Учение Ж. Бодена о государстве и праве



Жан Боден (1529 – 1596 гг.) – французский публицист, мыслитель, государственный и общественный деятель, идеолог договорной теории государства. Главный труд – «Шесть книг о республике».

В соответствии с убеждениями Бодена общество развивается объективно под воздействием естественно – географической среды. Следом за Макиавелли Боден отвергал догмат о божественном происхождении государства и считал политическую власть проявлением господства и насилия.

Согласно договорной теории Бодена, государство – это продукт юридического акта. Оно появилось вследствие сознательного договора людей, находившихся до этого в первобытном «естественном» состоянии. В этом естественном состоянии люди жили крайне неорганизованно, без каких – либо общественных связей и политической организации (в виде государства и единой государственной власти) как бы порознь. Переход же к более высокому гражданскому состоянию был переходом от одиночного состояния каждого отдельного, «изолированного» человека к государственному объединению.

Но этот общественный договор не был действительным историческим фактом, а понимался только как некое состояние, принцип, обосновывающий правомерность государственной власти. Он мыслился как молчаливо заключённое соглашение отдельных людей, которое создало из них единый народ. Как некий договор, союз и т. п., учредивший как общественное объединение людей, так и в то же самое время и их политическую организацию – государство.

Хотя Боден и ввёл термины суверена и суверенитета применительно к монарху, он признавал право народа на убийство тирана, потому – что если государственная власть установлена народом, то она и должна находиться под его контролем, поскольку люди, вступая на основе договора в государство, только ограничивают, а отнюдь не теряют свою естественную свободу.

Несмотря на договорную теорию, Боден до конца оставался убеждённым монархистом и как монархист признавал за подданными право на свободу вероисповедания и право изъявлять через своих представителей согласие на обложение налогами, в чём выражался контроль государственной власти народом. Кроме того, Боден защищал принципы свободы торговли и предпринимательства, в чём выражалась уже поддержка так называемого третьего сословия, из которого, главным образом, и вышла буржуазия.

Литература:

Малахов В. П. История политических и правовых учений. Учебное пособие для высшей школы. М., 2003.

Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. М., 1993.

Нерсесянц В. С.История политических и правовых учений. М., 2009.

Политико – правовые идеи Гроция.

Гуго де Гроот (Гроций) (1583 – 1645 гг.) – нидерландский юрист, историк, социолог, дипломат и государственный деятель, основатель науки международного права, идеолог юснатурализма и договорной теории государства. Главный труд – «О праве войны и мира» написан в 1625 году.

Гроций утверждал, что общество – это совокупность равновеликих друг другу элементов в виде индивидуумов, обладающих правом частной собственности. Главной же целью всякого человеческого общежития является защита свободы и частной собственности.

Главной же причиной появления государства Гроций считал природную общительность человека – стремление людей к взаимному общению. Он говорил: «Природа человека побуждала бы людей стремиться к общению, даже если бы они ни в чём не нуждались». А к порождаемым таким стремлением правилам естественного права право внутригосударственное добавляет принцип пользы. А поскольку законы любого государства всякий раз преследуют его «особую пользу», постольку они различны во времени и в пространстве, в отличие от права естественного. Потому государство согласно Гроцию – это совершенный союз свободных людей, заключаемый ради соблюдения права и общей пользы.

Гроций как и Боден полагал, что государство возникло по общественному договору, который закрепил разделение людей на две категории – властвующих и подвластных, забрав у последних часть естественных прав в пользу властвующих, дабы лучше для всех соблюдалась общая польза. Но в отличие от Бодена Гроций был убеждён в том, что государство обладает суверенитетом именно как учреждение, а не как чья – то личность.

Всё право Гроций, вслед за Аристотелем, разделил на двое – на естественное и волеустановленное. При этом естественное право отличается от волеустановленного своей вечностью и неизменностью. Но в отличие от Аристотеля Гроций пошёл ещё дальше и разделил волеустановленное право на божественное (Библия) и человеческое, а человеческое – на исходящее от гражданской власти и не исходящее от гражданской власти, в том числе веления отца, господина и т. п. Исходящее от гражданской власти право ещё делится на внутригосударственное и право народов. Несмотря на то, что Гроций был теистом, он полагал, что естественное право основано на законах природы, и его не меняет даже Бог. Это был серьёзный прорыв в правоведении. Поэтому, если его кто – либо нарушил, то всякий человек вправе оказать сопротивление нарушителю, кем бы этот нарушитель не являлся – человеком, государством, несколькими государствами и т. д. Внутригосударственное же право, иначе ещё названное Гроцием положительным, устанавливается договором, включая самый первый из них – общественный договор. Положительное право всегда меняется людьми.

В области международного права Гроций выдвинул множество прогрессивных требований, таких как гуманность правил ведения войны, человечность в обращении с военнопленными и т. д. Многие из этих правил впоследствии стали юридическими нормами общепризнанного международного права.

Литература:

Гуго Гроций. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1956.

Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. М., 2004.

Малахов В. П. История политических и правовых учений. Учебное пособие для высшей школы. М., 2003.

Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. М., 1993.

Нерсесянц В. С.История политических и правовых учений. М., 2009.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 590; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!