Правовые идеи В. С. Нерсесянца



Владик Сумбатович Нерсесянц. Он всю жизнь боролся против позитивизма и особенно против теорий Ганса Кельзена. Ганс Кельзен жил с 1881 по 1974 годы и был приверженцем позитивизма и одним из основателей правового нормативизма. Кельзен, как и все позитивисты, отождествил понятия право и закон. Для Кельзена нет иного права, кроме законодательства, и иного законодательства, кроме права. Согласно же Нерсесянцу закон может быть как правовым, так и неправовым, то есть право – это не закон. По Нерсесянцу право – это те нормы законодательства, которые соответствуют принципу формального равенства, который предполагает у всех субъектов права формальное равенство возможностей, прежде всего возможности приобретения индивидуальной собственности. При чём сам по себе этот принцип не существует отдельно от законодательства, то есть какие – либо нормы, не закреплённые в законодательстве, Нерсесянц правом не считает вовсе. По Нерсесянцу принцип формального равенства возможностей – есть постоянно присущий праву принцип с исторически меняющимся содержанием, эволюционирующим в сторону прогресса, как экстенсивно, то есть количественно новые возможности, так и интенсивно, то есть расширение круга субъектов, обладающих этими возможностями. Согласно Нерсесянцу право – есть нормативная форма выражения свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Нерсесянц утверждает, что свобода исторически появилась в процессе разложения первобытного общества и его дифференциации на свободных и несвободных – рабов и, что люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. В первобытном обществе свободе было быть не от кого и не от чего, а, следовательно, её самой не было. Поэтому свобода бывает только правовой и вне права свободы нет, равно как и равенство бывает только правовым и вне права равенства по Нерсесянцу нет. Более того, право по Нерсесянцу всегда справедливо, в отличие от закона, и только право и может быть справедливым, потому – что по Нерсесянцу справедливость – это воздаяние равным за равное. Таким образом, право по Нерсесянцу – это те нормы законодательства, которые обладают тремя подразумевающими друг друга признаками, которые отдельно друг от друга не существуют вовсе. Это формальное равенство возможностей, свобода и справедливость. Теория права Нерсесянца в духе теории неолиберализма. Он утверждал, что гражданская собственность – это идеальная доля каждого собственника в общей стоимости всех граждан. Признание неотчуждаемого и равного права каждого гражданина на собственность влечёт право на получение им доли дохода от общегражданской собственности. По Нерсесянцу цивилитарное право – это основа перехода от уравниловки к новому типу общества – цивилизму, с его правовым формальным равенством возможностей.

Литература:

Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. М., 1993.

Нерсесянц В. С. Наш путь к праву: От социализма к цивилизму. М., 1992.

Нерсесянц В. С.История политических и правовых учений. М., 2009.

Нерсесянц В. С. Юриспруденция: Введение в курс общей теории права и государства: Для юридических вузов и факультетов. М., 2002.

Историческая школа права (Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи).

Историческая школа права сложилась как реакция на юснатурализм XVIII века. Согласно исторической школе права, всякое право – это не воля законодателя, а совокупность признаков этнического менталитета. Оно складывется из народных обычаев и традиций, истоки которых уходят в глубокую древность и постоянно нарастают по мере научного и культурного прогресса и вообще по мере развития социально – экономического уклада того, или иного народа. При этом развитие права представляет собой не цепь качественных превращений, каковым по Гегелю является всякое вообще развитие, а одни лишь количественные изменения и только. По мнению исторической школы, традиции, обычаи, мораль и т. п. каждого отдельного народа постоянно возрастают вплоть до того, что становятся действующим законодательством вследствие их многочисленности и противоречивости. В связи с этим, какая – либо рецепция инонационального правового опыта нежелательна и приводит, по мнению теоретиков исторической школы, к крайне неблагоприятным последствиям.

Основателем исторической школы права был немецкий юрист Густав Гуго (1764 – 1844 гг.). Главным продолжателем его идей – Георг Фридрих Пухта (1798 – 1846 гг.) – немецкий юрист, представитель исторической школы права. Он считал государство и право порождением некоего «народного духа» и ратовал за сохранение феодального «права – привилегии», то есть сословных привилегий.

Фридрих Карл Савиньи (1779 – 1861 гг.) – немецкий юрист, основатель историко–эволюционной теории права в духе объективного идеализма. Он утверждал, что право связано с характером и бытием каждого народа и связано с языком, почему и постоянно изменяется, в том числе в принципах. Право – это органический продукт «народного духа». Оно в представлении юриста изменяется подобно языку одного народа – растёт как количественно, то есть экстенсивно, так и качественно, то есть интенсивно. Савиньи выступал против кодификации права и считал необходимым сохранение обычного феодального права Германии.

Таким образом, историческая школа права явно отдаёт приоритет ценностей сохранения по сравнению с ценностями изменения. Тезис Монтескье о природно – климатическом факторе в становлении права она переиначила, утверждая, что всему, в том числе и всем этим факторам, предшествует некий «народный дух», развивающийся всегда изначально в обычаях, из которых и происходит, впоследствии, норма права.

Естественно, поэтому, что все сторонники исторической школы права были монархистами, а то, что часть их сторонников нашла широкий отклик и за границей, прежде всего у обер – прокурора Синода Константина Петровича Победоносцева (1827 – 1907 гг.).

Историческая школа, объявляя позитивные законы выражением духа народа, автоматически оправдывает не только феодальные порядки, но и все предшествующие им, в том числе рабство, крепостничество, суды инквизиции и т. п.

В общем, по мнению исторической школы право возникло как стихийный процесс.

Литература:

Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. М., 2004.

Малахов В. П. История политических и правовых учений. Учебное пособие для высшей школы. М., 2003.

Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. М., 1993.

Нерсесянц В. С.История политических и правовых учений. М., 2009.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1328; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!