:

Томас Гоббс. Сочинения в 2 – х т. Т. 1. М., 1989.

Томас Гоббс. Сочинения в 2 – х т. Т. 2. М., 1991.

Малахов В. П. История политических и правовых учений. Учебное пособие для высшей школы. М., 2003.

Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. М., 1993.

Нерсесянц В. С.История политических и правовых учений. М., 2009.

Политико – правовые взгляды Джона Локка.

Джон Локк (1632 – 1704 гг.) английский философ – просветитель, идеолог деизма, материализма и юснатурализма и договорной теории государства, создатель идейно – политической доктрины либерализма. Главный труд – «Два трактата о государственном правлении».

Философ – рационалист Рене Декарт (1596 – 1650 гг.) признавал наличие врождённых идей. Локк же в опровержение Декарта заявил, что люди изначально рождаются равными во всём, так как при рождении не обладают никакими знаниями, но сразу же после рождения начинают их приобретать и, таким образом, становятся неравными, что душа человека, его разум – есть «чистая доска», наполняемая знаниями по мере опыта. Таким образом, Локк полагал, что все люди от рождения абсолютно и во всём полностью равны и что нет ничего такого, на что способен один человек и не может быть способным другой. Равенство людей по Локку включало и равенство возможностей. Среди естественных и неотчуждаемых прав главными Локк считал свободу, жизнь и собственность.

По Локку, как и по Гоббсу, люди обладали частной собственностью уже в естественном (догосударственном) состоянии. Но, несмотря на это, естественное состояние человечества Локк представлял не как состояние войны, но мира, а также абсолютной свободы и равенства. Однако такое состояние обладало, по мнению Локка одним существенным недостатком, а именно – отсутствием механизма, способного обеспечить сохранение естественных прав, таких как свобода, равенство и собственность, жизнь и т. д. Это приводило к самосуду, который никогда не может быть справедливым, так как либо недооценивает вину и тяжесть преступления, либо, наоборот, переоценивает их. Нехватка строго установленного закона, устанавливающего по общему согласию нормы справедливости и несправедливости, равно как и силы, которая способна была бы поддержать справедливый приговор соответствующими санкциями обострилась там, где возросла плотность населения. Но возникновение войны всех против всех в густонаселённых районах было предотвращено заключением общественного договора, учредившего государство. В соответствии с этим договором люди разделились надвое – подвластных и властвующих, одни из которых навсегда отказывались от индивидуального права на наказание, которым располагал каждый из них в условиях естественного состояния, «для того, чтоб оно осуществлялось только тем из них, кто будет назначен на это, и посредством тех законов, о которых согласится общество, или уполномоченные на то лица», а также от некоторых других прав и свобод. Согласно общественному договору государство взамен приобретённых им этих прав и свобод становится гарантом всех остальных прав и свобод человека. Тогда же появилось и соответствующее государству гражданское общество.

Джон Локк первым заявил о необходимости разделения властей в государстве. Но он полагал, что властей должно быть три: а) законодательная, то есть представительная от народа и верховная; б) исполнительная, в том числе судебная; в) федеративная, то есть касающаяся международных взаимоотношений, в том числе вопросов мира и войны и т. п. Но и законодательная и исполнительная власти должны были, по мысли Локка, осуществляться одними и теми же людьми. Разделение властей по убеждениям Локка должно было предотвратить злоупотребление государства своими полномочиями и выполнять только соответствующие ему функции, которые не позволяют никому покушаться на естественные права людей. Как и Платон, Локк считает, что законность должна распространяться и на законодателей. Впоследствии это стало аксиомой теорий правового государства. Локк различал четыре формы правления в зависимости от того, в чьих руках находится законодательная власть: демократия, олигархия, наследственная монархия, выборная монархия. Его идеалом была конституционная наследственная монархия.

По мысли Локка суверенитет народа значительней суверенитета созданного им государства, а потому народ обладает правом на восстание против государства.

Литература:

Джон Локк. Сочинения в 3 – х т. Т. 1. М., 1985.

Джон Локк. Сочинения в 3 – х т. Т. 2. М.,1985.

Джон Локк. Сочинения в 3 – х т. Т. 3. М.,1985.

Малахов В. П. История политических и правовых учений. Учебное пособие для высшей школы. М., 2003.

Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. М., 1993.

Нерсесянц В. С.История политических и правовых учений. М., 2009.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 381; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!