Тема 17. Политико – правовые взгляды И. Канта
Иммануил Кант. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. СПб., 1995.
Малахов В. П. История политических и правовых учений. Учебное пособие для высшей школы. М., 2003.
Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. М., 1993.
Нерсесянц В. С.История политических и правовых учений. М., 2009.
Политико – правовые взгляды Г. В. Ф. Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831 гг.) – основатель диалектической логики и теоретического обоснования гражданского общества.
Согласно Гегелю сущностью всего является отнюдь не материя, а абсолютная идея, или мировой дух, под которым философ понимал абсолют. Иногда гегельянцы называют этот абсолют ещё космическим разумом. В отличие от теистических учений (христианства, иудаизма и ислама) абсолют, то есть Бог по Гегелю безличен. Только душа по Гегелю является истинным бытием. Природа же (материя) по Гегелю – это инобытие, но в то же время и следствие духа, то есть бытия. Таким образом, для Гегеля, как и для Платона, материя – это не бытие, а бытие – это не материя. Но если у Платона бытие состоит из множества разрозненных идей (эйдосов), которым подчиняется даже сам Бог – творец (демиург), то у Гегеля бытие – это всего лишь один монолитный единственный разум, который постоянно изменяется. Поэтому Гегеля вкупе с Платоном можно считать основателями объективного идеализма, поскольку абсолют (идеал) по их учениям находиться вне материи, то есть объективен. Таким образом, Гегель считал, что некий мировой разум в виде человеческих мнений правит миром.
|
|
По Гегелю истина – это движение от незнания к знанию и одновременно соответствие предмета понятию о нём. Суть гегельянской диалектики заключается в утверждении того, что всё в мире – как материальное, так и нематериальное, как вещи, так и понятия о них, всегда находилось и находится в постоянном и беспрерывном изменении – всё предельно динамично, нет ничего статичного. Диалектика состоит из трёх универсальных законов: закон перехода количества в качество; закон единства и борьбы противоположностей; закон отрицания отрицания.
Гегель исходил из того, что нет одинаковых предметов, как и явлений и понятий и даже процессов. А поэтому, когда они вступают во взаимосвязь друг с другом, они вступают и в неизбежное противоречие друг с другом из – за своих различий. Поэтому очевидно, что любое движение порождаемо противоречием. Центральное понятие гегельянства – развитие. Развитие – это восхождение от абстрактного к конкретному, а противоречие – это критерий истины и, следовательно, внутренний источник развития. При этом как бытие, так и мышление всегда подчиняются тройственному ритму движения (триаде). Иными словами всякое развитие представляет собой триаду, в которой три элемента: тезис, то есть исходный момент; антитезис, то есть переход в противоположность, или отрицание; синтез противоположностей в новом единстве, то есть снятие отрицания, или отрицание отрицания. Примеры: сущность – явление – действительность (природа); бытие – сущность – понятие (логос); логос – природа – субъективный дух; субъективный дух – объективный дух – абсолютный дух; семья – гражданское общество – государство. В своём вневременном движении абсолют (мировой дух) воплощается в природу, то есть в инобытие, реализуется в человеке и, в конце концов, превращается в государство. Поскольку государство ни во что уже не переходит, Гегель отождествил его с абсолютом, то есть по Гегелю Бог – это и есть государство.
|
|
Гегель подразделял государственную власть на три ветви – законодательную, правительственную и власть государя, но отрицал при этом разделение этих властей, в отличие от понятий права и закона, которые отнюдь не были тождественны. По Гегелю в основе всякого права лежит свобода как наивысшая ценность человечества. Но только некоторые права по воле государства становятся законом, то есть закрепляются законодательно.
|
|
Гегель конкретизировал понятие «гражданское общество». Под гражданским обществом он подразумевал совокупность экономических интересов и отношений, или, говоря словами Т. Гоббса, войну всех против всех. Поэтому диалектика гражданского общества состоит в увеличении накопления богатства одними и в то же время увеличения нужды тех, кто трудиться. В результате этого при непомерном богатстве немногих гражданское общество в целом материально беднеет, то есть не обладает достаточным собственным состоянием, чтобы препятствовать возникновению переизбытка бедности. Поскольку, в конечном счете, Гегель имел в виду современное ему общество наиболее передовых стран Европы, то его он разделил на три сословия: субстанциональное (землевладельцы – дворяне и крестьяне); промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее – чиновники. Ныне же под гражданским обществом принято считать, прежде всего, бессословное общество – общество в котором все равны перед законом и судом. Согласно Гегелю в гражданском обществе противостоят частные интересы, в том числе свобода и власть разума, которые реализуются посредством воли. Поэтому Гегель ввёл триаду: семья (частный интерес) – гражданское общество (порождает необходимость в общественном интересе) – государство, в которой семья выступает тезисом, гражданское общество – антитезисом, а государство – синтезом.
|
|
Согласно Гегелю все государства время от времени должны вести между собой войны, потому – что в мирное время каждый народ имеет свойство забывать о своём единстве и распадаться на индивидов с частными интересами. Иначе говоря, Гегель считал, что без войны люди деградируют. Этим ошибочным выводом Гегеля впоследствии воспользовались фашисты.
История по Гегелю – есть «прогресс духа в сознании свободы…, который мы должны познать в его необходимости», который последовательно реализуется через «дух» отдельных народов (каждый народ по Гегелю обладает своим «духом» в виде господствующих идей и мнений), и состоит из трёх последующих друг за другом миров: восточный (свободы нет ни у кого, кроме монарха), греко – романский (свобода немногих при отсутствии её у большинства) и германский (свобода всех). При этом под германским миром Гегель понимал почти всю современную ему Европу. В общем, в каждый момент времени каждой ступени исторического развития тот народ, среди которого бытуют наиболее передовые идеи, является именно поэтому носителем объективного мирового разума. А частные цели людей, способствующих распространению этих идей, являются волей этого божественного разума. Таким человеком Гегель назвал Наполеона I Бонапарта, отождествив его с мировой душой, то есть вселенским духом. Это означает, что Гегель не обожествил монарха, так как считал абсолют безличным, а указал на государство как на итог развития абсолютной души. Иначе говоря, государство по Гегелю – это Бог. Но наилучшей формой правления согласно Гегелю является конституционная монархия, поскольку именно эта форма правления, по его мнению, наиболее соответствовала требованиям абсолюта на данный конкретный момент времени.
Литература:
Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Наука логики. М., 1999.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Феноменология духа. М., 2000.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Философия права. М., 1990.
Малахов В. П. История политических и правовых учений. Учебное пособие для высшей школы. М., 2003.
Нерсесянц В. С. Гегель. М., 1979
Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. М., 1993.
Нерсесянц В. С.История политических и правовых учений. М., 2009.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!